Как итальянец вдохновил казахстанскую художницу на продажу этнофутболок

Анса Мустафа производит такой объем продукции, за которым не поспевают местные швейные цеха
Анса Мустафа.

Эмоциональный порыв популяризировать казахскую культуру привел к созданию интернет-магазина футболок. В день поступает до 300 заказов притом, что ресурс запущен всего около года назад. Владелица – Анса Мустафа, художница и блогер (число подписчиков в Facebook – более 11 тыс.).

Все началось с того, что в октябре 2014 Анса на своей странице опубликовала рисунок футболки, посвященной казахскому ханству. По ее словам, идея создания принта появилась когда было объявлено о праздновании 550-летия казахской государственности.

- Я задумалась, какой вклад я могу внести как художник? Решила: сделаю принт, опубликую у себя на странице, и пусть люди распечатывают его на футболки и носят их. И людям хорошо, и, главное, моя идея – популяризировать казахскую культуру –  реализуется. Опубликовала принт и написала:  если этот принт наберет 555 лайков, я сделаю еще 55 рисунков. За полчаса принт набрал больше тысячи лайков, – вспоминает Анса.

Через полгода к лету художница нарисовала более 100 эскизов и опубликовала 55 из них. Несколько казахоязычных сайтов разместили рисунки у себя.

- Был большой эмоциональный всплеск. Люди благодарили: отмечали меня на своих фотографиях, где они были в футболках с моими принтами. И как снежный ком возрастал спрос – люди обращались ко мне с просьбой продать им футболки. Я объясняла, что я не бизнесмен, принты они могут брать бесплатно и распечатать их в любом фотосалоне, – рассказывает Анса.

Тем не менее, заказы всё поступали, и художница начала их принимать. Она просто приходила в фотосалон с флешкой, распечатывала рисунки на имеющихся там футболках и отправляла заказчикам. Сверху от затрат добавляла 1000-1500 тенге.

Однажды Ансе написал фейсбучный друг из Италии, хваливший ее работы на социальные проблемы. Он поздравил художницу с тем, что она коммерциализировала свое творчество.

- Я ему объяснила, что это не бизнес, мне просто нравится, у меня идея. Он никак не мог меня понять. Спросил: что тобою движет? Ответила – патриотизм. В итоге он меня убедил, что надо самой заняться производством принтов на футболках. Договорились о видеозвонке. Он хорошо к нему подготовился: обклеил офис стикерами с указанием предметов на казахском языке. В итоге, он научил меня, как работать на оборудовании. Дело в том, что у него компания по производству футболок, у него работает три художника. Сказал – вперед. Самое сложное в этом бизнесе – придумать и нарисовать, – поделилась начинающая предпринимательница историей.

Так Анса зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и в феврале 2016 запустила интернет-магазин. Сейчас на выбор заказчикам предлагается более 600 принтов. Футболки можно купить и офлайн – 60 точек продаж по Казахстану. Это владельцы бутиков. Своего фирменного магазина у нее пока нет, не хватает времени этим заняться.

Сами футболки, на которые наносятся принты, Анса закупает у алматинского предпринимателя Игоря Ильинского. Помимо него у нее есть еще три поставщика из России.

- К сожалению, Игорь в день может шить 70 футболок, а мне нужно 250-300, поэтому приходится закупать в России. Хотелось бы, чтобы футболки полностью были сделаны в Казахстане. Но к кому ни обращалась, все говорят, что тяжело 300 футболок в день шить. Не соглашаются, – рассказала о проблеме художница.

По ее словам, сама она пока не зарабатывает – все вырученные средства в обороте.

- У меня работает 7 человек – это зарплата по 100 тыс тенге. каждому, налоги, аренда помещения, закуп товара. Мы с футболки имеем 500-600 тенге. Продаем их по 2500 тенге. Если цена была бы больше, возможно, я и зарабатывала бы, но не было бы такого спроса, наверное. А для меня главное – идея: как много больше людей «одеть в казахское» – пословицы, национальные украшения. Я иду за своей идеей, – заявила Анса