Казахстан занял 103-е место в мировом рейтинге владения английским языком
И вошёл в группу стран со слабым владением языком

Согласно глобальному исследованию EF English Proficiency Index (EF EPI), которое шестой раз проводит компания EF Education First, Нидерланды сохранили за собой первое место по уровню владения английским языком жителями страны. Второе место заняла Норвегия, на третьем — Сингапур. Казахстан за год поднялся на одну строчку и занял в рейтинге 103-е место из 114.
Рейтинг составлен на основе данных от 2,1 млн человек. Респонденты, для которых английский не является родным, прошли тест EF SET, созданный компанией EF Education First в партнерстве со всемирно известными экспертами в области изучения языка и психометрии, а также специалистами по подготовке сертификационных экзаменов.
«В этом году Казахстан сохранил свое присутствие в группе стран со слабым уровнем владения английским (индекс EF EPI составил 427), встал по соседству с Сенегалом (102-я позиция) и Иорданией, расположившейся на уровень ниже, ― на 101-м месте. Среди лидеров этой категории — Мьянма и Афганистан, занявшие с 93-й по 95-ю строчки.
По данным EF Education First, лидерами по владению английским языком в Казахстане остаются крупные города. На первом месте в рейтинге Алматы с индексом 476. Второе место заняла Астана, набравшая 469 баллов. Третье — Актобе с результатом 451. В топ-5 городов с высоким рейтингом также вошли Актау (433) и Шымкент (360).
В этом году индекс регионов Казахстана варьируется от 320 до 475 баллов из максимальных 700. За год Алматинская область поднялась с 8-й позиции (427) и стала лидером по уровню владения английским языком. Акмолинская область смогла удержаться в первой пятерке и осталась на втором месте. Также в топ-3 вошел Костанай (459), ранее находившийся на 5-й позиции, с ним по соседству — Павлодар (453) и Восточно-Казахстанская область (453), разделившие 4-е место. Замыкает пятерку лидеров Актобе, который набрал 451 балл и поднялся за год на две позиции.
«Казахстан активно интегрируется в мировое сообщество и продолжает уделять большое внимание изучению английского языка, — рассказал Дмитрий Федоров, директор EF по странам СНГ. — Хотя индекс EF EPI в глобальном масштабе показывает определенное снижение, в Казахстане наблюдается растущий интерес к изучению английского как среди молодежи, так и среди профессионалов. Это подчеркивает важность дальнейшего развития образовательных программ с акцентом на владение английским языком для повышения конкурентоспособности казахстанских специалистов на международной арене. В частности, мы видим положительные тенденции в возрастных группах от 21 до 30 лет, это отражает большой вклад университетов в образование. Однако уровень владения английским у студентов после окончания университетов всё еще требует улучшения. Алматы является лидером в Казахстане по уровню владения английским, опережая такие города, как Бангкок, Баку и Мехико-Сити. Впереди еще много работы, чтобы достичь уровня таких городов, как Анкара, Тегеран и Пекин. Стоит отметить, что, например, соседний с Казахстаном Бишкек опережает другие города и уже находится на среднем уровне владения языком. Я уверен, что следующий год может стать переломным для Казахстана и привести к лучшим показателям в EF EPI».
В компании отмечают, что мировой ландшафт владения английским языком постоянно меняется: «В то время как Ближний Восток и Африка в этом году показали улучшение, в целом мы видим медленное, но постоянное снижение уровня владения английским среди взрослых в других регионах. Эта тенденция подчеркивает тот факт, что в 2024 году в ряде стран существует ожидание, что все должны говорить по-английски, что приводит к снижению фокуса на улучшение навыков владения языком как в системе образования, так и в частном секторе».
Ключевые выводы EF EPI 2024
- Отмечается снижение уровня владения языком по всему миру: 60% стран показали более низкие результаты по сравнению с прошлым годом. Позитивный момент заключается в том, что многолетнее снижение уровня владения языком среди молодежи 18–20 лет остановилось в этом году.
- Гендерный разрыв сохраняется: с прошлого года уровень владения английским у женщин остался стабильным, в то время как у мужчин снизился, что сократило гендерный разрыв. Тем не менее в 40 странах мужчины всё еще показывают значительно более высокий уровень владения языком, чем женщины. Африка остается исключением — это единственный континент, где женщины стабильно превосходят мужчин по уровню английского, и именно здесь улучшение владения языком среди женщин оказалось наибольшим. По всему миру гендерный разрыв наиболее выражен среди самой молодой возрастной группы и постепенно сокращается с возрастом.
- Региональные изменения: в Азии зафиксировано наибольшее снижение уровня владения английским по сравнению с прошлым годом, что в первую очередь связано с результатами Индии и в меньшей степени — Китая. В Европе уровень владения английским также немного снизился, причем более сильное снижение наблюдается в странах ЕС. В Латинской Америке после многолетнего роста уровень владения языком стабилизировался, хотя различия между регионами остаются. На Ближнем Востоке продолжается постепенное улучшение, особенно в Саудовской Аравии.
EF Education First ― международная образовательная компания, основанная в 1965 году в Швеции. Основной профиль деятельности EF ― академические программы обучения иностранному языку (среднее, высшее и постдипломное образование) и образовательный туризм. EF регулярно выпускает рейтинг уровня владения английским языком EF English Proficiency Index по итогам тестирования 2 миллионов взрослых людей в 114 странах мира с помощью бесплатного теста EF SET, разработанного исследовательским центром компании.