LRT, BRT, метро и вокзал: что обещают построить алматинцам
Развитие транспортной инфраструктуры города обсудили на совещании в акимате Алматы
Аким Алматы Дархан Сатыбалды провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры города. Как сообщила пресс-служба акимата, в центре внимания были LRT, метро, BRT, а также пробивка радиальных и магистральных дорог.
ЛРТ: 32,5 км
Продолжается разработка технико-экономического обоснования для линии LRT протяженностью 32,5 км, утверждает пресс-служба акима. Из новостей — планируется строительство депо в Индустриальной зоне Алатауского района. Судя по схеме, первая очередь «легкорельса» будет идти от вокзала «Алматы-2» до этого депо по улице Толе би. Затем линию хотят продлить до транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Барлык» (для этого пробьют Толе би еще дальше на запад) и до ТПУ «Восточные ворота» (в районе пересечения Кульджинского и Талгарского трактов).
Впервые идея LRT («легкорельсовый транспорт», от англ. Light Rail Transit) прозвучала в 2003 году, в бытность акимом Виктора Храпунова — он хотел продлить трамвайную линию до Медео и Коктобе. При Ахметжане Есимове город даже взял грант на разработку ТЭО для проекта ЛРТ. С 2023 года линия ЛРТ стоит в генплане города.
Метро: 84 км
Как сказано в пресс-релизе, «идет подготовка к продлению существующей линии метро от станции «Калкаман» до ТПУ «Барлык» и созданию второй линии от ст. «Жибек Жолы» до аэропорта. В перспективе — развитие третьей линии от ст. «Сайран» до города Алатау».
Отметим, что станцию «Калкаман» планируют построить в январе 2026 года, а начали — в 2022-м. В 2025 году на строительство станции потратят 28 млрд тенге.
Сегодняшняя протяженность линий метрополитена — 13,4 км, его строили с 1988 года (открыли в 2011-м). С учетом планов акимата (ст. «Жибек Жолы» до аэропорта — примерно 14 км и от «Сайрана» от побережья Капшагая — 70 км) длина новых линий должна быть около 84 км.
Также на совещании обсуждались вопросы по строительству BRT на ул. Желтоксан и пр. Райымбек батыра и подготовки к строительству железнодорожного вокзала «Алматы-3», пишет пресс-служба.
Проект нового вокзала появился в 2021 году, месторасположение — на железнодорожном перегоне Бурундай — Аксенгир, южнее микрорайона Мадениет в Алатауском районе Алматы. На данный момент ведется разработка ТЭО.
«Для каждого проекта подготовлены дорожные карты с конкретными сроками и исполнителями», — заключили в акимате, однако этими подробностями не поделились.