Платный въезд в центр Алматы: акимат поделился подробностями
Пилотный проект намерены запустить в октябре 2025 года
Решение о платном въезде в некоторые зоны Алматы для автомобилей «низких экологических классов» обсуждается уже не первый год. Однако теперь, судя по всему, акимат города активизировал деятельность в этом направлении.
Так, 5 августа на портале «Открытые НПА» был размещен для обсуждения проект решения маслихата Алматы «О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы». Комментировать проект можно до 20 августа.
Во вторник, 19 августа, акимат напомнил об инициативе.
«Проект предусматривает комплекс мер, среди которых создание зон с низким уровнем выбросов (Low Emission Zones, LEZ), где эксплуатация автомобилей низких экологических классов ограничена и будет платной», — сказано в сообщении акимата.
Формирование LEZ будет поэтапным и начнется в пилотном режиме на отдельных центральных зонах.
«На первых этапах, ориентировочно в октябре текущего года, проект будет работать без взимания платы с автовладельцев для тестирования и анализа транспортных потоков и состава автопарка «базового года», — пообещали в акимате. — В перспективе для автомобилей классов Евро-0-4 въезд станет платным, тогда как электромобили, транспорт на водородных двигателях, а также автомобили классов Евро-5 и Евро-6 будут освобождены от оплаты».
Для жителей, постоянно проживающих в пределах зоны, предусмотрены льготы: ежемесячный абонемент по сниженной стоимости при условии регистрации в информационной системе «Чистый город» и прохождения положительного техосмотра.
Помимо платного въезда в зоны низких выбросов, акимат планирует усилить требования к коммунальным и частным автопаркам, а также к стационарным источникам выбросов. Кроме того, в городе хотят использовать современные датчики и беспилотники для экологического мониторинга, а также ужесточить контроль за качеством топлива.
Средства, получаемые от платного въезда, будут направляться на реализацию экологических инициатив, развитие общественного транспорта и меры поддержки населения. Например, акимат может выкупать старые авто низких экологических классов у горожан, что, по мнению властей, «позволит смягчить социальные последствия введения ограничений и ускорить обновление автопарка».