Как Узбекистан за восемь лет увеличил рынок туризма в десять раз
Компаниям, занятым привлечением иностранных туристов, выдают льготный кредит в размере $50 млн
За 2017–2024 годы в Узбекистане число иностранных туристов выросло почти в четыре раза, экспорт туристических услуг увеличился более чем в десять раз, а занятость в отрасли удвоилась. Туризм превратился в стратегический сектор экономики, констатирует автор аналитического обзора о трансформации туристической отрасли страны, главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Афзал Артиков.
Мы выбрали главное из доклада ЦЭИР, на который ссылается Anhor.uz.
С 2017 года в стране проводится системная политика по либерализации визового режима:
- гражданам 93 стран отменены въездные визы;
- гражданам 56 стран нужна электронная виза;
- граждане 47 стран могут находиться в Узбекистане без транзитной визы до пяти дней;
- граждане 76 стран получают визу по упрощенной процедуре.
Для продвижения Узбекистана как туристической дестинации в 2024 году в китайских городах Сиане, Пекине, Шанхае, Чанше, Гуйлине, Гуанчжоу, Санье, Урумчи, Шэньчжэне, Гонконге и Чэнду были организованы встречи с крупными туроператорами и представителями туристического бизнеса, а также презентации туристического потенциала Узбекистана.
Заключены соглашения с международными медиакорпорациями, такими как World Media и Blue Sky, Sky one, Wanderlust, Euronews, а также рядом зарубежных организаций и телеканалов, таких как онлайн-платформа для путешествий Тrip.com, Holiday Factory, Voyage Prive.
На основе анализа динамики потока туристов в разрезе зарубежных стран были разработаны новые туристические маршруты для туристов из более чем 40 стран с высоким потенциалом выездного туризма. Количество доступных туристических маршрутов по республике увеличилось до 95.
В заведениях общественного питания, ресторанах и средствах размещения туристов паломнического туризма вводятся стандарты «халяль», «кошер» и «веган».
В сентябре 2022 года запущена специальная кешбэк-платформа для возмещения части расходов на внутренние поездки.
В апреле 2024 года на крупнейшей на китайском рынке онлайн-платформе для путешествий Trip.com была запущена программа по продвижению туризма в Узбекистане. В результате общее число визитеров из Китая в Узбекистан через платформу в 2024 году составило 37,7 тыс. (25% посетили Узбекистан через платформу до начала кампании и 75%, 28,7 тыс. человек, после ее начала).
Новый Самаркандский международный аэропорт и снятие всех ограничений на рейсы и маршруты иностранных авиакомпаний укрепили статус Самарканда как «новых ворот туризма».
В регионах страны внедрены такие турпродукты, как «Туризм маҳалласи», «Туризм қишлоғи», «Туризм овули» и «Табаррук зиёрат» (сельский туризм, паломничество). 12 «туристических поселков» предоставляют дополнительную однодневную услугу 4 млн туристов в год.
По данным Комитета по туризму, в 2024 году в Узбекистане функционировали 3686 туроператоров. По сравнению с 2017 годом (749), их количество увеличилось почти в пять раз.
Для финансирования расходов туроператоров, связанных с привлечением иностранных туристов, выдается кредит в размере $50 млн сроком на 10 лет с двухлетним льготным периодом.
За период с 2017 по 2024 год количество мест в гостиницах увеличилось в 4,4 раза, с 37 тыс. до 161 тыс.
Занятость населения в отрасли увеличилась в два раза: в 2024 году в туристской сфере работала 391 тысяча человек (в 2017-м — 187 тыс.).
В 2024 году Узбекистан посетили более 10,1 млн иностранных туристов. Это в 3,7 раза больше, чем за 2017 год. Число внутренних туристов это время увеличилось с 10,6 млн до 22 млн человек.
Объем экспорта туристических услуг в 2024 году составил $3,4 млрд. Этот показатель в 2021 году был равен $296,4 млн, в 2019 году — $951 млн. Всего в 2017–2024 годы общий объем экспорта туристических услуг составил $10,7 млрд.