Казахстанский фильм признали лучшим на кинофестивале Al Este в Латинской Америке

Joqtau стала первой отечественной картиной, победившей в этом конкурсе. Forbes Kazakhstan поговорил с креативным продюсером фильма

Фото предоставлено Александрой Сытник

Казахстанский фильм Joqtau признали лучшим на фестивале Al Este в Боготе — крупнейшем киносмотре Латинской Америки. Он стал первым казахстанским фильмом, победившим в главной номинации на кинофестивале в Колумбии. Об этом Forbes Kazakhstan рассказала креативный продюсер фильма Александра Сытник.

Фестиваль проходил в период с 25 по 30 июня 2025 года, и по его итогам картину режиссера Аруана Анартая признали лучшим фильмом всего фестиваля, на котором были представлены как минимум два десятка кинолент. Незадолго до фестиваля в Боготе, в середине июня, фильм Joqtau получил награду за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Бишкеке. Аналогичный приз картина забрала и на фестивале «Евразия» в конце 2024 года.

Награждение в Бишкеке
Фото предоставлено Александрой Сытник

Картина побывала уже на нескольких международных фестивалях — от São Paulo в Бразилии до HKIFF в Гонконге и китайского «Золотого петуха». В июле 2024-го мы писали о том, что Joqtau вошла в конкурсную программу 77-го международного кинофестиваля Locarno Film Festival и стала одной из немногих казахстанских картин, отобранных в Локарно за всю историю конкурса. Сейчас команда готовится к казахстанскому прокату.

Фильм-прощание

Joqtau — дебютный фильм режиссера Аруана Анартая, снятый в жанре роуд-муви, рассказывает зрителям о путешествии по степи и казахстанской глубинке. Он основан на личной истории — утраты дедушки главного героя и вдохновлен древней казахской традицией «жоқтау», траурной песней-прощанием.

Аруан Анартай и Исбек Абильмажинов
Фото: © Темирлан Насыров

«Автор сценария и режиссер Аруан Анартай вложил в фильм собственный опыт — отношения с дедушкой, сложные из-за разницы поколений и взглядов. Между ними всегда было некоторое напряжение. Он хотел сблизиться с дедушкой, познакомить его поближе со своей избранницей, но не успел — аташка ушел из жизни раньше», — рассказывает Александра. По ее словам, Joqtau стал своеобразным прощанием с близким человеком и способом прожить непрожитое. В фильме переплетаются темы семейных отношений, самоидентификации, традиций и современности. Повествование ведется от лица героини, которую играет Ирина Балкова. Главные роли исполнили Ермек Шынболатов и Исбек Абильмажинов.

Ермек Шынболатов и Ирина Балкова
Кадр из фильма

Внезапный прорыв

Как уже упоминалось, в 2024 году Joqtau вошел в программу Locarno Film Festival. Для любого фильма попасть на один из пяти самых крупных фестивалей, будь то Канны, Берлинале, Локарно, Венеция или американский Сандэнс, — большая удача. Прежде чем картину отберут для показа, нужно пройти несколько этапов переговоров и презентаций. Часто в этом вопросе создателям фильмов помогают специальные агенты, которые и занимаются продвижением, но в случае с Joqtau команде приходилось пробиваться на международный рынок самостоятельно: финансов на агента и посредников не было. Все делала небольшая команда: режиссер Аруан Анартай, генеральный продюсер Аружан Досымкожа и креативный продюсер Александра Сытник.

«Сначала мы подались на Канны, но получили отказ: как нам объяснили, слотов уже не осталось, все категории укомплектованы», — говорит собеседница.

Перед тем как попасть на фестиваль в Локарно, фильм был презентован на международной кинолаборатории в Кыргызстане, где присутствовали кураторы и критики из разных стран. Один из представителей отборочной комиссии Локарно заинтересовался проектом и предложил команде отправить заявку.

«Он сказал, что наш фильм может подойти фестивалю. Конечно, мы подали заявку и получили положительный ответ. В тот же момент мы подали заявку и на Венецианский фестиваль, и наша команда стояла перед выбором — ждать решения Венеции или согласиться на уже подтвержденную мировую премьеру на Locarno Film Festival. В итоге решили не рисковать и приняли предложение Локарно. Позже стало известно, что фильм взяла бы и Венеция, но двойное участие в статусе мировой премьеры невозможно», — поясняет Александра.

Команда фильма на Locarno Film Festival
Фото предоставлено Александрой Сытник

Так Joqtau попал в конкурсную программу и, если бы победил в своей категории, то стал бы вторым казахстанским фильмом в истории с победой на Локарно.

«К сожалению, не победили. Почему — сказать сложно. Выбор победителей на крупных фестивалях всегда во многом субъективен. Каждый год — разная повестка. Где-то делают акцент на женских историях, где-то на фильмах про детей или политику. В тот год в Локарно выиграл фильм с восточной тематикой. Почему не мы? Не знаю. Может, просто не вписались в общую драматургию года», — разводит руками собеседница.

Al Este 2025

После участия в фестивале в Локарно у фильма Joqtau появился международный агент — шанхайская кинокомпания, которая взяла на себя презентацию проекта на мировом фестивальном рынке. Это серьезно упростило работу команды.

«Когда у фильма появляется агент, все становится проще, — объясняет Александра Сытник. — У них уже есть связи с организаторами, понимание фестивальных форматов и жанровой повестки. Они знают, на какие площадки лучше подавать фильм, чтобы у него были шансы на победу или хотя бы отбор».

По ее словам, крупные фестивали имеют свои четкие предпочтения: в Каннах любят громкие фильмы с потенциалом в прокате, Берлинале чаще выбирает депрессивные и социально острые картины, Сандэнс предпочитает независимое и дерзкое кино, а Венеция все чаще обращается к необычным и авторским формам. Учитывая эти особенности, агент выбирает, на какие фестивали подавать заявку и в каких категориях у фильма будет наибольший шанс на успех.

«Фестивали, как правило, либо награждают фильм, либо покупают его для показа в своей официальной программе. Это называется скрининг — зрители платят за билеты и смотрят фильм в рамках фестиваля. Для нас это тоже было важно: попасть в программу, выйти на новую аудиторию, показать Казахстан и казахстанское кино», — добавляет она.

Когда агент предложил подавать Joqtau на фестиваль Al Este 2025 в Колумбии, команда согласилась: у фильма еще не было премьеры в Латинской Америке, а тематика картины хорошо перекликалась с интересами региона. Кроме того, культурная и визуальная «экзотика» Казахстана могла привлечь внимание жюри.

«Агенты подали заявку, оформили презентационный пакет, запросили у нас комментарии о замысле фильма, его посыле и собрали всё это в заявку. Мы были в генеральной программе — основной конкурс, где выбирают лучший фильм всего фестиваля, — говорит Сытник. — И победили».

Объявление победителей на Al Este
Фото предоставлено Александрой Сытник

Победа на Al Este оказалась неожиданной для всей команды, признается Александра. По ее словам, многое решило культурное родство: «Оказалось, что ментальность у стран вроде Колумбии или Чили чем-то похожа на нашу. Нас поняли без лишних объяснений». Кроме того, отмечает Александра, сам факт того, что фестивальное жюри высоко оценило дебютную работу режиссера, стал важной вехой как для него самого, так и для всей команды.

Впервые в Казахстане

Фильм Joqtau сняли еще в 2022 году, за три года его успели показать на фестивалях во многих странах мира, однако самим казахстанцам фильм до сих пор не был презентован. Но в начале августа картина все же выйдет на большие экраны Астаны, Алматы и Шымкента. И, как отмечает собеседница, вероятность такого исхода событий была скорее фантастикой, чем реальностью.

«Возможность выйти на большие экраны стала для нас большой неожиданностью, — делится Александра. — Обычно авторское, драматическое кино в прокат не берут, так как фильмы такого жанра очень сложно назвать коммерческими. Считается, что зрителю больше нужны комедии или голливудские блокбастеры».

Режиссер фильма Аруан Анартай
Фото: © Темирлан Насыров

Несмотря на большие сомнения, в конце весны 2025-го команда решила попытать удачу и вышла на администрацию сети Kinopark с просьбой дать возможность показать фильм. «Их программный директор тогда посмотрел летнюю афишу и удивился — ни одного другого казахстанского фильма на это время в прокате не было», — говорит Александра. В итоге Kinopark предоставил Joqtau недельный прокат в Алматы, Астане и Шымкенте. Затем к показам присоединились Chaplin и Cinemax.

«Для кинотеатров это риск. Фильм авторский, фестивальный, осознанный, не развлекательный. Чаще всего зрители идут в кино, чтобы отдохнуть, отвлечься, а Joqtau, скорее, про размышления. Это не «про похихикать», не про зрелища — и нам повезло, что кинотеатры пошли нам навстречу», — признается она.

На вопрос о доходах Александра отвечает честно: «Мы ничего не зарабатываем. Авторское кино — это энтузиазм. Это про возможность сделать имя, заявить о себе».

По ее словам, финансирование таких фильмов чаще всего идет через государственные субсидии. Joqtau был профинансирован через Фонд кино: «Мы представили идею, расписали бюджет. Государство выделяет деньги только на само производство — то есть на съемки. Продвижение фильма уже не входит в смету. Всю фестивальную и прокатную историю мы тянем за свой счет».

Контракт обязывает авторов либо организовать фестивальную программу, либо довести фильм до проката. Иногда — и то, и другое. Но финансирование этого этапа не предусмотрено.

Александра Сытник, Аруан Анартай, Аружан Досымкожа
Фото предоставлено Александрой Сытник

«Когда мы сняли фильм, каждый из нас — режиссер, продюсеры и т. д. — получил зарплату. Все остальное: подача на фестивали, маркетинг, афиши, организация показов — мы делаем сами. Сейчас у нас есть агент, который представляет фильм на фестивалях, организует скрининги. Он получает процент с показов. В конце года он присылает нам отчет: где был показан фильм, сколько заработали, сколько ушло агенту, сколько — обратно Фонду кино. Иногда что-то остается. Но в основном эти деньги уходят на дальнейшие презентации», — объясняет продюсер.

На вопрос о финансовых ожиданиях от казахстанского проката Сытник отвечает так: «Если честно, у нас нет расчетов. Потому что это драма. А драма — жанр непредсказуемый. Все будет зависеть от первых рецензий. Мы готовим предпоказ, приглашаем журналистов, критиков. Опыт показывает, что работают либо очень хорошие отзывы, либо — парадоксально — очень плохие. Когда фильм ругают, людям становится интересно: что же там такого ужасного? А вот нейтральные реакции — это худшее, что может случиться», — резюмировала она.