Как саунд-дизайнер из Семея добился признания мировых музыкантов и брендов

Дарын Адий сотрудничал с BBC, National Geographic и ведущими глобальными компаниями

Дарын Адий
Дарын Адий
Фото: личный архив

Звуковой дизайн — один из важнейших элементов любого аудиовизуального продукта. Аналитики международного исследовательского агентства Reliable в своем прошлогоднем исследовании Decoding Sound Market пришли к выводу, что рынок звукового дизайна сегодня переживает значительный рост из-за растущего спроса на иммерсивное аудио в разных индустриях: играх, кино, рекламе, виртуальной и дополненной реальности. Звуковой дизайн играет решающую роль в повышении вовлеченности пользователей и создании более интерактивного и увлекательного опыта для потребителей. Если взять и исключить из создания цифрового художественного искусства профессию саунд-дизайнера, то всё разрушится. Красивый визуальный ряд тут же перестанет играть и взаимодействовать со зрителем. Звук и работа над ним сегодня настолько важны, что саунд-дизайнеры стали одной из самых востребованных творческих профессий. Она совмещает не только способность создавать новое, проявлять креативность, а также требует недюжинных технических и музыкальных знаний.

28-летний специалист по звуку Дарын Адий не оканчивал серьезных школ саунд-дизайна, не был подмастерьем у звездных экспертов, однако смог добиться мирового признания. Причем не покидая родной город. Дарын создавал звуковые эффекты для таких всемирно известных исполнителей, как A$AP Rocky, Migos, Wiz Khalifa, сотрудничал с BBC, National Geographic и ведущими глобальными брендами — Aston Martin, Ferrari, Sprite. В 2024 году одна из его работ для оператора развлечений izi, выполненная совместно с агентством SHOTS, была номинирована на престижную премию AICP Post Awards в категории «Лучший саунд-дизайн». Казахстанец на регулярной основе сотрудничает с такими гигантами, как Nike, BMW, Dior, Puma. Но как рэп и сэмплирование помогли Дарыну стать звездой в саунд-дизайне?

Настоящий хасл

Из Семея — в Астану, из столицы — в Алматы. Такой путь проделал наш герой, чтобы встретиться с Forbes Kazakhstan и рассказать о себе. При всей визуальной громоздкости и суровости стоило Дарыну только поздороваться, как сразу стало ясно, что перед нами позитивный и добрый человек.

«На самом деле сегодня саунд-дизайн еще более популярен, чем когда-либо. Из-за развития соцсетей и стремления людей делать контент спрос на нашу профессию вырос в сотни раз. Все хотят собственное звучание: университет, гостиница, производство или… подкаст. Ведь у каждого же сейчас подкаст», — оживленно начал собеседник.

Дарын начал тянуться к своему ремеслу еще в раннем детстве. Родился он в Семее. Папа работал автокрановщиком, мама держала небольшой продуктовый магазин. Началось всё с кассет, которые родители частенько приносили после работы, а мальчишка с удовольствием перезаписывал их на своем магнитофоне.

Дарын Адий
Дарын Адий
Фото: личный архив

В школу Дарын пошел в 2001 году. А уже в 2004 году, вспоминает он, одноклассники впервые принесли в школу кассету с песнями известной на тот момент российской рэп-группы «Многоточие». «Я сразу задался вопросом, что это за музыка с серьезными текстами. В этих песнях чувствовалась какая-то свобода», — вспоминает он. После этого открытия последовали и другие. Дарын приносил новые кассеты с рэпом домой и перезаписывал их. Тогда же начал знакомиться и с зарубежными артистами, такими как Eminem, 50 Cent, Xzibit. Неудивительно, что Дарын и сам захотел стать рэпером. В 2010 году он начал записывать свои первые треки и выбрал себе рэперское имя — Dizzy. Приходил к другу домой, у которого был компьютер, записывал и сводил треки.

После он увлекся не только написанием текста и его «читкой», но и созданием битов и сведением голоса с музыкой, а также сэмплированием. Сэмплирование — это такая техника, когда берется кусочек записанного аудио и используется в новой песне. Вырезанные части песен обычно закольцовываются и обрабатываются эффектами, часто до полной неузнаваемости. Сэмплинг появился в 80–90-х годах в хип-хопе и танцевальной музыке. Сегодня метод используется везде — от рэпа, R&B, джаза до современных академических произведений. После окончания девятого класса Дарын открыл для себя цифровое звукозаписывающее приложение FruityLoops, там он пробовал заниматься не только хип-хопом, но и электронной музыкой. «Я делал разную музыку, но по большей части это был рэп. Мы жили этим, собирались с друзьями и читали, сейчас это уже кажется прошлым веком, олдскулом, но тогда это был стиль жизни», — смущается он.

После окончания школы Дарын пошел в местный колледж учиться на газовщика. Признается, что вообще не рассчитывал связывать свою жизнь с какой-либо другой работой, кроме звука. «Я учился, мягко скажем, средне — что в школе, что в колледже. С трудом его окончил, — пожимает плечами собеседник. — Потом чем только ни занимался — работал на пилораме, на кондитерской фабрике, грузчиком на рынке, донерщиком, курьером». В 2016 году Дарын решил попытать удачу и отправил резюме на местную радиостанцию «Радио 7». Так он попал в саунд-дизайн — сферу, название которой узнал много позже.

Оттачивать навык

«Радио 7» — наиболее популярная радиостанция в Семее. Поэтому попасть туда на работу без высшего образования и большого опыта оказалось огромной удачей для Дарына. «Стать там звукорежиссером на тот момент мне казалось чем-то запредельным. Еще и зарплата хорошая была — 100–150 тысяч тенге в месяц», — улыбается он. Всё больше погружаясь в работу на радио, Дарын убеждался в том, что его рэперский бэкграунд и навык сэмплирования здорово помогают ему прогрессировать. «Это не просто на пианино сыграть что-то, а когда ты берешь куски звуков, реверсируешь, ускоряешь или замедляешь, как угодно обрабатываешь. Здесь нужно уметь придумать, услышать что-то еще не услышанное. Этот навык помогал мне придумывать из любых кусков разные звуки — джинглы, отбивки и прочие нужные для радиостанции звуки», — объясняет Дарын.

Делая аудиорекламу и джинглы, он понимал, что занимается чем-то не­обычным и креативным. Он постепенно оттачивал свои навыки и стал получать всё больше заказов, которые стали поступать не только из родного города, но и других регионов Казахстана. В конце 2017 года Дарын уволился с радиостанции — из-за смены начальства и уменьшения заработной платы. Попытался подать резюме в Alpha Marino group, эта компания занималась созданием рекламы для радиостанций Dala FM и радио NS. Однако, несмотря на опыт работы, его резюме отклонили. Разочаровавшись, он устроился экспедитором на местный хлебозавод. «Зарабатывать как-то нужно было. Но кем бы я ни работал, всегда знал, что это временно. Я жил только музыкой и звуками и понимал, что однажды добьюсь признания», — рассказывает он.

В феврале 2018 года Дарын снова попытался устроиться на работу в Alpha Marino group. И получилось. «Мне повезло, поскольку компания решила уволить своего звукорежиссера. Он работал ночью диджеем и, приходя на работу утром, полдня мог проспать, так что такой работник им был не нужен», — смеется он. Дарын отмечает, что на новой работе креатива было в разы меньше, но был свободный доступ к мощному персональному компьютеру и разному оборудованию. Это открыло ему возможность браться за более сложные заказы, которые периодически поступали ему. Вскоре Дарын предложил начальству открыть на базе компании небольшую звукозаписывающую студию. «Чаще всего приходили записываться разные «тойские» музыканты. Но мне было не принципиально. Самое главное, что у меня появилась возможность зарабатывать больше. К примеру, за одну песню я брал 8 тысяч тенге, из которых 4 тысячи оставлял себе», — говорит специалист по звуку.

Дарын Адий
Дарын Адий
Фото: личный архив

К тому моменту Дарын уже полностью перестал записывать песни для себя. В марте 2018 года он впервые сделал озвученную анимацию и даже опубликовал результат работы в сообществе саунд-дизайнеров в VK. «Кому-то понравилось, кому-то нет. Но важно то, что только тогда до меня дошло, что я могу придавать любым видео звучание. Я раньше думал, что этим могут заниматься только люди с высшим образованием. Даже подумывал о поступлении в Академию искусств имени Жургенова в Алматы», — делится он. После этого Дарын стал погружаться в создание звука для видео и анимации, получая всё больше новых заказов.

На связи с миром

В марте 2019 года Дарыну написал известный казахстанский режиссер, участник рейтинга «30 до 30» Айсултан Сеитов. Режиссер пригласил Дарына поучаствовать в работе над видеопроектом Follow me to Qazaqstan («Следуй за мной в Казахстан»), который создавался в рамках проекта #Followmeto Мурада и Натальи Османн. В ходе этого сотрудничества Дарын зарекомендовал себя как исключительный профессионал, что не могло не подкупить клиентов. Они начали обращаться к нему сначала через Айсул­тана, а после — напрямую. С 2019 года саунд-дизайнер работает не только с казахстанскими, но и с международными заказчиками: BBC, Porsche, Aston-Martin, Ferrari, National Geographic, Nike, Puma, Hugo Boss, Swarovski, Dior, Pepsi, Sprite, Roland-Garros и многие другие. В 2023 году видеоролик, озвученный для NFL, победил в трех номинациях на престижной премии Telly Awards.

В основном Дарыну приходится озвучивать рекламные ролики, но есть опыт сотрудничества и с музыкантами. За последние несколько лет за услугами звукодизайна к Дарыну обратились A$AP Rocky, Migos, Wiz Khalifa, Dua Lipa, Ariana Grande, Travis Scott, Young Thug, Rae Sremmurd и другие зарубежные артисты. Всего в 2021 году он поучаствовал в 98 проектах, в 2022-м сделал уже 105 работ, а в 2023-м — 113. В среднем за год выходит более 100 проектов. «Естественно, заработок бывает абсолютно разный, но обычно я берусь за работу не менее чем за тысячу долларов. Впрочем, бывают проекты масштабнее, и стоимость там другая», — отвечает Дарын на вопрос о доходах саунд-дизайнеров. При этом он по-прежнему живет в Семее, но часто путешествует по Казахстану. Артист в ближайшем будущем планирует переехать в США — там на его услуги возник большой спрос. «Сейчас я пытаюсь устроиться в команду крупной мировой саунд-компании, но жизнь научила меня надеяться только на себя. Так что посмотрим», — говорит он.

Звук, по словам Дарына, обладает невероятной силой и важностью. Он является ключевым компонентом зрительского ощущения и способен создавать глубокую иммерсию и атмосферу. «При этом аудио решает не только творческие, но даже коммерческие и технические задачи. Благодаря правильно подобранному звуковому оформлению можно привлечь покупателя, продвинуть услугу или помочь разобраться в чем-то. Мы сильно недооцениваем звук или даже просто не обращаем на него внимания. Многие ошибочно смешивают понятия «саунд-дизайн» и «звукорежиссура». Различия между ними есть. Звукорежиссер взаимодействует с готовым аудио. Он настраивает звуковое оборудование, отвечает за качество звука на мероприятиях и съемках. У саунд-дизайнера более творческие задачи. Сегодня я создаю новые звуки, шумы и мелодии, адаптирую готовые аудиоэффекты для использования в клипах, кино, рекламе. Вот сейчас, например, я работаю над рекламным роликом для Chanel, с нуля создаю звуковое сопровождение всему», — объясняет он.

Начинающим артистам Дарын советует всегда держаться своего пути. «Если говорить о рэпе, то я сдался. Проиграл и не стал рэпером, хотя мечтал об этом. Но я всегда стремился вперед, я углублялся в ремесло. Если бы я однажды не устроился на радио, то вообще не знаю, что бы со мной было и чем бы я занимался. Наверное, писал бы биты какие-нибудь, которые никто никогда не услышит. Может быть, всё сложилось бы иначе», — заключает Дарын.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте