Приграничные регионы РК: какова доля отечественной продукции на торговых полках?

Глава Комитета торговли МТИ проверил, как обстоят дела с казахстанскими товарами в магазинах Актюбинской и Западно-Казахстанской областей

Фото: gov.kz

Председатель Комитета торговли МТИ Айдар Абилдабеков провел совещание по вопросам развития торговли в приграничных западных регионах страны, поддержки отечественных производителей и защиты внутреннего рынка от импортного демпинга. Информацию об этом дала пресс-служба Министерства торговли и интеграции (МТИ) 22 августа.

В совещании приняли участие производители продуктов питания, руководители торговых сетей Актюбинской и Западно-Казахстанской областей, представители социально-предпринимательской корпорации и местного исполнительного органа, руководители региональных департаментов торговли и защиты прав потребителей,

Комитет торговли совместно с местным департаментом провел анализ доли отечественной продукции в торговых сетях Актюбинской и Западно-Казахстанской областей. По результатам анализа, на торговых полках Актюбинской области доля казахстанской продукции составляет:

  • молоко — 83%,
  • колбасные изделия — 78%,
  • подсолнечное масло — 43%,
  • сливочное масло — 67%,
  • мясо кур — 60%.

В Западно-Казахстанской области:

  • молоко — 48%,
  • колбасные изделия — 71%,
  • подсолнечное масло — 51%,
  • сливочное масло — 71%,
  • куриное мясо — 90%.

В двух областях в целом объем отечественной продовольственной продукции превышает 30%, констатировал глава комитета.

«Актюбинская и Западно-Казахстанская область в связи с приграничным расположением вынуждены конкурировать с импортной продукцией в большей степени чем другие регионы. В «Правилах внутренней торговли» установлено требование, что объем отечественной продовольственной продукции на полках торговых сетей должен составлять не менее 30%, а также приоритет по ее размещению на самом видном месте. Министерством разработан механизм встречных обязательств для субъектов бизнеса. Предприниматели, получившие государственную поддержку, обязаны размещать на торговых полках не менее 50% отечественной продовольственной продукции и не менее 20% отечественной непродовольственной продукции», — отметил Айдар Абилдабеков.

В других приграничных областях, по данным МТИ, отечественная продукция занимает такое же или большее место на полках магазинов. В Акмолинской области доля отечественных молочных продуктов и пшеничной муки на торговых полках превышает 70%. Куриное мясо 100-процентно казахстанское, подсолнечное масло — на 50%, колбасные изделия — на 60%. Отечественная молочная продукция в Костанае составляет 91%, в Павлодаре — 63%. Доля казахстанского мяса кур на торговых полках в этих двух регионах составляет 80%. 73% колбасных изделий, реализуемых в Павлодаре, приходится на отечественную продукцию.

 Гулжайна Ногаева, представитель ТОО «Рамазан» — производителя мучно-макаронных изделий, пожаловалась главе комитета, что «торговые сети ставят социально значимую продукцию, социальный хлеб в особо незаметных местах в торговых точках». В ответ Айдар Абилдабеков раскритиковал нежелание торговых сетей продавать дешевые товары и подчеркнул, что уязвимые слои населения должны иметь возможность покупать дешевый хлеб.

Также Абилдабеков поручил провести анализ торговли российскими яйцами в Актюбинской области, сказано в сообщении, однако в связи с чем дано поручение, не объясняется.

Кроме того, председатель комитета дал указание разъяснить торговым сетям, что социально значимые продукты нужно размещать на полочном пространстве в визуально и физически доступных местах. Руководителю департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО Абилдабеков поручил следить за тем, чтобы магазины не ограничивали доступ отечественным производителям и не отказывались без оснований от заключения с ними договоров.