После Magnum: как экс-владелец торговой сети Александр Гарбер строит куриный бизнес

Об этом он рассказал Forbes Kazakhstan

Фото: © Владимир Третьяков

Шесть лет назад Александр Гарбер (№ 35 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan с состоянием $297 млн на май 2025-го) вышел из проекта, который соосновал и которым занимался 14 лет, — Magnum. Часть пакета он продал Кенесу Ракишеву еще в 2014-м, когда потребовались деньги на рост ретейл-сети. Остаток доли — в 2019-м Вячеславу Киму. Сейчас Гарбер занимается проектом в производстве — «Прима кус» и выпускает куриную продукцию под маркой Chickodelli.

Выход из Magnum

У Гарбера небольшой кабинет-уголок в open space в офисе «Прима кус» в Алматы. «Обычно я здесь провожу большую часть дня, есть же и другие проекты (речь о «Прима дистрибьюшн», долю в чайном Tea House бизнесмен продал в 2021 году. — Прим. ред.). Операционкой в «Прима кус» занимается мой партнер. Но я в курсе всех дел. Моя задача — это выработка стратегии развития, организация финансирования и заслушивание регулярных отчетов по работе компании», — перечисляет Гарбер. У партнера, Алексея Залевского, в «Прима кус» 15 %, у самого Александра Лазаревича — 85 %. Доли владения оговорили еще на старте «куриного» бизнеса.

Пока настраиваем технику для записи, напоминаю визави мысль, которую он высказал в одном из интервью много лет назад: «Magnum родился из дистрибуционного бизнеса» — и спрашиваю, из какого бизнеса родилась «Прима кус». «Не было бы Magnum — не было бы «Прима кус», — отвечает он. — «Магнум» мы начали в 2005-м, в конце 2019-го я из него вышел. Нам удалось раскрутить этот проект настолько, что его масштаб и объем на каком-то этапе стали превышать мои возможности управлять им. Проект перерос своего акционера. А у меня за 14 лет накопилась усталость, возникло выгорание. Захотелось заниматься чем-то другим».

Все, что выручил от продажи доли в Magnum, Гарбер инвестировал в «Прима кус». Конкретную сумму не называет: обязательства контракта связывают. На момент выхода Гарберу и его супруге принадлежало 55 %. «Это были серьезные деньги. Свой пакет я продал по рынку», — говорит он. Вячеслав Ким стал покупателем, потому что уже был в проекте, имел амбиции развивать Magnum дальше и намерение выкупить долю основателя.

«Пернатые» сложности

Завод «Прима кус» открыли в декабре 2022-го, строить начали в 2021-м. «Многие хотят заниматься «куриным» бизнесом из-за короткого цикла: от инкубационного яйца до товарного веса птицы проходит всего 60 дней. На выращивание бычка, например, нужен год, по баранине и свинине — минимум полгода. А тут 60 дней — и все. Высокая оборачиваемость позволяет держать низкую цену на сам продукт, потому что инвестиции на 1 кг просто технически меньше, чем в производстве любого другого мяса. Плюс есть льготы и преференции от государства (его и самого привлек этот пункт, признается бизнесмен. — Прим. ред.). Но вы не представляете, какой это сложный бизнес оказался! Если у вас много денег и вы решили в этот сектор зайти, то не факт, что «доплывете» до финиша. Здесь нужна правильная команда, нужно правильно спроектировать все этапы производства, не превысить стоимость строительства и так далее», — рассказывает собеседник.

Александр Гарбер
Фото: © Владимир Третьяков

Когда «Прима кус» начинала строить свой комплекс, к ней «прилетели» все черные лебеди, какие только могли. 2021 год, ковид, все закрыто. 2022 год — Кантар. С курсом — «коллапс». Война в Украине. Производители из Европы тогда отказывались отгружать оборудование, потому что оно должно было идти через Россию. Пришлось завозить машинами через Турцию. «Прошли, в общем, через все. Но за полтора года таки ж построили производство с нуля, а у нас, по сути, пять заводов», — рассказывает Гарбер.

Но все же выбрал «кус»

Еще по Magnum Гарбер знал: в Казахстане не хватает мяса птицы, особенно собственного производства. «В 2019 году, — говорит он, — объем потребления курятины был на уровне 350 тыс. тонн в год, из них практически 200 тыс. тонн импортировались из США, России, Беларуси. То есть, по сути, только 55 % мяса птицы производилось локальными компаниями». Бизнесмен увидел в этом возможности для себя и, несмотря на сложность бизнеса, все же взялся за него. Тем более, как он говорит, вся его жизнь связана с продуктами питания: дистрибуция, ретейл… Производство мяса птицы логично легло в эту канву.

Завод решили построить в Уйгурском районе Алматинской области. В том числе потому, что Китай под боком. «Из казахстанских производителей курятины мы к Китаю ближе всех», — шутит Гарбер. Кстати, название — Chickodelli — тоже выбирали с ориентиром на китайского потребителя, который любит товары с европейским «налетом». Ну и плюс хозяйств, выращивающих кукурузу, в Уйгурском районе достаточно. «Царицу полей» добавляют в комбикорм, это, поясняет собеседник, удешевляет птичье меню и делает мясо птицы вкуснее. Понять, что курочку кормили кукурузой, можно по цвету мяса: оно обретает желтовато-розоватый оттенок.

Александр Гарбер показывает макет птицефабрики «Прима кус», Chickodelli
Фото: © Владимир Третьяков

В офисе «Прима кус» стоит под стеклом большой макет предприятия. «У нас вертикально интегрированное производство: комбикормовой завод, убойный цех, инкубатор, птичники, цех боенских отходов, очистные сооружения. Это пять заводов, по сути. Сейчас строим элеватор для хранения кукурузы, в наших комбикормах ее 20 %». Делать вертикально интегрированное производство сразу — в Казахстане это вынужденная мера. В Европе можно поставить птичники и никакой сопутствующей деятельностью не заниматься, потому что рядом есть убойный цех, инкубатор и так далее, и это конкурентная среда, то есть ты еще можешь выбрать контрагента. В Казахстане такого нет. «От этого и цена входа в «птичий» бизнес растет. Но в этом есть плюс: можно контролировать качество на всех этапах», — говорит бизнесмен.

Инвестиции на вырост

«Прима кус» заходила на рынок, когда на нем уже присутствовали большие по меркам Казахстана игроки. Например, Aitas Серика Толукпаева. «Да, это серьезный игрок, но он не занимает 100 % рынка. Дефицит мяса птицы на момент нашего старта был практически на уровне 45 %. Поэтому, конечно, вход в рынок не был проблемой, — говорит Гарбер. — Более того, перед импортной продукцией у нас есть преимущество: ее везут из США, России, Беларуси в замороженном виде, потребитель же сейчас все больше предпочитает охлажденную продукцию — и мы можем ее поставлять. Мы в эпицентре этого тренда».

У «Прима кус» уже есть 24 птичника, до конца октября 2025-го введут 12 новых, еще 12 — весной или в начале лета 2026-го. Будет 48, и это 50 % от мощности предприятия. Четвертый этап планируют реализовать до 2027 года, это еще 48 птичников. В общей сложности будет 96 птичников на 70 тыс. тонн мяса в год. «Пока наши мощности очень маленькие — всего 17,5 тыс. тонн. Для производства мяса птицы это мизер. Чтобы вы понимали: в Европе предприятие меньше чем на 100 тыс. тонн не выживает. В Китае крупные игроки имеют мощности от 1 млн тонн», — сравнивает он.

Весь проект «Прима кус» оценивается в 100 млрд тенге, 62 млрд уже потратили, осталось доинвестировать еще примерно 40 млрд для выхода на проектную мощность. В 2024-м продаж получилось на 8,5 млрд тенге, в 2025-м Гарбер рассчитывает на 14–15 млрд тенге. В ближайшие два-три года, говорит он, «Прима кус» будет прирастать в продажах не менее чем на 50 % ежегодно, пока не выйдет на проектную мощность.

На этой стадии развития проекта прибыли у компании пока нет, пока только работа в ноль, чтобы закрывать затраты и обслуживать долги. «Изначально мы сделали в проект избыточные инвестиции — во всю инфраструктуру сразу. Но построили только 24 из 96 птичников. Чтобы получать прибыль, нам еще не хватает объемов производства. С вводом в строй следующих 24 птичников уже выйдем на прибыль», — делится планами бизнесмен.

Курочка улетела в Дубай

В середине сентября 2025-го первая пробная партия курятины Chickodelli полетела в Дубай самолетом. Это пробная поставка небольшого объема, но потребности рынка ОАЭ огромны, причем именно в охлажденном мясе. «Потенциал там большой. Я недавно был в Дубае, посмотрел, цены на мясо птицы в магазинах очень высокие — $6–7 за килограмм. Все производители рвутся на этот премиальный рынок. И сам регион пытается диверсифицировать поставщиков курятины, — говорит Гарбер. — В Дубае мы пока первые казахстанцы из производителей курятины. Если откроем для себя Дубай, значит, откроем все страны Персидского залива — Катар, Оман, Саудовскую Аравию и так далее».

Александр Гарбер
Фото: © Владимир Третьяков

В целом экспорт сейчас занимает больше половины объема производства «Прима кус». Из того, что отправляется за рубеж, примерно 40 % забирает Россия (там любят охлажденное мясо, печень и сердце). На втором и третьем местах в поставках — Кыргызстан и Узбекистан. Такая ситуация с пропорциями бизнесмена не устраивает: слишком большая доля у одной страны (тем более — у России, которая ревностно защищает свой рынок и время от времени закрывает его от казахстанских производителей). Идеально, считает Гарбер, не более 15 % на одно направление.

«Это наша тактика по экспорту. Будем диверсифицировать риски, — говорит совладелец «Прима кус». — Ну и обязательства поджимают. Мы получали финансирование от БРК, плюс было собственное участие (примерно 30 %) и плюс страховое покрытие на недостающие залоги от KazakhExport (Экспортно-кредитное агентство Казахстана. — Прим. ред.). Последнее нас обязывает экспортировать на сумму не меньше, чем сумма страховки. То есть на 8 млрд тенге в год. В противном случае — штрафы. Поэтому мы балансируем между поставками на внутренний рынок и необходимостью соблюдать обязательства».

Понемногу Chickodelli отправляют также в Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан. По Саудовской Аравии идет работа, Монголия — в процессе, кроме того, «Прима кус» прошла проверку со стороны Китая и надеется получить разрешение на экспорт туда.

И колбаса, и HoReCa, и фастфуд

«Прима кус» стартовала на рынке с мясом птицы, но намерена увеличивать разделку и повышать уровень мясопереработки вплоть до выпуска готовой продукции. «Это часть нашей стратегии. Оборудование для наггетсов, сосисок, колбас, копченостей мы заложили в проект изначально, и у нас уже есть цех, где мы выпускаем всего понемногу. Хотим «пощупать» рынок и понять, что наиболее востребовано рынком, что самое маржинальное. А потом уже строить отдельный завод по мясопереработке. Хотим инвестировать в это точно и без рисков», — рассказывает бизнесмен.

Продукция будет не только для розницы, но и для HoReCa, и для фастфуда. Это отдельный сегмент, который востребован на сегодняшний день. Производство для HoReCa компания уже начала, планирует его масштабировать и видит в этом огромный потенциал. В 2024 году «Прима кус» стала поставщиком курицы для американской сети Popeyes — в Казахстан ее завел Ельдар Абдразаков (№ 26 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan). В сеть поставляется охлажденное мясо и маринованная продукция («Прима кус» сама маринует луизианскую курочку по рецептам американской сети).

«Фирма» онлайн и офлайн

Сейчас «Прима кус» поставляет продукцию и в онлайн — Magnum, Airba Fresh. «В Magnum никаких проблем с выходом не было. Учитывая мое личное отношение с руководством», — улыбается Гарбер. Объемы поставок в онлайн пока незначительны, но этот канал растет быстрее, чем офлайн. «Со спросом проблем нет. Наша боль в том, что они хотят ежедневные поставки свежего продукта, а у нас пока нет достаточного объема продукции. Птичников пока немного, и делать убой каждый день не получается», — поясняет бизнесмен.

«Прима кус» решила попробовать себя и во франчайзинге. Но опять же пока в тестовом режиме. Есть четыре магазина — два в Алматы и по одному в Чундже и Каскелене. Партнеры нашлись кто по знакомству, кто просто узнал о франшизе и пришел, у кого-то была хорошая локация. Пока это эксперимент. Без паушального взноса и роялти. «Прима кус» обеспечивает эти магазины продукцией в приоритетном порядке и рекомендует цены продаж — за счет этого «франчайзи» зарабатывают. На этих четырех точках производитель отрабатывает бизнес-процессы по своей будущей франшизе.

«Всем надо понравиться», — продолжает Гарбер, имея в виду широту направлений для поставок. Почему в таком случае «Прима кус» не сосредоточится на чем-то одном, чтобы не «разрываться» между обязательствами, экспортом и продажами на внутреннем рынке? «Это наша стратегия: мы стараемся по чуть-чуть, но везде — чтобы не развивать эти каналы с нуля, когда будем готовы «закачивать» туда большие объемы, — делится стратегией «Прима кус» ее совладелец. И добавляет: — Нам просто надо быстро бежать. Нас догоняет цунами — наши обязательства».