Предварительный отчёт о крушении самолёта AZAL опубликовало Минтранспорта РК
Из повреждений воздушного судна извлекли «большое количество посторонних объектов»
Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчет по результатам расследования крушения самолета азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау 25 декабря 2024 года. Отчет написан на 53 страницах, содержит фото повреждений воздушного судна и записи с бортового самописца и регистратора полетных данных.
«После двух неудачных попыток произвести посадку на аэродроме в Грозном экипаж принял решение на возврат в Баку. В процессе возврата в 05:13:32 (здесь и далее — время UTC) были потеряны основные системы управления самолетом. Далее, в 05:42, экипаж принял решение следовать на запасной аэродром Актау для аварийной посадки», — говорится в предварительном отчете.
Вот некоторые детали:
- В 05:13:31 по записям, полученным с CVR (бортового речевого самописца. — F), фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота (РИ «AUTO PILOT»), автомата тяги (РИ «Throttle»).
- В 05:13:34 давление в третьей гидросистеме упало до 0 PSI, уровень жидкости упал до 0%. Положение рулей управления (ELEVATOR, AILERON, RUDDER) фиксируются в нулевом положении и остаются в этом положении до конца полета.
- В 05:13:36 зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу.
- В 05:13:39, по данным FDR (регистратора полетных данных. — F), зафиксировано начало разгерметизации кабины.
- В 05:13:47 сработала сигнализация «HYD 2 LOW PRESS». В первой гидросистеме давление упало до 0 PSI, уровень жидкости — до 0%.
- Повторный звуковой удар фиксируется в 05:13:56 по записям, полученным с бортового речевого самописца.
- В 05:13:54 (FDR) давление во второй гидросистеме упало до 4 PSI.
- В 05:14:58 командир связался с кабинным экипажем по внутренней связи: «Алло, что случилось?». «Взорвалось два сидения, я … ммм я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю», — доложил бортпроводник.
- Далее экипаж говорит об отказе управления, в 05:16:32 запрашивает погоду в Минводах, сообщает: в кабине повышено давление, самолет теряет управление, гидравлика отказала.
- В 05:23:11 экипаж запрашивает курс на Махачкалу.
- В 05:28:01 просит: «Далее следуем на Баку, на этой высоте, пожалуйста, векторите».
- После запрашивает погоду в Актау и в 05:42:40 принимает решение: «А, тогда, Ростов, тогда идем на Актау».
В 06:03:06 вышка в Актау опознает судно и объявляет код бедствия 7700 (код указывает на чрезвычайную ситуацию. — F). Столкновение самолета с землей с креном вправо на 35 градусов зафиксировано в 06:27:58, при этом закрылки/предкрылки самолета были выпущены в положении три, шасси выпущены, створки открыты, стабилизатор — 1.76 UP.
«Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму», — говорится в документе.
До столкновения с земной поверхностью у самолета были повреждены гидравлические системы 1, 2 и 3, «вероятно, вызванные внешними объектами, проникшими в компоненты воздушного судна», и повреждена электрическая проводка управления привода стабилизатора (триммера по тангажу), что, как говорится в отчете, вероятно, вызвано внешними объектами.
В отсеке гидросистемы № 3 и механизме управления стабилизатором найдены сквозные повреждения. «Сквозные повреждения ВС (воздушного судна. — F) указывают на проникновения внешних объектов в конструкцию ВС. Большинство сквозных повреждений находятся в киле и стабилизаторе. Визуальный осмотр сквозных повреждений показывает, что некоторые из них сквозные, в то время как другие являются глухими/несквозными повреждениями», — сказано в отчете. Комиссия по расследованию извлекла «большое количество посторонних объектов» из глухих повреждений — их отправят на дополнительную судебную экспертизу. Характер и происхождение сквозных повреждений, вызванных посторонними объектами, определят с помощью «соответствующих исследований и экспертиз».
«После столкновения с земной поверхностью ВС распалось на несколько частей. Центральная и передняя часть фюзеляжа, нижняя часть кабины пилотов и правое крыло полностью уничтожены огнем (в скобках указана позиция на фотографии ниже: 10). Верхняя часть кабины пилотов отделилась от нижней части, на которой сохранились верхняя панель инструментов, два ветровых остекления кабины и одно боковое окно (9). Задняя часть фюзеляжа с хвостовой частью находилось на расстоянии от остальных частей воздушного судна (17). Левое крыло с центральной часть ВС находилось на месте возгорания фюзеляжа и частично сохранилось (11). Шасси в результате столкновения были разрушены и разбросаны на месте происшествия, верхняя часть левой стойки осталась в нише левого крыла (15, 16, 18). Правый двигатель разрушен на несколько крупных и мелких частей (13, 14). Левый двигатель частично сохранился (12)», — говорится в предварительном отчете.
Информация в отчете предварительная, ее могут уточнить и дополнить по результатам исследований и изучения всех материалов. После окончания работ подготовят окончательный отчет по результатам расследования авиапроисшествия. Уточняется, что медицинские и патологические исследования не завершены — их представят в окончательном отчете.
Разбившийся самолет Embraer принадлежит ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» «Azerbaijan Airlines», его крушение произошло 25 декабря 2024 года в пяти километрах от торца взлетно-посадочной полосы 11 аэродрома Актау, в 25 километрах от самого города. Воздушное судно выполняло регулярный пассажирский рейс по маршруту Баку — Грозный. На борту находились 67 человек: пять членов экипажа и 62 пассажира. Погибли 38: командир, второй пилот, старший бортпроводник и 35 пассажиров (6 казахстанцев, 25 азербайджанцев, 7 россиян). Остальные — 2 бортпроводника и 27 пассажиров — получили телесные повреждения разной степени.
30 декабря 2024 года Министерство транспорта РК отправило черные ящики с упавшего самолета в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA). Азербайджан отказался от того, чтобы расследование проводил Межгосударственный авиационный комитет, от которого поступило соответствующее предложение: «Эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России», — заявил 29 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев.