Контракты на $1,1 млрд: как запускали мегапроекты на Тенгизе

Мощности ПБР-ПУУД позволят увеличить добычу нефти до 38-39 млн тонн в год
Рустем  Медетов
Рустем Медетов
Фото: архив пресс-службы

В истории компании «Тенгизшевройл» (ТШО) есть большие прорывы, благодаря которым кратно увеличивалась добыча нефти на Тенгизском месторождении. Подобные мегапроекты называют «проектами расширения». Так, в рамках Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД) возводится завод третьего поколения по переработке нефти.

ТШО уже приступила к эксплуатации объектов на ПУУД, а завершающий этап ПБР запланирован на 2025 год. Конечная цель - увеличение добычи до 38-39 млн тонн нефти в год.

О том, как удалось воплотить в жизнь инициативы, ставшие историческими для экономики страны, а также о личной роли в их реализации, рассказал Рустем  Медетов, казахстанский эксперт в строительной и нефтегазовой отраслях, топ-менеджер одной из подрядных организаций ТШО, обладатель отраслевой медали «Мұнай-газ сервисін дамытудағы үлесі үшін» Союза нефтесервисных компаний Казахстана.

Рустем  Медетов

Рустем Медетов
Фото: архив пресс-службы

Расскажите, как воплощаются в жизнь мегапроекты, нацеленные на повышение объемов добычи нефти?

- Проекты расширения на Тенгизе - одни из крупнейших и сложных проектов в нефтегазовой промышленности не только в РК, но и во всем мире.

Запуск завода второго поколения и комплекса по закачке сырого газа позволил увеличить добычу более чем вдвое – до 25 млн тонн нефти в год.

Понадобилось пять лет, чтобы это стало реальностью. Как известно, завод второго поколения на момент запуска являлся крупнейшим за всю историю независимого Казахстана инвестиционным проектом на Тенгизе, а также представлял собой самую большую в мире комплексно-технологическую линию по стабилизации нефти.

ПБР-ПУУД является еще более амбициозным предприятием, «гигантом», на создание которого потребовалось гораздо больше времени - 12 лет с учетом технико-экономического обоснования и утверждения бюджета партнерами. В результате объемы добываемого «черного золота» вырастут еще в 1,5 раза – до 38-39 млн тонн в год.

В рамках данного кейса наша компания занималась строительством основных объектов и инфраструктуры заводов.

Подобные проекты – задача не из простых, но у нас за плечами есть нужный бэкграунд. Наша компания является совместным предприятием американской компании Bechtel и турецкой ENKA İnşaat - лидеров отрасли в своих странах. Их суммарный опыт – почти 200 лет, а общее количество реализованных проектов – свыше 27 000.

За годы реализации мегапроектов был внесен огромный вклад в развитие экономики РК. Выплачено налогов и других платежей на $380 млн, объем закупок казахстанских товаров и услуг превысил $1,5 млрд, более 15 тыс. казахстанцев нашли работу у нас, а благодаря контрактам с местными субподрядчиками – еще 48 тыс. соотечественников.

Фото: архив пресс-службы

С какими бюджетами вы работали в рамках ключевых контрактов?

- Я пришел в проект в 2000 году, а уже в 2003-м мы заключили крупный контракт с ТШО на сумму более $600 млн на строительство завода второго поколения и комплекса по закачке сырого газа.

Также за годы деятельности на Тенгизе мы выполнили работы по контракту на техобслуживание завода ТШО на сумму почти $700 млн, включая ремонт и модернизацию важнейшего оборудования, внедрение передовых технологических решений, а также поддержание в рабочем состоянии критически важной инфраструктуры. Эти мероприятия очень важны для минимизации простоев, снижения энергопотребления, повышения эффективности и обеспечения безопасной работы завода.

Пиком моей карьеры и самым важным личным профессиональным достижением стало заключение контрактов с ТШО по Проекту будущего расширения в 2016-2019 годах. Тогда моей ключевой задачей уже в качестве директора по развитию бизнеса была подготовка тендерной документации, ведение переговоров с ТШО в качестве заказчика.

Результат вы можете оценить в конкретных цифрах – мы заключили контракты на сумму более $1,1 млрд!

Как выстраивается работа с тендерной документацией по таким крупным проектам?

- Тендерная документация – это своего рода план реализации проекта, ее подготовка занимает месяцы. Осведомленность об этих планах на уровне составителя является первым условием успешной реализации.

Во-вторых, не менее важен накопленный за 17 лет опыт реализации крупных проектов международного уровня. Знания о стандартах, НПА, условиях многотомных контрактов, последовательности работ, рисках должны применяться почти на автомате. Это как играть с закрытыми глазами на фортепиано.

В-третьих, реализация планов всегда сопряжена с человеческим фактором, а на ПБР-ПУУД работают тысячи человек. Поэтому широкий нетворкинг личных отношений всегда имел благоприятное влияние на решение задач.

В целом для успеха любого проекта важно, чтобы каждый член команды выполнял свои обязанности профессионально, своевременно и на совесть.

Рустем  Медетов

Рустем Медетов
Фото: архив пресс-службы

На своем профессиональном пути вы также участвовали в еще одном крупном проекте – запуске Первого интегрированного газохимического комплекса (KPI). Поделитесь информацией об этом опыте.

- KPI –первый в стране проект по переработке сырья с месторождения Тенгиз. Цель – производство полипропилена. Завод запущен и поставляет продукцию на внутренний рынок и экспорт. В должности директора департамента контрактного администрирования KPI я был ключевым переговорщиком с ТШО как поставщиком сырья для завода.

Позже руководство Samruk-Kazyna Ondeu назначило меня главным менеджером по управлению нефтехимическими активами и ответственным за инфраструктуру СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». СЭЗ занимается разработкой прорывных инвестпроектов по созданию и развитию нефтехимических производств.

Нам удалось заручиться поддержкой кредиторов, успешно скоординировать взаимодействие многочисленных участников СЭЗ и уполномоченных органов. Но главным достижением я считаю снижение общей долговой нагрузки на сотни миллионов долларов и увеличение экономической отдачи нефтегазохимических проектов для нашей страны.

В чем залог вашего личного профессионального успеха?

- Думаю, это желание постоянно развиваться. Именно образование позволило сделать первые шаги в карьере. Я окончил Босфорский университет в Стамбуле. Тогда, в начале 2000-х, требовались кадры, хорошо владеющие не только английским, но и турецким языком. Мой диплом престижного турецкого вуза открыл эту возможность.

Позже я получил еще две степени – магистра делового администрирования и магистра наук по бизнес-аналитике в американской бизнес-школе в городе Кембридж штата Массачусетс.

Сейчас я нахожусь в США на стажировке. Разрабатываю проекты оптимизации бизнес-процессов с последующим внедрением в бизнесе. Тесная связь с дисциплинами магистратуры позволила мне сократить срок обучения теории и уделить больше времени практике. В будущем хотелось бы применить знания на проектах, связанных с использованием искусственного интеллекта.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте