Культуру – в массы
Рынок страхования Казахстана в целом стабильно развивается за счет внедрения международных стандартов, постепенного улучшения нормативно-правовой системы. При этом на нем наблюдается смещение приоритетов в сторону розничного бизнеса, что помогает компаниям быть более устойчивыми. Об основных проблемах, перспективах, трендах страхового бизнеса Forbes Kazakhstan рассказал председатель правления АО «СК «AIG Казахстан» Ойбек Халилов.
– Что на сегодня представляет собой «AIG Казахстан»?
– Мы единственная западная страховая компания на рынке. Изначально позиционировали себя как основного провайдера услуг для иностранных инвесторов, а в последние годы стали провайдерами и для казахстанских компаний, осуществляющих свою деятельность за рубежом. Для нас основным сегментом страхования был корпоративный рынок, но проблема в том, что он имеет высокую волатильность, и для того чтобы сохранить стабильный рост, мы решили развивать другие сегменты внутри портфеля – прежде всего это розница и МСБ.
Если 10 лет назад в нашем портфеле доля розничного бизнеса составляла 20–25%, а остальные 75–80% принадлежали крупным корпоративным клиентам, то сегодня 20% – это крупные клиенты, 50–60% – МСБ, 20–30% – розничный сегмент. При этом если в 2010 году мы собирали до $40 млн страховых премий, то сейчас эта сумма составляет $15 млн. Это объясняется тем, что мы сократили количество крупных корпоративных клиентов, поскольку с ними были связаны высокие перестраховочные риски. Сейчас $10 млн из $15 млн являются нашей собственной страховой премией, $5 млн – чистая прибыль.
Говоря о финансовых показателях компании, стоит отметить, что по результатам 2013 года наша доля на рынке страхования в целом составила 0,9%, но по отдельным видам ситуация обстоит иначе. Например, среди компаний, занимающихся общим страхованием, наша доля – 1,2%. В портфеле коммерческие продукты составляют 91%. В 2013 году чистая прибыль составила 54,3 млн тенге, за последние три года компания увеличила чистую собранную премию на 85% (за 2013 год было собрано 434 млн тенге).
– Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке Казахстана? Насколько он привлекателен для новых игроков?
– Страховой рынок Казахстана двигается в правильном направлении. Этому способствует то, что государство довольно активно использует и внедряет международные стандарты, создавая выполнимые требования для компаний. Цивилизованное развитие рынка ведет к постепенному росту объема страхования. Единственным негативным фактором является низкая культура страхования, и в этом направлении предстоит еще немало работы. Кроме стандартного пакета по страхованию автомобилей, население не заинтересовано в других видах. Поэтому основными драйверами на рынке являются автострахование и обязательное страхование ответственности работодателей.
С точки зрения привлекательности для новых игроков следует отметить, что рынок Казахстана очень интересен для российских, азиатских компаний и в меньшей степени для западных. Невысокая заинтересованность последних обусловлена несколькими факторами: во-первых, небольшим населением страны, во-вторых, «зарегулированностью» рынка. При таких условиях работают СК в странах СНГ и Азии (Китае, Корее). Для западных компаний, привыкших работать в более либеральных условиях (например, возможность открыть филиал без выполнения нормативов по капитализации и т.д.), это является барьером. Потенциал казахстанского рынка велик, но низкий уровень культуры страхования требует крупных вложений. К этому западные компании тоже не готовы.
Если смотреть на рынок с финансовой точки зрения, то объем его за 2013 год составил 279 млрд тенге. Всего действуют более 30 компаний, их число уменьшается. Прежде всего это связано с отсутствием новых инвесторов и тенденцией слияния СК вслед за слиянием банков. Кроме того, государство наказывает недобросовестных игроков и отзывает лицензии.
– Каково соотношение спроса и предложения на рынке? Изменилось ли оно за последние три года?
– Соотношение остается на прежнем уровне. Популярность страхования растет после каких-то природных катаклизмов, катастрофических событий. К примеру, в США она резко выросла после трагедии 11 сентября 2001 года. Пока не произойдет какое-либо событие национального масштаба, ситуация на рынке не будет сильно меняться.
– Какие основные проблемы существуют на рынке? Как и насколько эффективно государство и бизнес их решают?
– Во-первых, это низкая культура страхования. Если бы государство обязывало компании проводить больше ознакомительной, образовательной работы среди населения, они активнее участвовали бы в решении этой проблемы. Необходимы «фасилитаторы», которые объединяли бы всех страховщиков. С этой работой с легкостью справилась бы Ассоциация страховых компаний, но она не включает всех страховщиков и не ведет активную деятельность на рынке. Возможно, пионером в продвижении культуры страхования выступит государство.
Во-вторых, коррумпированность страховых агентов, которая оказывает негативное влияние на страховой бизнес. Для того чтобы снизить ее уровень, нужно, чтобы все компании выработали определенный кодекс этики и следовали ему, что облегчило бы в дальнейшем контроль и регулирование многих вопросов. И в этом случае трудно переоценить роль ассоциации.
В-третьих, высокие агентские вознаграждения – 60%. На сегодняшний день государство ограничило комиссию только при обязательных видах страхования – в размере 10%. Если ограничить уровень комиссии на 20–25%, это сыграло бы положительную роль в страховом бизнесе, четко определяя основную его цель – продажу страховых продуктов не ради дополнительного дохода в виде комиссий, а ради страховой защиты клиента.
В-четвертых, проблема кадров. Сейчас в системе образования нет специализированных учебных заведений, которые готовили бы именно страховщиков. У нас в планах открытие собственной академии страхования. Наверное, ответственность за проблемы с кадрами отчасти лежит и на иностранных компаниях. Так как местные СК перестраховывались у иностранных, их особо не интересовала техническая сторона вопроса. Государство со своей стороны могло бы создать какие-то образовательные программы или специализированные курсы по подготовке страховщиков.
– Как вы можете оценить свой вклад в рынок?
– То, что отличает AIG – это инновационность. Мы стараемся внедрять новые страховые продукты, дистрибутивные каналы, технологии страхования и делимся своим опытом и знаниями с другими компаниями, часто проводим конференции.
– Какие цели и задачи стоят на ближайший год?
– Главной задачей является увеличение роста компании на 30%. С точки зрения структуры портфеля мы считаем приоритетным развитие розничного сегмента и банкострахования, дальнейшее продвижение продуктов для корпоративного сегмента, развитие киберстрахования.
В целом основными трендами и приоритетами в страховой индустрии являются продажа страховых продуктов через интернет, приложения для iOS и andriod, а также усиленное развитие киберстрахования, которое помогает лучше защищать личные данные клиента.