Основная часть экспорта АВТОВАЗа в страны СНГ пойдет через Казахстан
Новый руководитель ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор впервые посетил Казахстан с рабочим визитом. Он встретился с премьер-министром Каримом Масимовым, осмотрел действующий автосборочный завод «АЗИЯ АВТО», а также строящийся завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан» в Усть-Каменогорске. Об итогах поездки, новых направлениях сотрудничества и экспортных планах президент «АВТОВАЗа» рассказал в интервью Forbes.kz
Господин Мор, вы встретились с премьер-министром Казахстана. Какие вопросы поднимались в ходе переговоров?
- Я рассказал о стратегии АВТОВАЗа, который сейчас поддерживают три акционера: Renault, Nissan и госкорпорация Ростех. Мы продолжим инвестировать в развитие АВТОВАЗа. Поскольку российский рынок по многим причинам сейчас просел, нам необходимо наращивать объемы экспорта. И самым важным направлением для нас является Казахстан. Сегодня здесь идет сборка LADA 4Х4 Urban. Уже в июне мы начнем выпуск других моделей - это будут LADA Kalina, LADA Granta и LADA Priora. Это самые продаваемые автомобили на российском рынке. Еще через несколько месяцев мы запустим производство абсолютно новых моделей: LADA Vesta, LADA X-Ray и LADA Largus. Так мы оказываем последовательную поддержку «АЗИЯ АВТО», передавая на усть-каменогорский конвейер новейшие продукты. Также мы вместе работаем над расширением географиии сбыта, в особенности это касается стран Центральной Азии. В ходе встречи с премьер-министром Казахстана мы обсудили то, на какие конкретно внешние рынки мы можем выйти и какую поддержку от правительства можем получить. Конечно же, основную часть встречи мы посвятили теме строительства нового производства полного цикла в Усть-Каменогорске. АВТОВАЗ поддерживает этот проект. Как с инженерно-технической стороны, так и в обеспечении объемов заказов и рынков сбыта. Я планирую регулярно посещать Казахстан, чтобы следить за ходом строительства и встречаться с моими друзьями из компании «АЗИЯ АВТО» и представителями госорганов.
Какую поддержку оказывает проекту государство?
- Правительство Казахстана оказывает очень серьезную помощь в строительстве инфраструктуры нового производства. Мы также обсуждали с премьером содействие в вопросе экспорта, поскольку отгрузка и транспортировка автомобилей - это довольно дорогое занятие. Возможно, нам потребуется помощь казахстанского правительства в построении связей с партнерами в этих государствах.
Довольны ли вы ходом строительства нового завода в Усть-Каменогорске?
- Сегодня важно выработать правильную схему финансирования проекта. Те новые модели автомобилей и новые рынки сбыта, которые мы передаем нашему казахстанскому партнеру, помогут вселить уверенность в банки, обеспечат дополнительные финансовые гарантии. При своевременном решении финансового вопроса запуск завода будет осуществлен согласно графику – в III квартале 2018 года. К этому времени должна быть введена в строй необходимая инфраструктура. В первую очередь железнодорожные пути – для поставок комплектующих и отгрузки готовых автомобилей.
Какие экономические выгоды принесет строящийся завод полного цикла нашей стране?
- В первую очередь, преимуществом для Казахстана станет построение полной цепочки поставок. Когда производство выйдет на полную мощность, численность персонала на базовых мощностях сварки, окраски кузова и сборки достигнет 4 тыс. человек. Рядом будут располагаться производства по выпуску комплектующих, что создаст значительно большее число рабочих мест. Будут отчисляться налоги - как в республиканский, так и в региональные бюджеты. Новое производство обеспечит весомый вклад в торговый баланс страны за счет экспорта. Я уверен, что наш проект станет значительным активом для Казахстана.
Новый комплекс предприятий станет крупнейшим машиностроительным производством в Казахстане. Он включает сварку, окраску кузова и сборку автомобилей мощностью 120 тыс. единиц в год. Но будет ли востребовано в Казахстане и в России такое количество авто?
- Завод будет введен в два этапа. На первом предполагается запуск производственных мощностей в 60 тыс. автомобилей в год - в две смены. На втором этапе мощность предприятия увеличится до 120 тыс. единиц в год. Согласно нашим текущим оценкам, сегодня, на низком рынке, спрос как раз составляет от 60 до 120 тыс. автомобилей в год.
Есть ли у «АВТОВАЗа» подобные заводы в других странах?
- Казахстанский завод будет самым крупным совместным предприятием за пределами России. У нас есть небольшое производство в Египте. Но основная часть нашего экспорта в страны СНГ пойдет через Казахстан. Кроме того, у нас есть небольшой объем экспорта в Европу, мы также рассматриваем в качестве потенциальных рынков Ближний Восток, Южную Африку и Латинскую Америку.
Как вы оцениваете работу казахстанского партнера в развитии автомобильного кластера на востоке страны?
- Могу сказать, что мы рады работать с компанией «АЗИЯ АВТО». Уже действующий завод в Усть-Каменогорске - это современное и очень качественное производство. Здесь работает хорошая команда инженеров и экономистов. Я считаю, что мы сделали правильный выбор, когда решили работать с «АЗИЯ АВТО».
Вы стали президентом «АВТОВАЗа» 2 месяца назад. Будет ли меняться стратегия компании под вашим руководством?
- Действительно, я в этой должности около 2 месяцев, но мой первый визит на АВТОВАЗ состоялся в октябре 2008 года. Я пришел из компании Renault - это наш французский акционер. Я также очень плотно сотрудничал и работал с компанией Nissan - нашим японским акционером. Сейчас я выстраиваю связи с российским акционером - госкорпорацией Ростех. Главный приоритет сегодня - вернуть АВТОВАЗу прибыльность. Это план на краткосрочную перспективу. Нужно также подготовить среднесрочные и долгосрочные планы. С этой точки зрения сотрудничество с казахстанскими партнерами - ключевой вопрос для стратегии АВТОВАЗа. Никаких изменений здесь не произойдет. Наоборот, мы хотели бы ускорить этот процесс, и сейчас обсуждаем с нашими партнерами из «АЗИЯ АВТО» новые рынки сбыта в России, странах Центральной Азии и других регионах. И я уверен в успехе нашего сотрудничества.