Международное сотрудничество — это не игра с нулевой суммой
Оно закладывает основы общего процветания

МАДРИД — Глобальная система финансирования развития, включая сотрудничество в целях развития, не поспевает за колоссальными изменениями в мире в последние десятилетия. И поэтому задачей участников Четвертой международной конференции по финансированию развития (сокращенно FfD4), проходящей на этой неделе в испанской Севилье, должна стать перестройка этой системы — и не меньше.
Существующая система финансирования и сотрудничества в целях развития восходит к 1944 году, когда делегаты из 44 стран собрались в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гэмпшир), чтобы заложить фундамент нового экономического и валютного порядка для послевоенной эпохи. Многие из выработанных ими решений уже не подходят для текущих задач, но этого нельзя сказать о духе сотрудничества, вдохновлявшем участников той конференции. Сегодня, как и тогда, мировые лидеры должны понять: международное сотрудничество — это не игра с нулевой суммой; оно закладывает основы общего процветания.
Чтобы его достичь, нужно полностью пересмотреть сотрудничество в целях развития. Нам требуется новая модель отношений между странами; более четкая программа, подкрепленная достаточными ресурсами; больше сплоченности внутри фрагментированной системы (с ООН в ее центре).
В 1950-х ООН играла центральную роль в создании системы сотрудничества в целях развития. Но затем управление этой системой возглавили страны-доноры из ОЭСР, учредив Комитет содействия развитию (DAC). В результате доминирующим механизмом поддержки развивающихся стран богатыми странами-донорами стали двусторонние инициативы, финансируемые в рамках официальной помощи развитию (ОПР). Господствовали дискреционные отношения, необязательные обязательства и неоколониальное наследие.
Этот ущербный подход оказался особенно неуместен сегодня, когда на смену дихотомии Север-Юг (донор-получатель) пришла гораздо более сложная динамика, определяемая во многом «новыми державами» (большой группой стран со средними доходами) и расширением сотрудничества по линии Юг-Юг. Требуется более инклюзивная и чуткая модель сотрудничества, которая позволит использовать разнообразные возможности всех стран, развивать горизонтальные партнерства, сделать устойчивое развитие совместной работой с опорой на общую ответственность.
Второй императив — прояснение повестки развития — требует от нас разграничения приоритетов. Когда создавалась система международной помощи, она была нацелена исключительно на сокращение бедности. А сегодня сотрудничество в целях развития включает еще как минимум три пункта программы: обеспечение глобальных общественных благ (включая здоровую окружающую среду), гуманитарная помощь, продвижение общих интересов.
Эти задачи взаимосвязаны, но у каждой своя внутренняя логика: перераспределение ресурсов, смягчение экстерналий, спасение и помощь, взаимность. Все эти особенности надо учитывать, если мы хотим достигнуть прогресса. Кроме того, финансирование этой расширенной повестки потребует новых ресурсов, а не просто переклассификации уже выделенных. Это означает, что надо выходить за рамки ОПР, направляя больше государственных средств на цели устойчивого развития.
Кроме того, практическая часть системы сотрудничества в целях развития стала более фрагментированной и сложной: сегодня она включает более 60 официальных двусторонних агентств, более 200 многосторонних организаций и фондов, около 500 банков развития, а также огромное количество сетей НКО и благотворительных фондов. Для достижения прогресса на этой переполненной поляне нужно действовать сразу на трех фронтах.
Во-первых, работу над развитием надо делать более локальной, например, создавая национальные платформы, где внешние партнеры будут действовать под руководством местных властей. Во-вторых, надо усиливать многосторонние действия с помощью скоординированных межведомственных программ. Наконец, надо поддерживать региональные механизмы, включая Африканский союз и Иберо-американский генеральный секретариат (SEGIB), поскольку они помогают развитию более локальных, многоуровневых структур управления.
Кроме того, надо переходить к такому управлению, которое повышает сплоченность и единство. Хотя в последние годы появились сразу несколько площадок для диалога между участниками программ развития, ни одна из них не подходит на роль управляющей структуры. Комитет содействия развитию при ОЭСР эффективен (в установлении норм и стандартов, организации централизованной отчетности и системы экспертной оценки, помогающей совершенствовать политику помощи развитию), однако он не очень представителен.
«Глобальное партнерство за эффективное сотрудничество в целях развития» (GPEDC) и недавно созданный «Международный форум общей официальной поддержки устойчивого развития» (TOSSD) не привлекли широкого интереса. Кроме того, у них слишком узкие цели: эффективность и размеры финансовых потоков соответственно.
У организованного ООН Форума сотрудничества в целях развития (DCF) мандат тоже слишком узкий, но эта площадка инклюзивней, чем ее аналоги. Именно поэтому она может сыграть центральную роль в повышении сплоченности работы над развитием — при условии, что будет расширен ее мандат и, соответственно, потенциал и ресурсы.
Задачей является не разрушение старой системы ради появления совершенно новых структур, а обновление, упрощение и усиление существующей системы, а также закрепление ООН в ее центре. Следует поощрять более активное сотрудничество между форумом DCF и другими площадками, особенно комитетом DAC, в виде совместных инициатив, связанных с нормами, стандартами, критериями отбора, процессом вывода стран на новый уровень. Такая межведомственная программа действий позволит поддержать лидерство ООН в начатом процессе конвергенции и гарантирует эффективное использование знаний и опыта различных организаций.
Успех не гарантирован, но прогресс возможен. И начинать надо на конференции FfD4.