Депутаты предлагают правительству отказаться от 12-летки в школе

12285

Иначе при массовом переходе на 12-летнее среднее образование государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики

Фото: deti.mail.ru

Продолжение. Начало см. здесь.

Вчера Forbes.kz рассказал о том, что группа депутатов парламента провела тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке. По его итогам народные избранники предложили не только множество способов сэкономить миллиарды бюджетных средств, но и попутно предложили серьезные реформы в различных сферах. 3 января 2015 членам правительства руководство страны дало поручение: изучить отчет и принять меры по нему.

Сегодня речь пойдет о сфере образования.

Часть 2. Министерство образования и науки

Переход к модели 12-летнего образования

Разработчики доклада считают, что полный переход на 12-летнюю модель образования приведет к значительному росту бюджетных расходов (законченных прогнозных расчетов еще нет) без значительно меняющих качество образования результатов. Государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики.

Переход на 12-летнее обучение неоднократно откладывался по ряду причин, в том числе из-за отсутствия качественных условий для обучения 6-летних детей. В системе образования в настоящее время действуют 103 трехсменные и 166 аварийных школ. Более 45% школ страны – малокомплектные. Состояние их материально-технической базы далеко не везде соответствует современным требованиям, не внедрены электронные учебники, не везде имеется широкополосный интернет, уже сейчас отмечается дефицит подготовленных учителей.

Учитывая все это, разработчики предлагают правительству пойти на кардинальные меры и, свернув уже начавшийся в некоторых школах эксперимент по переходу на 12-летнюю модель школьного образования, полностью отказаться от нее. Вместо этого предлагается использовать положительный опыт по внедрению инновационных форм по полиязычному обучению в программы 11-летнего образования.

Подушевое финансирование

Для внедрения подушевого нормативного финансирования среднего образования в 63 пилотных школах в бюджете в 2015-2017 запрошено 42,7 млрд тенге. При этом стоимость обучения ученика в средней школе при подушевом финансировании почти в два раза выше, чем при действующей системе.

Предлагается количество школ, участвующих в пилотном проекте, сократить в 2-3 раза, а полное внедрение подушевого финансирования отложить до лучших времен.

Учебники для средней школы

Несмотря на ежегодное финансирование закупа учебников из местных бюджетов на сумму около 8 млрд тенге, в стране по-прежнему наблюдается дефицит учебных пособий. В действующем законодательстве имеются пробелы в регулировании процесса подготовки, издания, транспортировки и обеспечения учебников для учеников средней школы. Полный пакет нормативных документов до сих пор не разработан, финансовые механизмы не прозрачны. Это приводит к недофинансированию на местном уровне, несоответствию объемов заказов реальным потребностям и срыву сроков поставок учебников. При формировании потребности в учебниках не учитываются такие критерии, как миграция и прирост населения, физический износ учебников, периодичность обновления фонда школьных библиотек и др.

Для улучшения качества учебников авторы доклада рекомендуют ввести государственную монополию и передать разработку учебных пособий Академии образования им. Алтынсарина. Авторские коллективы же укомплектовать учителями-практиками, психологами и учеными.

Также предлагается ввести всего один базовый учебник по каждому предмету и классу, и предусмотреть его финансирование из республиканского бюджета. Вопросы ЕНТ предлагается разрабатывать на основе этого базового учебника, единого для всех школ по всей стране. Альтернативные учебники, изданные на внебюджетные средства, могут быть разрешены к использованию на факультативной основе. Также предлагается запустить поэтапное внедрение электронных учебников, обеспечив школы планшетниками с учебными программами.

Школьное питание

Из регионов в депутатский корпус регулярно поступает информация о коррупции со стороны некоторых представителей местных акиматов, которые отдают предпочтение тем или иным поставщикам школьного питания. Многие школьные продукты не соответствуют требованиям качества и безопасности для здоровья детей.

Учитывая это, разработчики предлагают вообще отказаться от бесплатного питания в школах. При этом питание детей из социально уязвимых слоев и многодетных семей оставить бесплатным, введя для них специальные талоны.

Также рекомендовано предусмотреть механизмы жесткого контроля при проведении выбора поставщика, исключив из состава комиссий представителей местных исполнительных органов, но включив туда родителей учащихся и представителей общественности.

Малокомплектные школы (МКШ)

В настоящее время сеть МКШ в Казахстане насчитывает 3300 школ (45,6% от общего числа). Авторы доклада называют их «пережитком советской системы, который не отвечает современным требованиям». Образование здесь некачественное, материально-техническая база далека от полной укомплектованности. Обеспеченность столовыми здесь составляет 62,4%, спортзалами - 59%. В МКШ нет адаптированных учебных программ, наблюдается дефицит учителей, учебников, психологов и методистов. При этом процесс обучения здесь дорогостоящий и ресурсозатратный - стоимость обучения одного ученика в МКШ в два раза больше, чем в полнокомплектной школе.

Авторы доклада предлагают оставить в МКШ лишь начальное образование (1-4 классы), а для учеников 5-11 классов строить типовые школы-интернаты в городах и райцентрах.

Дошкольные организации

В настоящее время в республике функционируют 8596 дошкольных организаций, которые посещают 734,4 тыс. детей. На дому воспитывается более 400 тыс. детей - итого в стране более 1,13 млн дошколят. К 2020 прогнозируется рост этого числа до 1,3 млн, как следствие, будет увеличен и спрос на детсады. При этом рост числа дошкольных учреждений не успевает за демографическим ростом – сейчас в очередях на предоставление мест в детских садах уже обратилось более полумиллиона семей.

Положительный опыт размещения госзаказа в частных дошкольных организациях из средств республиканского бюджета обеспечивает рост сети частных детских садов. Посему предлагается предусмотреть меры по мотивированию развития различных форм дошкольных организаций (мини-центров, детских садов в рамках государственно-частного партнерства, использование площадей в жилых помещениях), а также стимулировать развитие частного предпринимательства в этой сфере через микрокредитование. Также депутаты видят необходимость льготного налогообложения коммерческих детсадов на первые 5 лет со дня открытия. В то же время авторы отчета рекомендуют поэтапно отказаться от строительства государственных дошкольных организаций, отходить от льготной системы оплаты за содержание детей в садах (текущий размер оплаты покрывает только расходы на питание). При этом сохранить льготы для детей из малообеспеченных и многодетных семей и детей с ограниченными возможностями.

Техническое и профессиональное образование (ТиПО)

В настоящее время в Казахстане действует 849 профессиональных учебных заведений, из которых 472 государственных (55,6%). Всего учащихся в системе ТиПО - 561,9 тыс. (по госзаказу обучаются - 244,4 тыс., или 43,5%). Расходы государства на одного обучающегося в среднем по РК составляют 315 тыс. тенге.

При этом много вопросов у авторов доклада вызывает государственное АО «Холдинг Кәсіпкор», образованное для создания и развития сети колледжей мирового уровня. За время своей деятельности с 2011 холдинг был профинансирован из средств республиканского бюджета на сумму свыше 16,6 млрд тенге. В 2015-2017 на его деятельность планируется направить 69,5 млрд тенге. При этом концентрация огромных материальных и денежных ресурсов в холдинге происходит на фоне стагнационных процессов в системе ТиПО.

Предлагается переориентировать деятельность холдинга на развитие научно-исследовательского направления по прогнозированию и планированию деятельности ТиПО, по разработке нормативной, учебно-методической базы и образовательных программ. Бюджет холдинга предлагается пересмотреть.

Что касается колледжей и училищ, авторы доклада рекомендуют приватизировать государственные ТиПО с жестким требованием по целевому назначению. В итоге на рынке останутся только частные учебные заведения, в которых через госзаказ будут управлять количеством выпускников по востребованным для государства специальностям.

О программе «Болашак»

В этой программе авторы доклада отмечают чрезмерное увеличение количества одних специальностей (гуманитарных – около 55%) и низкий уровень охвата других направлений. Например, медицинские специальности составляют всего 5% в программе. Бюджет «Болашака» в 2014 - более 17,5 млрд тенге. На 2015-2017 предусматриваются расходы в общей сумме более 56 млрд тенге.

Предлагается пересмотреть направления программы, вычленить приоритетные направления в образовании  и оптимизировать количество научных стажировок за рубежом.

Высшее и послевузовское образование

В 2012- 2013 была проведена оптимизация сети высших учебных заведений, в результате которой их количество сократилось с 149 в 2010 до 132 в 2013. Численность студентов вузов с 2010 по 2013 снизилась с 620,4 тыс. до 571,7 тыс. Это вызвано снижением рождаемости в начале 90-х годов. Вместе с тем, в Казахстане ожидается изменение демографической ситуации, которая приведет к росту численности детей в возрасте 11-15 лет на 35,6% к 2018, что увеличит нагрузку на высшее образование.

В системе высшего образования сохраняется дисбаланс между структурой подготовки кадров с высшим образованием и потребностями рынка труда. Госзаказ формируется в основном без учета прогнозируемых изменений спроса на рабочую силу. Это уже привело к перепроизводству специалистов в отдельных секторах экономики, дисбалансу спроса и предложения рабочей силы. Около половины выпускников, в том числе и обладателей грантов, не работают по специальности.

В высшей школе отмечается старение профессорско-педагогического состава, отток специалистов в более высокооплачиваемые секторы экономики.

Предлагается возобновить систему обязательного трудоустройства  выпускников, обучившихся по государственному гранту, вести механизмы обязательной отработки по направлению государства, ввести систему подтверждения дипломов после отработки. Увеличить затраты на подготовку студентов технических специальностей, при этом сократить набор студентов на невостребованные специальности.

Окончание следует.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить