Правительство изучает возможности сокращения расходов

Депутаты подсказали министрам, где сэкономить миллиарды тенге
Фото: omskregion.info

В конце прошлого года группа депутатов парламента провела тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке. К Новому году народные избранники подготовили подробный отчет с пояснениями, какие инициативы правительства не прижились, какие будущие траты могу быть пересмотрены или полностью сокращены с учетом кризиса и дефицита бюджета. Доклад этот был прочитан руководством страны, и 3 января 2015 членам правительства было дано поручение: в свою очередь изучить отчет и принять меры по нему уже к 1 февраля. Основным исполнителем был назначен заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев.

Мы публикуем основные посылы этого доклада, поскольку он, по сути, является черновым вариантом программы значительных перемен, перераспределения и сокращения расходов в социальной сфере государства.

Часть 1. Министерство здравоохранения и социального развития

Адресная социальная помощь

В 2015-2017 на выплату государственной адресной социальной помощи (АСП) правительством заложены расходы в размере 267, 9 млн тенге. При этом доля трудоспособного населения в составе получателей помощи составляет 30,9%. Более чем в 60% случаев адресную соцпомощь получают жители сельской местности.

По мнению авторов доклада, при исчислении АСП используется устаревшая методика и механические принципы распределения. Это привело к тому, что этот вид социальной помощи не мотивирует получателей к труду и активной деятельности, а превратился в механизм дотаций населения.

На первом этапе предлагается исключить из состава получателей помощи трудоспособное население. Для остальных же получателей рекомендуется ввести требования заключать контракт по обязательному обучению специальности и трудоустройству.

На втором этапе вообще предлагается рассмотреть вопрос о прекращении выплат.

О деятельности дочерних организаций Минздравзоцразвития

В ведении министерства находятся 46 подведомственных организаций. Помимо специализированных научно-исследовательских республиканских организаций (например, Института глазных болезней, онкологии, кардиологии, проблем туберкулеза и т.д.), созданы и такие организации, как Республиканский центр развития здравоохранения и Республиканский центр электронного здравоохранения и т.д. По мнению исследователей, эти учреждения не выполняют задачи по развитию институционального потенциала отрасли и соответствия международным стандартам. Хотя на содержание каждого из них ежегодно выделяется от 1,1 до 1,5 млрд тенге.

Предлагается оптимизировать бюджеты дочерних организаций, пересмотреть задачи этих учреждений и вообще решить вопрос о целесообразности существования каждого из них.

Проведение социсследований и заказ консалтинговых услуг

Только в 2013-2014 на это было потрачено 552, 6 млн тенге, в 2015-2017 планируется выделить 1,094 млрд тенге. В том числе на такие программы, как обзор состояния рынка труда; разработка модернизации политики занятости; методологическое сопровождение и мониторинг реализации Госпрограммы развития здравоохранения РК на 2016-2020 и др.

Авторы доклада предлагают оптимизировать бюджеты по этой статье или вообще временно приостановить траты на них.

Закуп лекарств и вакцин

Как пишут разработчики, за последние пять лет бюджетные затраты на лекарства, вакцины и иммунобиологические препараты выросли в три раза. Если в 2013-2014 на медикаменты из бюджета было выделено 103,9 млрд тенге, то в 2015-2017 предусмотрено выделить 223,8 млрд тенге. В перечне гарантированного объема бесплатных для населения медикаментов на амбулаторно-поликлиническом этапе значатся 412 препаратов, для оказания стационарной помощи - 900 препаратов.

60-70% объема закупа лекарств осуществляет ТОО «СК-Фармация» (дочернее предприятие ФНБ «Самрук-Казына»), наценка которого составляет 10% к закупочной цене лекарств. В 2013 прибыль «СК-Фармация» составила 4,1 млрд тенге. Услуги же по доставке и хранению ТОО закупает у других поставщиков, так как собственная система логистики не создана.

Докладчики считают, что закуп медикаментов в стране проводится нерационально, с отсутствием данных по доказательной медицине и при необоснованных ценах. Система ценообразования непрозрачна. Включение препаратов в списки для госзакупа осуществляется формулярной комиссией без открытого обсуждения с клиниками.

Предлагается пересмотреть принципы работы комиссии по контролю за отбором фармпродѵкции; проводить закупы лекарств только на основании доказательной медицины; внедрить новую систему ценообразования на препараты; обновить методику расчета предельных цен на медикаменты, увеличить закуп отечественной продукции.

О скринингах

На эти исследования в 2013-2014 из республиканского бюджета выделено 8,7 млрд тенге, в 2015 -2017 предусмотрено выделить 18,6 млрд тенге на 8 видов. Однако в развитых странах, уверяют авторы доклада, проводится не более четырех видов основных исследований (на рак молочной железы, рак шейки матки, хромосомные и структурные аномалии плода и сердечно-сосудистые заболевания).

В условиях неравномерного оснащения поликлиник на местах необходимым оборудованием и квалифицированными специалистам отмечается низкое качество оказываемых услуг, и, как следствие, проявляется низкий уровень выявляемости заболеваний. Так, к примеру, проводимые скрининги по болезням сердечно-сосудистой системы у пациентов в возрасте от 18 до 35 лет выявляют всего 1% больных. Эффективность скрининга на сахарный диабет составляет от 0,5 % до 0,7 %, рака печени - 0,05%. Во многом это связано с тем, что обследуется нецелевая группа населения.

Предлагается пересмотреть целевые группы обследуемого населения, сократить «неэффективные виды скринингов», перераспределив средства и ресурсы на мониторинг здоровья детей до 18 лет.

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)

В 2013 объем финансирования службы формирования здорового образа жизни составил 1,23 млрд тенге. Кроме того, различным НПО на реализацию социальных проектов по охране здоровья выделено 282,3 млн. тенге, в 2014 - 555,6 млн, в 2015-2017 планируется выделить 714,3 млн тенге. При этом пропаганда ЗОЖ, считают авторы доклада, осуществляется формально, преимущественно с использованием ресурсов госучреждений. Мероприятия не носят системный характер. Недостаточное внимание уделяется профилактике социально-значимых заболеваний.

Для сокращения трат предлагается пропагандировать ЗОЖ в государственных СМИ.

О деятельности Национального медицинского холдинга (НМХ)

Холдинг имеет шесть дочерних организаций, доходы которых ежегодно на 93% формируются из средств республиканского бюджета в размере более 7 млрд тенге. Деятельность холдинга и его дочерних организаций с 2010 по 2013 является убыточной. Между тем, только по линии Министерства образования и науки он финансируется на сумму, составляющую 18% всех затрат на образование. В 2012-2014 НМХ было выделено 4,2  млрд тенге на закуп медоборудования. Однако 452 различных аппарата стоимостью 1,1 млрд тенге простаивают из-за неисправности, устаревшего программного обеспечения, ненадобности и т.д.

Также не внедрены в практику новые методы лечения пациентов по результатам обучения специалистов за рубежом

Не реализовано поручение главы государства по созданию к 2011  «Госпиталя будущего».

Авторами исследования предлагается перевести НМХ на самофинансирование, простаивающее оборудования передать в другие клиники, а часть сэкономленных денег направить на увеличение уставного капитала Назарбаев Университета. Врачей же предлагают не отправлять в кратковременные стажировки за рубеж.

Закуп медтехники

На эти цели в 2014 из республиканского бюджета было выделено 15,4 млрд тенге. В 2015 - 2017 планируется выделить 22,9 млрд тенге. По данным Счетного комитета, в 2012 более половины из закупленного в лизинг оборудования эффективно не использовалась. Приобретая дорогое медицинское оборудование, единый поставщик - госкомпания АО «КазМедТех» - не создала сервисные центры по его обслуживанию. Главврачи сталкиваются с проблемой дорогостоящего ремонта за границей, деньги на который в бюджете не предусмотрены. В результате оборудование простаивает. Авторы доклада уверены: перечень закупаемой техники навязывается сверху и не соответствуют реальным потребностям.

Предлагается пересмотреть стандарты и методику формирования заказа, тщательно выяснять у главврачей, какое именно оборудование требуется каждой конкретной клинике.

Профилактика

В городах отмечается низкая квалификация врачей общей практики, вследствие чего увеличилось количество тяжелобольных, находящихся на амбулаторном лечении. К узким специалистам пациентам попасть сложно. Недостаток врачей общей практики в системе в 2013 году составил 4 738, в том числе дефицит на селе - 935.

Авторы доклада приходят к выводу: число хронических больных растет из-за отсутствия квалифицированной помощи, действенных мер по профилактике и сокращения объемов госпитализации. Теперь поликлиники не заинтересованы направлять тяжелобольных пациентов в специализированные клиники из-за принципа фондодержания («деньги идут вслед за пациентом»). При этом лечение хронических больных обходится бюджету в разы дороже. Разработчики предлагают отказаться от фондодержания, пересмотреть механизмы оплаты труда медработников, усилить программы по подготовке врачей общей практики, пересмотреть штатные расписания медучреждений.

Продолжение см. здесь.