Каннские киноистории: тяжёлая судьба женщин и немного — мужчин

Каннские фильмы часто обращаются к противоречивой теме образа женщины в современном мире, особенно к тому, как этот имидж гротескно искажается в шоу-бизнесе и социальных сетях

© Cannes Film Festival

Эти картины раскрывают трагические аспекты женской жизни, вынужденных соответствовать нереалистичным стандартам красоты и сексуальности, навязываемые обществом. Однако страдают не только женщины. Мужчины также оказываются под давлением стереотипов и социальных ожиданий.

Внимание! Текст частично раскрывает сюжеты фильмов!

Фильм француженки Корали Фаржа «Вещество» — фантастическая притча о женоненавистничестве и объективации тела. Деми Мур играет Элизабет Спаркл, некогда известную голливудскую звезду, которая сейчас, в среднем возрасте и всё еще в потрясающей форме, ведет утреннее телешоу по аэробике для домохозяек. После очередной записи она случайно подслушивает разговор своего продюсера Харви, который выносит приговор ее карьере и планирует заменить ее на молодую и свежую кандидатку.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Элизабет ошеломлена. По дороге из студии она попадает в аварию, а в больнице таинственный врач тайно предлагает ей неофициальную процедуру под названием «Субстанция» («Вещество»), с помощью которой она может создать свое молодое, новое и великолепное «я». Но есть условия: новая версия появится прямо из позвоночника ее тела, а прежняя и новая Элизабет должны чередоваться каждые семь дней. То есть, когда зрелая Элизабет бодрствует, молодая лежит безжизненным телом в ванной, питаясь из тюбика, и наоборот. Чего Элизабет не ожидает, это то, что ее молодое альтер эго Сью, которая устраивается на прежнюю работу Элизабет и добивается там невероятного успеха, будет постоянно продлевать свое пребывание в этом мире, пожирая своего зрелого двойника изнутри, пока возврат к прежней жизни будет невозможен. Последние сцены фильма доводят женское тело до сурреалистического абсурда, но мы остановимся здесь, чтобы зрители смогли самостоятельно пережить кульминацию и сделать собственные выводы.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Корали Фаржа удачно пригласила Деми Мур на эту роль, ведь именно ее персона в последнее время часто подвергается агрессивным нападкам со стороны общественности за коррекции своей внешности на операционном столе. В картине Мур словно в собственной реальности переживает те самые страхи — перед старением, потерей популярности и любви поклонников, одиночеством, а также остановкой карьеры. Актриса призналась: «Этот фильм стал для меня настоящим подарком. После съемок я начала больше чем раньше принимать себя такой, какая я есть».

Деми Мур на премьере фильма
Фото: © Cannes Film Festival

Однако резких вопросов журналистов, особенно журналисток, ей не удалось избежать. Одна из них спросила актрису: «Что значит, когда вас и вашу карьеру отменяют?» На что Мур ответила: «Я не разделяю ваше мнение об отмене. Независимо от того, что происходит в окружающем мире, настоящая проблема заключается в том, как мы сами себя воспринимаем и к себе относимся. Наше собственное отношение к себе, иногда даже насилие над собой, накладывает отпечаток на наше тело. Однако я не переношу эту ситуацию на себя и не собираюсь занимать позицию жертвы. Кроме того, по сценарию речь идет о мужском представлении об идеальной женщине. А молодая версия моей героини ищет подтверждения своей идеальности от других, именно поэтому она теряет контроль на ситуацией и оказывается в проигрыше».

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Продолжением этого фильма могла бы стать другая история — «Дикий алмаз», в которой рассказывается о 19-летней Лиане из французской глубинки, стремящейся к быстрой славе и успеху. Девушка мечтает стать звездой телевизионного реалити-шоу. Ради этой цели она преображает свое тело с помощью пластических операций, агрессивного макияжа и дешево-гламурной одежды в гротескную карикатуру женственности. При всём этом Лиана — девственница, не заинтересованная в сексе. Ее образ отражает мужские представления о женской привлекательности. Однако это лишь внешний лоск, глубоко внутри девушка чувствует неуверенность и отчаяние, которые ей не исправить ни увеличением груди, ни филлерами для губ, ни бразильскими имплантатами ягодиц, ни новым платьем, едва прикрывающим ее интимные части тела. Фильм удачно показывает контраст между внешним блеском и внутренней болью даже в незначительных деталях, например, ее туфли на огромных каблуках и с многочисленными блестками скрывают кровоточащие и пульсирующие от боли ноги. Они словно являются отражением ее израненной души, где физическая боль ассоциируется с внутренними страданиями, с которыми девушка вынуждена жить.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Еще одно изуродованное женское тело мы видим в фильме Дэвида Кроненберга «Саван». В нем канадский предприниматель по имени Каш (Венсан Кассель) скорбит по ушедшей из жизни супруге Ребекке (Диана Крюгер). Последняя не просто скоропостижно скончалась, но агрессивная форма рака постепенно разлагала ее тело, и беспощадные врачи лишали женщину то руки, то груди, других частей тела — всё это под внимательным взглядом зрителей картины. В отчаянии после смерти жены Каш разрабатывает новые технологии в кладбищенском бизнесе, которые дают возможность родственникам наблюдать за разложением трупа близким в реальном времени. Фильм полон гротеска и сатиры. Так, в начальной сцене мы видим главного героя в кресле дантиста, который сообщает ему, что его зубы гниют от горя. В следующей сцене главный герой уже сидит в ресторане с женщиной, которую пригласил на свидание и открывает ей правду о том, что этот ресторан при кладбище является его собственностью, и что вид из окна открывается панораму на могилу его покойной жены. Он приглашает свою новую знакомую прогуляться и посмотреть на гниющий труп своей бывшей супруги. Фильм слегка затянут и скучноват, хотя он становится более понятным после некоторых объяснений режиссера. Дело в том, что в 2017 году у режиссера скоропостижно скончалась супруга, после чего он прекратил снимать фильмы на более чем пять лет. Теперь он вернулся в кино, чтобы переработать свою скорбь в этом боди-хорроре.

Только непонятно, почему жертвами этого жанра часто становятся женщины, чья обнаженная суть изображается здесь во всём уродстве, в то время как мужчины почти всегда умудряются оставаться одетыми, часто даже при занятиях сексом. В картине есть также элементы триллера: оказывается, что хирург Ребекки, который неожиданно пропал в Исландии, похоже, совершал над ней свои эксперименты, но и эти элементы не особенно спасают картину.

Слушая Кроненберга на пресс-конференции, приходит в голову мысль, что фильм скорее всего заинтересует предпринимателей. И действительно, по словам самого режиссера, фантазия в фильме вполне реализуема в реальности, и, по его мнению, возможно, найдутся такие люди, которым интересно изучать на мониторах скелеты своих близких.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Жак Одияр переносит каннского зрителя в мир мексиканских картелей. Наркобарон Манитас дель Монте желает покинуть этот мир, но причина не в том, что ему и его семье угрожает опасность — она в Мексике угрожает каждому жителю. Манитас хочет испытать свою настоящую сущность — стать женщиной. Режиссер нашел сюжет своего фильма в романе Бориса Разона, однако сильно изменил повествование.«Эмилия Перес» бросает вызов сразу нескольким стереотипам. Одияр снимает свой фильм на испанском языке, которым сам не владеет. Главную роль играет трансгендер Карла София Гаскон (в роли наркобарона Манитаса и его преображенной версии Эмилии). Режиссер также включал личный опыт Гаскона в свою картину. А еще этот фильм — мюзикл. Правда, ожидание того, что знаменитая Селена Гомес (она сыграла жену Манитаса) запоет, не оправдается. Петь она будет только один раз, и непонятно почему у Одияра поют все, кроме самой певицы.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Картина начинается с представления адвоката Риты (Зои Салдана), которая за малые деньги помогает каким-то отморозкам выйти на свободу. Она чувствует себя усталой и недооцененной, когда ей приходит сомнительное предложение потенциального клиента помочь ему стать женщиной. Так Рита оказывается сначала в Таиланде, потом в Израиле, подыскивая подходящего врача для него. Затем Манитас инсценирует свою смерть, чтобы появится безбородой и сияющей Эмилией. Эмилия вновь находит Риту и на этот раз просит ее вернуть жену и детей, которым она представляется дальней тетей. Собственно, действие здесь только начинается. Поскольку бывший Манитас неожиданно чувствует ответственность за свою прошлую жизнь, на грязно заработанные деньги Эмилия пытается восстановить справедливость. Если бы «Эмилия Перес» не была мюзиклом, картина могла бы стать темной, депрессивной историей про безысходную действительность Мексики. Именно это и заставило Одияра решиться на съемки фильма: «Почему Мексика? Почему на испанском? Потому что я в шоке от того, сколько людей каждый год пропадает без вести в этой стране. Меня поражает полное отсутствие демократии и опасность для жизни живущих там людей», — объяснил режиссер журналистам. И поэтому он решил снять мюзикл, где актеры поют и танцуют на фоне убийств, беззакония и трагедии. Этот фильм, несомненно, заслуживает фестивальной награды хотя бы за свою смелость. А, может быть, в эти выходные он ее и получит.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

А в картине «Мой Марчелло» главную героиню, дочь известного актера Марчелло Мастроянни, преследует образ ее отца. Поэтому Кьяра — после того, как режиссер на кастинге просит ее играть как ее отец, — им становится. Не по-настоящему, конечно, а в фантазийной реальности фильма.

undefined
Фото: © Cannes Film Festival

Кьяра родилась и выросла во Франции и не имеет воспоминаний о том, что ее родители были вместе. Но ее всегда больше отождествляли с отцом, чем с ее знаменитой матерью Катрин Денев. Теперь, спустя 30 лет она решила восстановить баланс и не просто играть, как Мастроянни, а стать Марчелло, надев парик с короткими волосами, шляпу-федору и очки в толстой оправе, словно заимствуя его образ из картин Федерико Феллини.

undefined
Съёмочная группа фильма «Мой Марчелло»
Фото: © Cannes Film Festival

Для любителей европейского кино этот фильм может возбудить сладостно ностальгические моменты памяти тех времен, когда итало-французские фильмы покоряли экран и их сердца, и когда музыкальные композиции этих фильмов звучали из каждой квартиры, как сегодня звучат сериалы от Netflix. Однако само путешествие Кьяры Мастроянни в качестве Марчелло в этом фильме скорее напоминает фарс и разыгрывается для смеха. Ему далеко до величия «81/2», сценам из которого он подражает. После этого фильма снова задумываешься над судьбой «непо-детей», раненных и потерянных отпрысков знаменитостей, которые питают собственную неуверенность в своей репутации и своем таланте. Разумно было бы здесь довериться своим привилегиям и двигаться дальше, но только не всем это удается.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте