Нелёгкий путь в Apple: как казахстанка стала «яблочным» инженером в Купертино
Первый эппловский гаджет — iPod, у Ботакоз Кошкаровой появился после победы на чемпионате Алматы по шахматам среди девочек до 10 лет. С него и начался интерес к Apple

Ботакоз Кошкарова, которую Forbes Kazakhstan два года назад включил в рейтинг «30 до 30», родилась в Кызылорде, но большую часть жизни прожила в Алматы. Здесь с первого класса Ботакоз начала заниматься шахматами и вскоре добилась успехов — выигрывала чемпионаты города и страны (в том числе стала чемпионкой Казахстана среди девочек до 12 лет), участвовала в чемпионатах Азии и мира.
«Эта красивая игра научила меня, во-первых, анализировать любую ситуацию, просчитывать ее развитие на несколько ходов вперед, а во-вторых, прилагать усилия для достижения результата», — говорит Ботакоз Кошкарова.

Математический склад ума, логическое мышление и устремленность, которые так важны в игре в шахматы, в каком-то смысле предопределили ее будущее. Она решает пойти учиться в легендарную Республиканскую физико-математическую школу.
В девятом классе девушка поступает в РФМШ и в процессе обучения узнает про программу FLEX. Она предоставляет старшеклассникам по всему Казахстану шанс обучения в американской школе и проживания в американской семье на один академический год. Это даёт возможность ребенку узнать культуру и быт заокеанского общества. Главные требования программы: обучаться в 8, 9 или 10 классе либо на первом курсе колледжа, иметь хорошие знания английского языка и отличную успеваемость.
«Я подходила по всем критериям программы, поэтому успешно прошла отбор и в 10 классе полетела в Штаты, — вспоминает Ботакоз. — Мне было 15 лет, и это был мой первый опыт проживания за рубежом, в стране, о которой все представления были основаны на фильмах и книгах. Конечно, первое время было страшно вдали от родных и друзей. Но со временем я нашла себя в американской среде и обрела друзей».
По словам девушки, этот опыт был для нее очень важным — своего рода вступительным экзаменом во взрослую жизнь. «Вдали от дома я стала более самостоятельной, мой кругозор расширился, я научилась быть открытой новому опыту и не бояться делать первые шаги», — отмечает Ботакоз.
По воспоминаниям собеседницы, в Америке она обнаружила изобилие возможностей. Например, дети в школе могут добрать к обязательной базе интересные именно им предметы. Плюс действуют различные клубы по интересам. «Я посещала клуб робототехники и вместе с ментором и ребятами ездила в другие штаты для участия в соревнованиях First Robotics», — вспоминает девушка.
А ещё там максимум внимания уделяется спорту — это может быть баскетбол, плавание, футбол и пр. Но это не просто занятия в рамках учебного процесса, по словам собеседницы, это полноценные тренировки, чтобы подготовиться к соревнованиям. Ботакоз выбрала плавание и также участвовала в первенствах между школами.
«Для меня всё происходящее было удивительным, и, конечно, этим опытом хотелось поделиться, что я и сделала по приезде в Казахстан — организовала в физмате своего рода English Club. В этом пространстве мы с ребятами общались, читали книги на английском, а ещё обсуждали возможности поступления в зарубежные вузы», — рассказывает девушка.
После обучения в Америке и посещения робототехнического клуба у Ботакоз появилось большое желание поступить в американский университет на инженерную специальность. Все свои силы и энергию она направила на реализацию своей мечты. Для этого она изучила критерии поступления, используя все возможные на тот момент ресурсы: интернет, разговорные клубы и выставки образования.
«После сдачи международного экзамена на знание английского языка (IELTS/TOEFL) и SAT — как многие рекомендуют — составила список университетов и отправила им заявление и документы, — рассказывает Ботакоз. — Мне удалось поступить на полный академический грант в три вуза: Нью-Йоркский университет Абу-Даби, Дрексельский университет и Северо-Восточный университет в Бостоне, который я в итоге и выбрала».
Кстати, о нем Ботакоз впервые узнала из презентации выпускницы вуза на выставке образования в Алматы. Девушка подчеркнула, что в университете очень сильная инженерная школа и максимум практики.
По словам собеседницы, со второго года обучения, когда студенты уже определились со специализацией, весь поток делится на две части, и в первом семестре одна группа учится, вторая проходит стажировку в технологических компаниях, во втором семестре — наоборот. В результате к четвертому году обучения студент получает большой практический опыт по своей специальности.
«Я выбрала направление mechanical engineering (инженер-конструктор). К слову, не самая женская специальность. Эта область знания обширная, поэтому я воспользовалась данной мне возможностью максимально, чтобы понять, что мне больше интересно, — вспоминает Ботакоз. — Первая моя стажировка была на производстве медицинских приборов компании Insulet в Бостоне, вторая — в немецкой автомобилестроительной компании Daimler в Штутгарте, где я работала в небольшой команде, тестирующей литий-ионные батареи для (в тот момент еще не выпущенного) электромобиля Mercedes-Benz EQC».

Еще один опыт был получен в Amazon Robotics также в Бостоне. «Мы строили роботов для автоматизированных складов компании», — отмечает Ботакоз и добавляет: — Именно опыт таких полугодовых стажировок впоследствии помог мне пройти отбор в Apple».
Период поиска работы совпал с коронавирусным локдауном. «Я отправила заявки в огромное количество компаний, чтобы увеличить шанс получить приглашение на интервью. И не сомневалась в успехе, учитывая, какие исследования по природе материалов я проводила в университете, плюс полтора года стажировок, отполированное резюме и опыт прохождения интервью, — рассказывает собеседница. — В университете был отдельный предмет, на котором выпускники вуза и менторы из разных индустрий нас активно готовили к этому этапу профессиональной жизни».

Корпорация Apple была в числе первых, кто пригласил Ботакоз на собеседование. Спустя три технических интервью, одно дизайн-задание, два полных дня личных (in-person) и поведенческих интервью она услышала заветное «да».
«В моменте было трудно. Мне задали вопрос, ответа на который у меня не было. Я сказала об этом собеседнику и попросила дать возможность поразмышлять. В конечном итоге — правильное решение мной было найдено. Хотя страх не получить оффер при этом присутствовал, — вспоминает Ботакоз. — Это сейчас я понимаю, что компания ищет людей, которые говорят не «нет, я не знаю», а «я не знаю, но я найду решение этой проблемы».
В корпорацию Ботакоз пришла в 2020 году. С тех пор работает в Купертино.
Ботакоз не может рассказать о своей текущей работе в корпорации, так как подписала соглашение о неразглашении. Но она охотно делится впечатлениями о своих коллегах.
«Каждый — эксперт по своим техническим наукам. Коллеги креативные, стремятся к новым знаниям и открыты к решению новых проблем, потому что главная задача инженера — решить поставленный вопрос, — отмечает собеседница. — Год работы в моей команде — как год магистратуры в инженерной школе, потому что работая над разными продуктами, получаешь большой опыт».

По словам Ботакоз, в ближайшие годы она планирует расти по карьерной лестнице, а значит, продолжать развиваться как технический эксперт: «Это интересно — в корпорации я всегда узнаю что-то новое, а ещё перспективно, потому что могу менять профиль».
Главное, как говорит Ботакоз, не бояться, верить в себя и быть открытым новым знаниям, опыту. «Я часто себе напоминаю, что всем в жизни дан разный старт, и, сравнивая себя другими, ты всегда будешь в проигрыше. Поэтому главное — стремиться сегодня быть лучше, чем вчера. А ещё «ежедневно делать одну вещь, которая пугает тебя» — ведь рост всегда начинается вне зоны комфорта», — заключает Ботакоз.