От Пикассо до Лабубу: почему за игрушку платят 245 долларов

Фоторепортаж с крупнейшей в мире арт-ярмарки

Фото: архив пресс-службы

В воскресенье, 22 июня, в швейцарском городе Базеле завершилась крупнейшая в мире ярмарка современного искусства — Art Basel. В этом году она собрала 289 галерей из 40 стран (в 2023 году было 285), представивших работы около 4000 художников.

Пикассо и Ротко

На первый взгляд, все по-старому. Галерея Nahmad снова расположилась на престижном первом этаже главного павильона Messeplatz, но этот раз с двумя скульптурами Александра Колдера, а также живописной работой Жана Дюбюффе 1963 года. В центре экспозиции поместили «Женщину, сидящую на коленях, обнажённую» Пикассо (1964), стоимостью $28 млн — почти на $7,8 млн больше, чем когда её выставили в 2022‑м на Sotheby’s.

Галерея Di Donna представила сюрреалистическое полотно «Sueño de Sirenas» («Мечта русалки», 1963) Леоноры Каррингтон — за $9,5 млн. На нём легендарная мексиканская актриса Мария Феликс появляется в образе сирены в трёх ипостасях. Галерея Hauser & Wirth удивила всех разместив на своем стенде гипнотическую, угрюмую картину Марка Ротко «№ 6/Сиена, апельсин на вине» (1962), о которой в предварительном объявлении ничего не говорилось. Эта работа была частью легендарной выставки 1964 года в Kunsthalle Basel, то есть вернулась в Базель спустя шесть десятилетий. О цене галерея молчит, но арт-дилеры считают, что она уйдет не меньше, чем за $30–50 млн.

Шампанское на солнце

Несмотря на устойчивость цен, ярмарка этого года была вовсе не такой невозмутимой, как могла показаться. Под глянцем выставочных стендов угадывалась тревога.

Атмосфера на ярмарке
Фото: архив пресс-службы

Политические и военные конфликты — от Украины до сектора Газа — обсуждались на ярмарке неофициально, но с жаром. Что, правда, не мешало коллекционерам наслаждаться шампанским в прогретом солнцем внутреннем дворе, где атмосфера напоминала светский курорт.

«Путешествие — марш к утопии» студии Ван Лисхаута
Фото: © Татьяна Розенштайн

Совсем иное настроение царило среди художников. Так, в секции Unlimited 85-метровая инсталляция «Путешествие — марш к утопии» студии Ван Лисхаута состояла из абсурдной процессии: 80 объектов, среди которых воловьи упряжки, телеги, инвалидные коляски, хирургические койки, туалет на колёсах двигались в одном направлении. К финалу шествия в композиции появлялись скульптуры-призраки как символы тех, кто не дошёл до счастливого конца.

«На бога уповаем» Дан Во
Фото: архив пресс-службы

Рядом — «На бога уповаем» датско-вьетнамского художника Дан Во: массивный американский флаг, составленный из сотен брусьев и 13 звёзд. Работа впервые была представлена в 2020 году, в разгар президентской гонки Трампа и Байдена. Брусья вынимают и сжигают, а флаг буквально исчезает на глазах, словно демонстрируя хрупкость американской демократии.

Сделки и суммы

Art Basel остаётся прежде всего рынком, с точной логистикой и плотным графиком. В самом дорогом сегменте всё привычно: миллионы за Ротко, Брэдфорда, Харинга. Но в среднем ценовом диапазоне стало оживлённее. По наблюдению экономиста Клэр МакЭндрю из Arts Economics, наиболее заметный рост произошёл в категории до $50 тыс. — именно там фиксируется приток новых покупателей. В 2024 году глобальные продажи на арт-рынке составили $57,5 млрд — на 12% меньше, чем годом ранее. Хотя после всплеска 2021–2022 годов, это выглядит скорее стабилизацией, чем падением. Стало меньше резких сделок, но структура спроса изменилась: больше покупают по доступным ценам, считает эксперт.

Работа Дэвида Хокни «Туннель середины ноября»
Фото: архив пресс-службы

Лондонская Annely Juda Fine Art продала картину Дэвида Хокни «Туннель середины ноября» (2006) за сумму между $13 и $17 млн.

Галерея DavidZwirner заключила $9,5-миллионную сделку на раннюю скульптуру Рут Асавы 1955 года — петлю из проволоки. Картина Герхарда Рихтера ушла за $6,8 млн.

Gladstone Gallery продала Кита Харинга, работу на дереве чернилами суми 1983 года за $3,5 млн и пять его работ на бумаге по цене от $275 до $550 тысяч.

Швейцарцы Hauser & Wirth оформили сразу несколько крупных сделок: два холста Марка Брэдфорда («У меня нет времени волноваться» и «Грех, любовь и страх», обе 2025 года) ушли по $3,5 млн каждый. Ранняя работа Алины Шапошников «Lampe-bouche» («Лампа-рот» продана за €850 тыс. Были также проданы скульптуры Джорджа Кондо (по $2,45 млн), работа Джека Уиттена «Критик Спити» ($2 млн), «Пара» Луизы Буржуа ($1,9 млн), а также произведения Николь Айзенман, Евы Гессе и Рашида Джонсона. Картина Ротко была продана в первые дни ярмарки, но без оглашённой суммы.

Pace Gallery сообщила о продаже работы Лои Холлоуэлл «Pressure in Blue-Purple» (2025) за 275 тысяч. Диапазон цен на стенде варьировался от менее $30 тыс. до $30 млн.

Стенд галереи Gagosian
Фото: архив пресс-службы

На стенде культовой галереи Gagosian, оформленном Франческо Бонами, были выставлены работы Жаде Фадожутими, Джона Каррина, Сары Сзе, Пабло Пикассо, Христо, а также и фотография Энди Уорхола, сделанная Ричардом Аведоном. У входа стояла новая версия известной работы Маурицио Каттелана — скульптура коленопреклонённого Гитлера, только теперь с бумажным пакетом на голове.

Картина Цая Гоцяна
Фото: © Татьяна Розенштайн

White Cube продала три работы китайского художника Цая Гоцяна, выполненные в технике пороха на холсте. «Red Birds» («Красные птицы», 2022) была куплена за $1,2 млн европейским учреждением. «Trish’s Peony No. 2» («Пион Триш No. 2», 2023) и «Natural Poppy Flower» («Натуральный мак», 2016) проданы по $700 тыс. Также были проданы три элемента инсталляции Дан Во «На бога уповаем» (2025) из секции Unlimited.

Thaddaeus Ropac сообщил о продажах картины Георга Базелица «Hier jetzt hell, dort dunkel dunkel» («Здесь сейчас светло, там темно-темно, «2012) за €1,8 млн, работы Джеймса Розенквиста «Подружка по играм» (1966) за 1,8 млн и «Помады» Роберта Раушенберга (1981) за 1,5 млн. У Xavier Hufkens «Охотник» Трейси Эмин (2025) ушел за 1 млн фунтов стерлингов (примерно $1,34 млн) и «Розовый стол» (1956) Элис Нил за $1 млн.

Работа Сесилии Викуньи
Фото: архив пресс-службы

Работы чилийской художницы Сесилии Викуньи продолжают пользоваться большим спросом. Галерея Lehmann Maupin продала ее картины «Ягуар I» (1978/2025) — за $250 тыс. швейцарскому коллекционеру, и «Dar ver Cacaxtla» (2023) — за 185 тысяч.

Самое неожиданная продажа случилась во время превью — коллекционеры стали неожиданно раскупать небольшие фигурки «Labubu» — совместный проект гонконгского художника Касинга Лунга и Art Basel. Сто фигурок по 200 швейцарских франков (около $245) были распроданы за 23 минуты.

В прошлом году США были крупнейшим арт-рынком с долей в 43%. За ними шла Великобритания с 18%, на третьем месте — Китай, потерявший 4%. Европейские рынки в целом снизились на 8%. Франция сохранила лидерство внутри ЕС с объёмом $4,2 млрд, несмотря на общее падение на 10%. Наибольший оптимизм в этом году вызывал так называемый средний сегмент — работы стоимостью от $500 тыс. до $1 млн. Политическая и экономическая нестабильность остаётся главным вызовом для развития рынка, но последний продолжает адаптироваться.

Коллекционеры нового рынка: Япония, Китай, Корея

Art Basel продолжает свою географическую экспансию, ставя перед коллекционерами дилемму не только художественного, но и логистического характера. Помимо традиционных выпусков в Майами и Гонконге, ярмарка также проходит в октябре в Париже — культурной столице, которая предлагает не только искусство, но и гастрономические, эстетические и жизненные удовольствия. А в 2026 году к маршруту добавится Катар, расширяя карту глобального арт-рынка.

Павильон Art Basel
Фото: архив пресс-службы

В 2025 году основной костяк участников нынешней ярмарки в Швейцарии составляют европейские коллекционеры. Американцев стало меньше: экономическая политика администрации Трампа вкупе с глобальной геополитической нестабильностью создали новые барьеры для продаж. Правда, фигуры вроде Памелы Дж. Джойнер и директора Музея Гуггенхайма Мариет Вестерманн, всё ещё охотятся за значимыми работами. Американцев в этом году встречали с уважением и лёгкой тревогой: многих интересовал вопрос, как художественные деятели Лос-Анджелеса реагировали на присутствие армии на улицах в ходе протестов против депортаций, сможет ли Смитсоновский институт сохранить независимость от федерального давления или следует ли арт-дилерам удалять аккаунты в соцсетях перед поездкой в США? Пока 31-процентный тариф на импорт из Швейцарии приостановлен, но остаётся в силе 10-процентный «базовый» сбор. Хотя, по мнению некоторых юристов, большинство произведений искусства подпадают под категорию «информационных материалов» и пошлиной не облагаются, всё же атмосфера остаётся напряжённой.

С другой стороны, на VIP-просмотрах ярмарки все чаще звучат корейский, японский, кантонский и китайский (в тайваньской и материковой версиях). Многие молодые коллекционеры из Азии привезли с собой личных гидов. Среди них были и опытные игроки: японец Канкуро Уэсима, начавший коллекционировать всего три года назад и уже открывший частный музей в Токио; Казунари Шираи, соучредитель Art Week Tokyo; филантроп Рози Ву из Тайбэя в сопровождении миллиардера Роберта Чанга, основателя Domus Collection; тайские меценаты Мариса Чираванонт и Пунн Чиракити, а также череда ведущих китайских и гонконгских коллекционеров, включая Патрика Сана и Черри Сюй.

Главной сенсацией стал приезд Кима Намджуна — RM из корейской группы BTS — не просто в качестве посла Samsung Art TV, но и как коллекционера. Стенд Samsung Art TV, посвящённый искусству в цифровую эпоху, стал не просто инсталляцией, а заявлением о том, что границы между визуальной культурой, технологиями и поп-музыкой окончательно стёрлись.

В этом году в Базеле присутствовали частные коллекционеры и меценаты из 96 стран. Кроме упомянутых регионов были также гости с Ближнего Востока, из Африки (Нигерия, Тунис, Уганда), а также относительно новых регионов, таких как Казахстан, Азербайджан и Узбекистан.

Вместо заключения

Нынешняя ярмарка снова подтвердила тенденции, наметившиеся в последние годы: хотя горстка топовых художников всё ещё продаётся по высоким ценам, рынок в целом находится в состоянии стагнации — ажиотаж эпохи Covid сошёл на нет. С другой стороны, наблюдается смена поколений: сегодняшние покупатели моложе, разнообразнее и ориентированы на цифровые технологии, а мир искусства за ними не поспевает.

Тем не менее почти все посетители сошлись во мнении: искусство остаётся продуктом, величайшее вознаграждение от которого приходит исключительно через личное присутствие.