На суде по делу Серика Ахметова допросили неуловимого следователя

Следствие по делу экс-премьера Казахстана Серика Ахметова не было полным и всесторонним. Об этом в понедельник, 21 сентября, заявил председательствующий на процессе судья Специализированного межрайонного уголовного суда Карагандинской области Исламхан Есенбаев
Фото с монитора в здании суда.
Следователь Алексей Шевченко (справа) даёт показания в суде.

Явление следователя суду

Перешедший было к рассмотрению нового эпизода судебный процесс над Сериком Ахметовым и двадцатью другими бывшими чиновниками в понедельник, 21 сентября, вернулся на шаг назад. Дело в том, что в суд наконец-то явился следователь Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алексей Шевченко. Ранее он дважды вызывался для дачи показаний в качестве свидетеля по эпизоду, связанному с ТОО «Сталь Цинк», и оба раза проигнорировал приглашение. В итоге судье Исламхану Есенбаеву пришлось обратиться к руководству агентства для принудительной явки их сотрудника. Это возымело действие.

Вопросы к следователю возникли у всех участников процесса – у подсудимых, обвинителей, адвокатов и судьи. В результате его допрос растянулся практически на весь день.

Защита Серика Ахметова сосредоточилась на вопросах в отношении товароведческой экспертизы по среднерыночной стоимости опор освещения в стране. Она содержится в материалах следствия и позволяет сделать вывод о том, что ТОО «Сталь Цинк» завысило стоимость горячего цинкования фонарных столбов, устанавливаемых в 2011-2013 в Караганде.

Именно на базе этой экспертизы и построено обвинение Серика Ахметова в том, что он, якобы будучи аффилированным с ТОО «Сталь Цинк», нанёс ущерб государству на сумму более 200 млн тенге,  незаконно лоббируя интересы этой компании.  

Однако в ходе прошедших ранее допросов экспертов и свидетелей в суде объективность результатов экспертизы была поставлена под сомнение.

Кроме того, адвокатам стали известны факты встреч телефонных разговоров следователя Алексея Шевченко с экспертами. Чтобы выяснить причину этих контактов, он и был приглашён в суд. 

Шаткая экспертиза

Как пояснил в суде следователь, с экспертами он беседовал, поскольку в выводах экспертизы обнаружились неточности. Например, были неверно применены некоторые коэффициенты. Для уточнения деталей, по словам Алексея Шевченко, он и общался со специалистами.

Судью Есенбаева этот ответ не удовлетворил. Ссылаясь на требования закона, он подчеркнул, что в случае некачественной экспертизы её необходимо было провести повторно. Но следствие этого не сделало. Получилось так, что после общения Шевченко с экспертами сумма ущерба по делу ТОО «Сталь Цинк» существенно выросла.

Защита Серика Ахметова назвала этот факт явным вмешательством в отправление правосудия. С этим согласился и судья Есенбаев. Он сообщил, что в прокуратуру будет направлено письмо с просьбой проверить контакты Алексея Шевченко с экспертами на предмет нарушения законности.

В любом случае, обвинение Серика Ахметова по эпизоду ТОО «Сталь Цинк», построенное на экспертном заключении, теперь выглядит очень шатким.

- Вы понимаете, что, прежде чем вынести решение по делу, суду необходимо убедиться в достоверности представленных следствием доказательств вины подсудимых? Но мы видим, что следствие не выполнило требования Уголовно-процессуального кодекса РК в части необходимости полноты и всесторонности следствия, - сказал Исламхан Есенбаев, обращаясь к Алексею Шевченко.

«Нужные» свидетельства

Второй довод обвинения о виновности Серика Ахметова – это попытка доказать то, что фактически именно он управлял ТОО «Сталь Цинк» и рядом других компаний, имевших отношение к программе замены опор освещения в Караганде в 2011-2012.

По мнению Серика Ахметова и его защиты, никаких доказательств этого довода следствие суду не представило.

По этому поводу Алексей Шевченко отметил, что в числе учредителей и руководителей компаний, которые следствие считает аффилированными с Сериком Ахметовым, – его сын Данияр, брат Берик, а также давние знакомые и друзья.

- А что, моим родственникам и друзьям нельзя заниматься бизнесом? – удивился Серик Ахметов доводам следователя. – Они что, кушать не хотят?

- Заниматься бизнесом вашим родственникам не запрещено, - парировал Алексей Шевченко. – Запрещено чиновникам лоббировать интересы фирм, принадлежащих их родственникам. А то, что вы помогали ТОО «Сталь Цинк» получать заказы, подтверждают показания свидетелей.

- Мы тут, в зале суда, слышали, каким образом следствие получило эти показания, оказывая давление на свидетелей, - ответил Серик Ахметов. – Каждый второй от этих показаний уже отказался.

Судья Исламхан Есенбаев также присоединился к разговору. Он отметил: доказательств того, что Серик Ахметов оказывал влияние на подрядчиков программы замены фонарных столбов, в деле действительно нет.

Тогда Алексей Шевченко сослался на показания Бауржана Абдишева, экс-акима Карагандинской области. Именно он на стадии следствия показал, что Серик Ахметов просил отдавать заказы «его» фирмам.

- Когда судебный процесс ещё не начался, Бауржан Абдишев уже отказался от своих показаний, заявив, что они были получены в ходе следствия незаконным путём, - ответил Исламхан Есенбаев.

На это Алексею Шевченко ответить оказалось нечего.

В свою очередь, государственные обвинители попросили Шевченко прокомментировать ранее прозвучавшие в суде заявления ряда свидетелей (например, Ратая Ажмуратова и Жанарыса Кабдолдаева) о том, что в ходе следствия на них оказывалось давление с целью получить «нужные» показания о причастности Серика Ахметова к деятельности ТОО «Сталь Цинк» и других компаний, которые следствие сочло личным бизнесом экс-премьера.

- Никакого давления на свидетелей не оказывалось, - ответил Алексей Шевченко. – Все свидетели перед допросами знакомились с правами и обязанностями, о чем в протоколах допросов имеются отметки. Кроме того, они имели право присутствовать на допросах со своими адвокатами и этим правом пользовались. Никаких жалоб на давление до начала судебного процесса не поступало. Они появились только сейчас. Надеюсь, суд даст им соответствующую оценку.