Потребительская уверенность казахстанцев в январе резко ухудшилась — аналитики

Стремление делать крупные покупки упало до исторического минимума

Пустая тележка супермаркета около полок с продуктами, инфляция, снижение потребительской уверенности, рост цен на продукты
Фото: © Pixabay/Tumisu

Макроэкономическое исследование, которое провела компания Freedom Finance Global, выявило снижение потребительской уверенности жителей Казахстана в январе 2025 года. В исследовании рассматриваются инфляционные и девальвационные ожидания граждан, их мнения об экономической ситуации в стране, личном благосостоянии и оценка условий для крупных покупок.

Индекс потребительской уверенности в Казахстане в январе 2025 года продемонстрировал значительное снижение, составив 93,2 пункта, говорится в выводах работы. Это второй самый низкий показатель за всю историю исследований. Пессимистичные оценки преобладают во всех ключевых аспектах, особенно в прогнозах экономической ситуации.

Субиндекс прогноза изменений данного критерия в горизонте следующих 12 месяцев резко ухудшился: показатели упали на 15,8 пункта, достигнув минимального уровня с июня 2023 года. Доля респондентов, ожидающих улучшения экономического положения, сократилась с 54,9% в декабре до 45% –в январе.

В региональном плане снижение оптимизма по прогнозам изменений экономической ситуации наблюдается практически повсеместно, но его снижение зафиксировано в Западно-Казахстанской области, где показатель упал с 61,7 до 38%. Исключением стала Восточно-Казахстанская область, где доля положительных ответов выросла с 40,8 до 44,7%.

Субиндекс оценок благоприятности крупных покупок упал на 11,8 пункта и достиг 62,3 пункта — это худший показатель за всю историю исследования. Доля казахстанцев, считающих условия для крупных покупок благоприятными, сократилась с 31,8% в декабре до 26,4% — в январе.

В региональном разрезе снижение позитивных оценок зафиксировано почти повсеместно, кроме Жетысуской и Атырауской областей, а также Астаны, где наблюдался небольшой рост оптимизма.

Субиндекс прогноза изменений личного материального положения снизился на 9,8 пункта, достигнув минимального уровня с сентября 2023 года. Доля респондентов, ожидающих улучшения финансового положения, сократилась с 50,8% в декабре до 44,8% — в январе. Наибольшее снижение оптимизма зафиксировано среди респондентов старше 60 лет — их доля упала с 35,9 до 23,8%. Однако молодежь до 29 лет продолжает демонстрировать сравнительно высокий уровень уверенности — 62,1%.

В региональном разрезе улучшение настроений отмечено лишь в Жетысуской и Мангистауской областях. Тогда как в Павлодарской, Акмолинской и Костанайской областях, а также в Шымкенте зафиксировано снижение более чем на 10 п. п.

Инфляционные оценки населения Казахстана продолжают расти третий месяц подряд. В январе 51,8% респондентов отметили значительное увеличение цен за последний месяц (в декабре — 42,6%). За прошедший год доля отметивших резкое удорожание товаров выросла с 52,4 до 57,8%. Основной причиной стало подорожание овощей и фруктов.

А вот инфляционные ожидания казахстанцев показали нейтральный результат в отличие от инфляционных оценок. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте месяца, упала с 24,7 до 23%, в горизонте же следующих 12 месяцев доля ждущих ускорения роста цен немного выросла с 25,6% в декабре до 26,3% — на момент последнего анкетирования.

Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным оценкам и ожиданиям показало такую же, но менее существенную динамику в вопросе оценок, тогда как в вопросе ожиданий произошло заметное снижение. Согласно представленным данным, доля ожидающих сильного роста цен в течение года упала с 30,2 до 26,9%, тогда как в горизонте месяца аналогичный показатель резко снизился с 32,8 до 23,3%. В целом же произошло обратное восстановление оптимизма после резкого скачка показателей в декабре. Инфляционные оценки продолжают увеличиваться. Если по оценке роста цен за последний месяц доля респондентов повысилась с 37,8 до 39,4%, то доля указывающих на быстрый рост цен за предыдущие 12 месяцев увеличилась с 45 до 47%.

Среди отдельных товаров и услуг большинство казахстанцев продолжает волновать существенный рост цен на продукты питания. Хотя в этот раз впервые за 16 месяцев изменился топ-4 наиболее заметно подорожавших, по мнению населения, товаров. Это случилось за счет услуг ЖКХ, сильный рост тарифов на которые заметили почти 25% респондентов (17,2% — в декабре). Тем самым это наименование заняло четвертое место, немного опередив категорию «Хлеб и хлебобулочные изделия». На первом же месте в январе оказались овощи и фрукты. По ним доля людей, заметивших сильное увеличение цен, составила рекордные за все время исследования 52,7%, что заметно выше декабрьского значения в 30,1%. Также увеличение аналогичного показателя случилось по категории «Мясо, птица»: с 37,2 до 43,5%. Отметим заметный рост доли по бензину и ГСМ — с 7,4 до 11,3%, вероятно, на фоне отмены регулирования цен. Тем не менее цены пока выросли незначительно, чтобы это заметило большинство населения. Согласно официальной статистике, овощи и фрукты подорожали в январе в среднем на 3,6% м/м.

После трех месяцев роста девальвационные ожидания в январе продемонстрировали небольшое снижение. Доля респондентов, ожидающих ослабления тенге в горизонте года, снизилась с 64,2 до 61,3%, а в горизонте месяца — с 46,1 до 39,1%. Это связано с укреплением национальной валюты в январе.

Таким образом, двадцать девятая волна исследования потребительской уверенности населения Казахстана показала значительное резкое ухудшение и побила многомесячные антирекорды. Намного больше жителей, чем в декабре, беспокоятся об экономической ситуации в стране.

«Начало 2025 года оказалось негативным в вопросе потребительской уверенности казахстанцев, учитывая достижение многомесячных минимумов и итоговый показатель индекса ниже 100 пунктов, что говорит о преобладании негативных ответов над позитивными. Зафиксировано существенное и повсеместное ухудшение настроений практически во всех регионах и среди всех возрастных категорий. При этом снижение оптимизма произошло по всем вопросам, определяющим индекс, — констатирует Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global. — Намного меньше казахстанцев в сравнении с декабрем выражают положительное мнение касательно экономического состояния, причем как по прогнозам, так и по оценкам. В итоге оценки экономической ситуации упали до абсолютных минимумов за все время исследования: так мало людей еще никогда не считали, что экономика улучшилась за предыдущие 12 месяцев».

Также значительно снизилась доля оптимистов в вопросе экономических прогнозов. «Факторами этого могли стать бурные обсуждения увеличения налога на добавленную стоимость, которые начались в конце января, а также отмена регулирования цен на бензин, — считает Оразбаев. — Тем не менее на инфляционные ожидания населения эти события не повлияли. Кроме того, отметим чуть менее значительное снижение оптимизма по личному материальному положению, который тем не менее также достиг многомесячных минимумов.

Как добавляет аналитик, «инфляционные ожидания в целом остались на прежнем уровне». «Вероятно, казахстанцы считают текущее повышение цен временным. К тому же курс доллара в январе и в особенности в начале февраля заметно снизился после нескольких месяцев роста. Это также позитивно повлияло на девальвационные ожидания, — отмечает Данияр Оразбаев. — Чуть меньше людей теперь ждут ослабления тенге в горизонте следующего месяца и года. В предстоящем февральском опросе наверняка стоит ожидать дальнейшего снижения доли пессимистов».

В Казахстане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, соразмерно объему населения. Метод сбора данных — телефонный опрос.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте