Не находится ли фондовый рынок в состоянии пузыря?

В последнее время всё больше инвесторов задаются этим вопросом, и появился он не из вакуума 

Фото: © pexels.com/Markus Spiske

За последний год индекс S&P 500 вырос на 36,8%, ETF MAGS, инвестирующий в «великолепную семерку» бигтехов, вырос на 67,4%, а акции Nvidia, лидера новой ИИ-революции, выросли на все 217%.

К тому объем налички на счетах холдинга Berkshire Hathaway, управляемого Уорреном Баффетом, достиг рекордных $325 миллиардов. Это лишний раз заставляет задуматься о том, «не знает ли опытный Оракул из Омахи что-то, чего не знают другие?»

Чтобы не попадать в сети теории заговора и спекуляции, предлагаю посмотреть на этот вопрос с двух точек зрения, опираясь на данные и статистику:

  1. Общая оценка рынка.
  2. Сравнение оценки лидирующих семи бигтехов с оценками топ-7 технологических лидеров во времена пузыря доткомов.

Общая оценка рынка

Когда дело касается оценки рынка, то существует много разных индикаторов. Но самые популярные из них эти два: коэффициент Шиллера и индикатор пузыря Баффета.

Коэффициент Шиллера (CAPE) базируется на соотношении текущей цены рынка (рыночной капитализации) к средней, скорректированной на инфляцию, прибыли за 10 лет. Другими словами, этот коэффициент уменьшает влияние инфляции на рост чистой прибыли компаний, входящих в индекс S&P 500.

График с сайта www.multpl.com

Согласно этому коэффициенту, сейчас рынок оценивается на уровне 38 годовых чистых прибылей (после коррекции на инфляцию). Как мы видим на графике, с исторической точки зрения это довольно высокий показатель, хотя он всё еще ниже уровня достигнутого во время пузыря доткомов в 2000 году. Тогда этот показатель были примерно на 15% дороже.

Если сравнивать этот показатель со средним значением за последние 20 лет, то можно заключить, что текущая оценка сейчас выше примерно на 45% (38 сейчас против ~26 в среднем за последние 20 лет).

Но тут справедливости ради нужно отметить, что одной из главных причин почему индекс стал оцениваться дороже, является тот факт, что в нем выросла доля технологических компании (за последние 30 лет их доля выросла в 6,5 раза и достигла 33% от всего индекса) которые обычно прибыльнее, растут быстрее и, соответственно, стоят дороже, чем остальные отрасли.

Вторым популярным индикатором для измерения стоимости рынка является так называемый индикатор Баффета. Он сравнивает размер фондового рынка США с размером всей экономики страны: для этого общая рыночная стоимость всех публичных компаний делится на оценку размера ВВП.

График: www.currentmarketvaluation.com

Как видно из графика, этот индикатор сейчас находится на рекордных значениях и показывает, что фондовый рынок США сейчас в 2,09 раза больше, чем ВВП.

Сравнение оценки лидирующих семи бигтехов с оценками топ-7 технологических лидеров во времена пузыря доткомов

Если посмотреть на оценку рынка с точки зрения сравнения текущих технологических лидеров с лидерами пузыря доткомов, то в глаза бросаются сразу несколько различий, которые говорят в пользу текущих оценок.

Для этого давайте посмотрим на такие параметры, как:

  1. доля от индекса S&P 500 — показывает концентрацию индекса;
  2. количество наличных на счету как процент от рыночной капитализации — косвенно показывает финансовое здоровье компании;
  3. маржа чистой прибыли — показывает прибыльность бизнеса;
  4. 24-месячное форвардное значение соотношения цены к прибыли — показывает, сколько должен заплатить инвестор за $1 чистой прибыли компании через два года.

Семь лидирующих компаний пузыря доткомов составляли 19% от всего индекса, имели на счету налички на уровне 1,7% от общей стоимости, зарабатывали в среднем $16 от каждых $100 продаж и оценивались в 52% годовых чистой прибыли через два года.

Данные: Goldman Sachs Research

Для текущих же лидеров технологического сектора картина несколько иная.

Они суммарно составляют гораздо больший процент от всего индекса (31,8% против 19%), имеют на счетах почти в два раза больше налички (3,14% против 1,7%), имеют более высокую прибыльность бизнеса, зарабатывая в среднем $28,6 от каждых $100 продаж (вместо $16) и оцениваются почти в два раза дешевле (27% чистой прибыли через два года против 52%).

Данные: www.finviz.com

Как видно из этого сравнения, с одной стороны, текущие технологические лидеры сейчас составляют гораздо большую часть индекса. Но если учитывать тот факт, что индекс увеличивает долю в компаниях по мере их роста, и то, что эти компании являются почти монополистами в своих сферах, это выглядит вполне логичным.

Вдобавок текущие технологические лидеры сейчас прибыльнее и значительно дешевле своих предшественников во время пузыря доткомов. Поэтому с точки зрения качества бизнеса и их оценок текущее положение дел не похоже на эйфорию 2000-х. Этим они выгодно отличаются от крупнейших семи компаний эпохи 2000-х.

Заключение

Анализ оценки рынка с точки зрения общей оценки и сравнение текущих технологических лидеров с лидерами 2000-х показал, что, с одной стороны, рынок действительно сейчас оценивается существенно дороже, чем в среднем за последние пару десятилетий. Это, конечно, не означает, что рынок обязательно ждет какой-то крах в ближайшее время, но это является в какой-то мере минусом с точки зрения ожидаемой среднесрочной доходности индекса. Ведь, согласно исследованиям и статистике, чем дороже рынок, тем меньше его доходность в ближайшие годы.

С другой стороны, текущие высокие оценки технологического сектора вызваны вполне реальными драйверами, такими как рост продаж и высокая прибыльность бизнеса, что в совокупности позволяет заключить, что рынок, если брать в общем, не находится в состоянии пузыря.

Но если он будет продолжать расти так же, как он рос практически без передышки последние два года (+67%), то, возможно, картина быстро поменяется.