Как правительство Казахстана увеличивает валютный долг страны
Занимая деньги на проекты, которые считаются проектами развития

Высокие ставки стимулировали рекордный приток средств нерезидентов в казахстанские ГЦБ (государственные ценные бумаги). За девять месяцев 2024 года их вложения выросли на 127 %, с 455 млрд до 967 млрд тенге. На этом фоне доля владения бумагами нерезидентами возросла почти в 2 раза, с 2,2 до 4 %. «Значительный приток средств нерезидентов свидетельствует о высокой оценке нормы прибыли за риск, что сглаживало давление на нацвалюту и может послужить одним из факторов для возобновления цикла снижения ставок», — полагают аналитики АФК.
Смягчение Нацбанком денежно-кредитной политики (ДКП) способствовало снижению ставок привлечения на долговом рынке. За девять месяцев 2024 года Минфин привлек 5 трлн тенге со средневзвешенной доходностью к погашению 10,74–13,5 % годовых, разместив 37 выпусков со сроком погашения от 0,8 до 15,9 года. За аналогичный период 2023 года было привлечено 4,8 трлн тенге со средневзвешенной доходностью к погашению 11,50–17,71 % годовых. Минфин тогда разместил 33 выпуска со сроком погашения от 0,5 до 15,4 года. Как видно, Минфин увеличил объем предложения и продолжает структурировать выпуски ГЦБ в сторону удлинения сроков заимствования.
Более низкие, чем в 2023 году, ставки привлечения становятся для правительства более комфортными, но все же остаются на двузначном уровне. Такие ставки привлекают инвесторов на фоне планов Нацбанка по дальнейшему смягчению ДКП. Лидером спроса остаются краткосрочные, до одного года, бумаги. Аукционы по продаже коротких долгов Минфина проходят с неизменным аншлагом и позволяют ему отсекать цену размещения по максимально удобной планке. К слову, успехом пользуется и большинство среднесрочных и длинных выпусков Минфина — инвесторы стараются фиксировать текущие доходности.
Как уже отмечалось, особенностью текущей структуры инвесторов в тенговые ГЦБ является увеличение доли нерезидентов. Высокие ставки казахстанского рынка госбумаг по достоинству оценивают иностранные инвесторы. В 2023 году доля их покупок на вторичном рынке ГЦБ находилась в районе 7 %. За девять месяцев 2024-го эта доля возросла до 8,1 %. Приток обусловлен и внешними факторами. ФРС США в сентябре впервые за четыре с половиной года снизила базовую ставку на 50 базисных пунктов, до 4,75–5 %. Европейский центробанк также в сентябре пошел на снижение ставки. Нацбанк РК ставку держит, сохраняя привлекательным дифференциал казахстанских ставок со ставками развитых стран. К слову, Нацбанк и Казахстанская фондовая биржа (KASE) в последнее время увеличили активность по привлечению иностранных инвесторов на отечественный фондовый рынок, в первую очередь на рынок ГЦБ. В сентябре и октябре они провели две конференции в Лондоне: при содействии Citibank N.A и Deutsche Bank.
Деньги инвесторов-нерезидентов поддерживают спрос на тенговые ГЦБ. Однако эксперты указывают на высокие риски роста влияния таких инвесторов. В случае резкого изменения макроэкономической, валютной, геополитической ситуации нерезиденты начнут выходить из тенговых бумаг Минфина, оказывая давление на рыночные ставки и на курс тенге — доллар.
Ставьте на короткое
Размещения на первичном рынке ГЦБ показывают, что наиболее интересным для инвесторов стало начало текущего года. В январе базовая ставка в 15,25 % при инфляции в 9,5 % сделали наиболее привлекательным выпуск годовых ГЦБ с доходностью к погашению в 13,34 % — заявки превысили запланированный объем в 8,5 раза. К октябрю Минфин разместил 13 выпусков годовых ГЦБ — аналогично числу выпусков за 2023 год, — сфокусировавшись на предложении более длинных бумаг. Но у инвесторов остается высокий аппетит к сверхдоходным бумагам: доходность максимальных по сроку, в 15,9 года, ГЦБ с предложенной в апреле доходностью в 12,15 % не показалась инвесторам привлекательной — спрос на бумаги едва превысил 70 %.
С июля по октябрь 2024-го Нацбанк держит базовую ставку на уровне 14,25 %, в октябре инфляция составила 8,3 %. По информации Минфина, структура тенгового долга в ГЦБ меняется в сторону фиксированных доходностей. Фиксированные по ставке долги в структуре общих займов Минфина выросли с 78 % в 2022 году до 84 % к началу второго квартала 2024-го. Выпуски с плавающей ставкой сократились с 17 до 13 % соответственно. Минфин усиленно «толкает» ликвидность в длинные бумаги, чтобы «связать» деньги на долгий период, да и обслуживать длинные займы спокойнее, чем короткие.
Нацбанк поддерживает активность Минфина по размещению среднего и длинного тенгового долга в ГЦБ. С конца 2023-го Нацбанк стал лимитировать объем каждого выпуска нот. Выпуски в марте — сентябре 2024 года не превышали 500 млрд тенге, тогда как в 2023-м средний объем выпуска находился в пределах 2,5 млрд тенге. В связи с этим объем нот в обращении сократился до 1 трлн тенге. Параллельно Нацбанк отказался от операций изъятия ликвидности через инструменты репо и своп, чтобы не дублировать их с депозитными аукционами, а также создать рыночные условия для формирования ставки индикатора денежного рынка TONIA (средневзвешенная процентная ставка по сделкам открытия репо сроком на один рабочий день с ГЦБ).
Основные покупатели краткосрочных нот — банки. Снижение предложения нот не говорит о сокращении тенговой ликвидности в системе. У банков по-прежнему достаточно денег — в системе структурный профицит краткосрочной ликвидности. Текущая альтернатива нотам — денежный рынок обратного репо, где можно ссудить деньги за рыночный процент. Но сейчас на рынке царит штиль. Ставки снизились и стали малопривлекательными.
Рыночная среда (без участия Нацбанка) привела к снижению ставки TONIA в этом году: к концу октября ставка в 13,79 % годовых вошла в периметр базовой ставки (14,25 %). Объем торгов на рынке репо за девять месяцев 2024-го ужался до 197,1 трлн тенге, на 6 % к аналогичному периоду 2023-го. Упали среднедневной объем операций и среднедневное количество сделок при значительном росте среднего объема одной сделки. Для сравнения: за девять месяцев 2023 года объем торгов по репо составил 209,7 трлн тенге с ростом на 37,2 % к аналогичному периоду 2022 года. На начало октября 2023-го индикатор TONIA снизился до 17,14 % годовых, базовая ставка держалась на уровне 16,75 %. Таким образом, на рынке остается дефицит качественных коротких инструментов. Инвесторам не остается иного выхода, кроме как вкладывать деньги в инструменты Минфина.
Отложенный дебют
В мае 2024-го агентство Fitch подтвердило высокий суверенный рейтинг Казахстана на уровне BBB, прогноз «Стабильный». В сентябре агентство Moody’s повысило суверенный рейтинг Казахстана до уровня Baa1 со «Стабильным» прогнозом. К этому времени окончательно решился вопрос с проблемным для страны инвестором Анатолием Стати, грозившимся наложить обременение на имущество Казахстана за рубежом. Появилась хорошая возможность возобновить привлечения средств на внешних рынках капитала.
В октябре 2024-го Минфин триумфально вернулся на рынок еврооблигаций, номинированных в долларах США, впервые с 2015 года разместив десятилетний выпуск на сумму $1,5 млрд с купонной ставкой 4,714 %. Книга заявок достигла $6 млрд, превысив объявленный к размещению объем в 4 раза. Высокий спрос позволил разместить бумаги с премией в размере 88 базисных пунктов по отношению к казначейским облигациям США. Эксперты назвали такой спред одним из рекордных для развивающихся стран по десятилетним суверенным облигациям и пояснили, что он «свидетельствует о высоком доверии международных инвесторов к экономической, финансовой и социальной политике Казахстана». Итоги размещения создают бенчмарк для выхода на международные рынки капитала других эмитентов Казахстана, как квазигосударственных, так и корпоративных. Но для правительства важнее сам факт привлечения средств — они пойдут на финансирование крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Вслед за Минфином ситуацией «куй железо, пока горячо» воспользовался БРК. Госбанк в конце октября 2024-го разместил пятилетние долларовые еврооблигации на $500 млн, а также трех с половиной годовые еврооблигации в тенге на сумму 65 млрд тенге. Спрос на долларовые бумаги превысил 1,5 раза. В результате долларовые бумаги разместились с доходностью к погашению в 5,3%, а тенговые — по ставке в 13,5 %.
Размещения еврооблигаций Минфина и БРК являются формой долга в виде ценных бумаг. Такие займы проходят в биржевом поле и всегда на виду финансового рынка. Но в течение 2024 года правительство привлекало деньги в форме займов внешних кредитных организаций. Такие сделки, как правило, скупо освещаются официальными ресурсами. Однако статистика отчетности Минфина покажет рост внешнего долга. По данным за первый квартал 2024 года, внутренний долг остается превалирующим в совокупных обязательствах правительства (73,7 %). По итогам года доля внутреннего долга может сократиться в пользу внешнего. Интересным будет анализ географии займов. На начало июля 2024-го можно видеть двукратный рост, до 85,5 млрд тенге ($182 млн), обязательств правительства РК перед Экспортно-импортным банком Китая и 10 %-ный рост, до 93 млрд тенге ($200 млн), перед иностранными коммерческими банками. В денежном выражении объемы привлечения небольшие, однако здесь занятным является сам тренд. Самым крупным кредитором в форме банка для правительства страны остается Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которому мы должны 1,5 трлн тенге ($3,2 млрд). Обязательства по еврооблигациям (без учета октябрьского размещения Минфина) составляют 3,9 трлн тенге ($8,3 млрд).
Эксперты подтверждают хорошие возможности по условиям заимствования на внешних рынках: наличие большого числа институциональных инвесторов позволяет успешно разместить обязательства при условии хорошей кредитоспособности страны-заемщика. Но у «дешевых» денег есть и обратная сторона медали. Рост валютных обязательств правительства и квазигосударственных компаний увеличивает риски в случае девальвационного настроения тенге. Собрать валюту на выплаты процентов от экспорта сырья тоже надо еще постараться. Объем государственной добычи нефти в Казахстане нестабилен и зависит от ряда внешних факторов. Стоимость нефти на мировом рынке снижается на фоне замедления роста мирового потребления. На начало июля 2024-го гарантированный государством долг вырос по отношению к аналогичному периоду 2021 года на 72 %, до 1,58 трлн тенге, где 1,37 трлн тенге приходится на внешний долг. Последний прирос за последние четыре года аж на 88 %. Средневзвешенный курс доллара в 2021 году составлял 426 тенге, а к четвертому кварталу 2024 года — 477,65 тенге.