Казахстан делает «нефтяную» ставку на три месторождения
Выступая на правительственном часе в мажилисе в понедельник, 21 мая, министр энергетики Канат Бозумбаев обратил внимание, что за 2017 и четыре месяца 2018 в разрезе секторов нефтегазовой отрасли наблюдается ощутимый рост. Однако в секторе нефтедобычи «драйверами роста остаются нефтегазовые проекты Тенгиз, Карачаганак и Кашаган».
Что происходит на Кашагане
Новости вокруг одного из самых крупных не только в Казахстане, но и в мире ... →
- В 2017 с выходом на промышленное освоение Кашагана годовой объём добычи нефти по стране вырос до 86,2 млн тонн с 78 млн тонн в предыдущем. В том числе на Кашагане было добыто в прошлом году 8,3 млн тонн. Тем самым уровень ежегодной добычи нефти страны поднялся на новую планку. За 4 месяца текущего года добыча по стране достигла 30 млн тонн, показав рост на 6% к аналогичному периоду прошлого года. В этом году добыча нефти ожидается на уровне 87 млн тонн. Это наш предварительный прогноз, но такое ощущение, что будет немного больше, - сказал министр.
В частности, на Кашагане ожидается 11 млн тонн нефти и 6,8 млрд кубов газа, а к 2019 году проект должен достичь уровня добычи 370 тыс. баррелей в сутки, к 2024 по проекту дальнейшего расширения ожидается увеличение добычи до 450 тыс. баррелей в сутки.
Проект расширения Тенгиза также перешел в активную фазу реализации. В частности, планируется начать приёмку грузов-модулей в порту Прорва для будущих объектов завода по подготовке нефти (мощность 12 млн тонн/год) и обратной закачки газа (мощность 9,4 млрд м3/год). После 2022 года добыча нефти на Тенгизе возрастет с текущих 26 млн тонн в год до 39 млн тонн в год.
Планом будущего освоения Карачаганака предусмотрена реализация проектов по поддержанию текущего уровня добычи - это модернизация газовых мощностей, строительство 4-го компрессора и 5-го внутрипромыслового трубопровода. Срок реализации в 2020 году с объёмом инвестиций более $1,5 млрд.
Назарбаев: Вопрос строительства нового НПЗ - на первом месте
Глава государства отметил необходимость строительства предприятий по перера... →
- Крупные проекты позволят внести существенный вклад в экономический рост страны в среднесрочном периоде. Объём добычи нефти поступательно будет расти и к 2025 году выйдет на уровень 104 млн тонн в год, - заявил Бозумбаев.
При этом, констатировал он, по другим группам месторождений «наблюдается снижение уровня добычи в связи с поздней стадией разработки и значительной выработанностью запасов». По мнению министра, недостаточный уровень инвестиций в геологоразведке становится основным негативным фактором для отрасли.
- Так, за период 2012-2016 прирост запасов в результате переоценки составил 139 млн тонн, а по геологоразведке - 79 млн тонн, или всего 36% (общий прирост запасов за 5 лет - 218 млн тонн). За данный период по действующим контрактам недропользования от общего объёма инвестиций $127 млрд затраты на геологоразведку составили всего $4 млрд, - привёл он данные.
Впрочем, министр рассчитывает, что новый Налоговый кодекс (действует с января 2018), и Кодекс о недрах (вступит в действие с 29 июня 2018), предусматривающие льготы и преференции для геологоразведки, изменят ситуацию к лучшему.
Проблемный вопрос - переработка нефти и производство ГСМ. Высокая импортозависимость отечественного рынка и регулярные остановки действующих нефтеперерабатывающих заводов становятся причиной дефицита на рынке ГСМ. Глава Минэнерго уверяет, что этой проблемы уже практически не существует.
- С завершением модернизации Павлодарского и Атырауского НПЗ снизилась доля импортозависимости рынка моторного топлива. Сегодня обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами составила по бензину 90%, по дизтопливу тоже 90%, по авиакеросину более 58%. В этом году завершится модернизация Шымкентского НПЗ, общий объём переработки нефти в 2018 году увеличится более чем на 1 млн тонн, по сравнению с прошлым годом, и составит 16 млн тонн, - сообщил он.
Чем займется «Тенгизшевройл» в 2018 году
О планах компании рассказал генеральный директор ТШО Тэд Этчисон на пресс-к... →
Министерство ведет ежесуточный мониторинг по состоянию обеспеченности рынка, по остаткам на нефтебазах и объёму импорта ГСМ, учитывая имеющуюся пока импортозависимость по бензину и дизтопливу. Кроме того, «для максимальной стабильности обеспечения рынка министерство улучшило координацию сроков плановых ремонтов и загрузки трёх НПЗ». «К примеру, остановка на ремонт в мае Шымкентского НПЗ на 39 дней не вызвала дефицита ГСМ в стране, заметил министр.
- Для повышения продуктивности на трёх НПЗ внедряется автоматизация управления ремонтами. То есть ежегодные сроки ремонтов сократятся с 45 до 20 дней, а остановка на 45 дней будет осуществляться только раз в три года. Это позволит на каждом НПЗ увеличить объёмы переработки нефти в среднем на 300 тыс. тонн в год. В ближайшей перспективе наш рынок будет полностью насыщен отечественным нефтепродуктом, - подчеркнул Бозумбаев.
При этом если рынок определяет цену на ГСМ, то министерство отслеживает их динамику. Глава Минэнерго заметил, что, учитывая условия работы в рамках Таможенного союза, необходимо придерживаться паритета цен с учётом разницы в фискальном режиме. Сегодня АИ-92 в России стоит, в пересчёте на тенге, 214-220 тенге за литр. В Казахстане средняя цена - 160 тенге за литр.
Министр сделал на ценовой составляющей особый акцент - по его данным, в Казахстане очень низкие цены на ГСМ. Сославшись на рейтинг международного агентства Global Petroleum Prices, проведенный среди 167 стран, министр подчеркнул: по стоимости бензина Казахстан занимает 12 позицию с конца, по дизтопливу - 14 место.
- То есть дешевле, чем у нас, бензин только в 11 странах (Венесуэла, Иран, Кувейт, Тукменистан) и дизтопливо в 13 странах (Венесуэла, Иран, Саудавская Аравия, Азербайджан, Туркменистан). Дороже, чем наш бензин, в таких странах, как Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, Россия, Азербайджан, - заявил глава Минэнерго.
При этом он добавил, что в среднесрочной перспективе задачи министерства «будут ориентированы на совершенствование регулирования рынка нефтепродуктов для достижения привлекательности поставок нефти на НПЗ, в том числе вопросы биржевой торговли и экспорта».
В числе приоритетов Минэнерго - и решение вопроса по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане. Фактически этот вопрос уже решил президент страны, чётко заявив, что завод необходим. В Минэнерго уже создана рабочая группа для разработки преТЭО с целью определения местоположения завода, его параметров и объёма инвестиции. Министр заверил, что уже «к осени будем готовы ответить на вопрос, где должен быть завод, какой мощностью, какой объём инвестиций и какие продукты он должен вырабатывать».