Правительства бедных стран могут найти новые источники финансирования, улучшая базы данных

Правительства, финансовые учреждения и инвесторы игнорируют критически важный инструмент

Фото: © unsplash.com/bill wegener

ЛОНДОН — В конце июля 2024 года мировые лидеры и эксперты по развитию собрались под эгидой ООН в Аддис-Абебе (Эфиопия), сфокусировав внимание на необходимости увеличить финансирование развития. В условиях, когда госбюджеты ограничены, надвигается долговой кризис и хронически трудно привлекать частные инвестиции, перспективы многих развивающихся стран (особенно в Африке) выглядят мрачно.

Так не должно быть. Поразительно, но правительства, финансовые учреждения и инвесторы игнорируют критически важный инструмент. Новые технологии сделали возможным такой доступ к данным, о котором предыдущие поколения могли только мечтать, однако они [данные] не используются для максимально эффективного применения каждого доллара.

Как показано в докладе ООН «Финансирование устойчивого развития 2024», улучшение качества данных приводит к увеличению финансирования, а совершенствование систем данных позволяет раскрыть новые ресурсы и повысить эффективность их распределения. Если говорить конкретно, инвестиции в данные и в цифровые технологии (включая искусственный интеллект) помогают нам увеличить количество привлекаемых средств по трем каналам.

Прежде всего речь идет о налогообложении. Если правительства хотят предоставлять услуги здравоохранения и образования (а население этого обоснованно ожидает), то им нужен для этого стабильный источник доходов. Но для эффективного налогообложения нужно знать, где находятся люди, и сколько они способны заплатить. Среди самых ранних образцов письменности мы находим отметки сборщиков налогов, сделанные на глиняных табличках тысячи лет назад для регистрации активов домохозяйств. Сегодня таблички стали цифровыми, однако у миллиардов людей до сих пор нет зарегистрированного физического адреса.

Помочь здесь могут инвестиции в системы данных и в цифровые технологии. Как показало новое рандомизированное исследование в Гане, оснащение налоговой службы улучшенными технологиями сбора данных увеличивает налоговые доходы местных органов власти в два с лишним раза и приводит к более прогрессивной налоговой системе (те, кто получают самые высокие доходы, платят налог по максимальной ставке).

Несмотря на эти очевидные преимущества, многие правительства и партнеры по развитию игнорируют не только фундаментальные элементы современных систем данных (перепись населения, компетентность управления, мощности службы статистики), но и ту эффективность, которой можно добиться благодаря обмену данными между правительственными и публичными организациями.

Улучшение качества данных — это ключ к мобилизации частного финансирования, без которого нельзя достичь целей, закрепленных ООН в программе устойчивого развития до 2030 года. Компании давно заявляют, что отсутствие данных ограничивает их возможности инвестировать в цифровую инфраструктуру, экологически чистый транспорт, жилье и т. д. Они не могут найти инвестиционные проекты или рассчитать их риски и вероятную доходность.

В реальности значительная часть этой информации уже есть. Например, в 2022 году данные многосторонних банков развития о доходности и дефолтах в их инвестпортфелях сыграли решающую роль при создании фонда размером $1 млрд, призванного привлекать частный капитал для инвестиций в устойчивое развитие. Но здесь есть проблема: хотя эти данные частично уже доступны, они должны стать доступными на более детальном уровне, чтобы ими могли пользоваться рейтинговые агентства и другие частные организации. Сосредоточив ресурсы на подобных улучшениях, мы сможем наладить связь с инвестиционными потоками в частном секторе.

Наконец, нам нужно улучшать качество информации не только для мобилизации финансирования, но и для максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. Если не будет данных, тогда распределение ресурсов, полученных из внутренних источников, или в рамках двусторонних и многосторонних программ помощи, или же в виде частных инвестиций, будет зависеть от предположений и догадок. А это неприемлемо, особенно сегодня, когда нужно привлекать максимально возможные суммы с помощью каждого имеющегося доллара.

Надежные данные позволяют тем, кто принимает решения, сосредоточить внимание на ключевых нуждах и понять, какие меры работают, а какие нет. Взгляните на дорожные аварии. Улучшение инфраструктуры стоит дорого, поэтому Кения объединила государственные, краудсорсинговые и частные данные для того, чтобы Национальная полиция смогла проанализировать переменные и определить места наиболее частых аварий. Выяснилось, что в столице страны — Найроби — половина аварий с погибшими произошла лишь на 5% дорог. После этого власти сосредоточились на мерах повышения дорожной безопасности в этих зонах риска, что привело к гораздо более эффективному использованию имеющихся средств.

Быстрый прогресс в сфере искусственного интеллекта (ИИ) открывает еще больше возможностей для обработки и анализа данных. Но для максимального использования этой технологии политическим лидерам нужно сначала увеличить инвестиции в системы данных, ввести обязательный обмен данными между учреждениями, поддержать формирование необходимых профессиональных навыков и возможностей в госсекторе.

Этой идеей легко заинтересовать, потому что инвестиции в данные окупаются многократно. Как показывает новое исследование, проекты улучшения систем данных приносят в среднем $32 на каждый вложенный доллар — в виде удвоения налоговых доходов, привлечения миллиардов новых инвестиций из частного сектора, повышения эффективности распределения имеющихся ресурсов. ИИ и другие технологии, использующие данные, помогут резко ускорить этот процесс, поэтому продуктивность подобных инвестиций повысится еще сильнее.

В мире нет волшебного денежного дерева. Но отказываясь инвестировать в данные или максимально пользоваться имеющимися данными, многие правительства сами себе усложняют жизнь. Данные позволяют раскрыть новое финансирование. Нам лишь нужно, чтобы нынешние лидеры повернули ключ в замке.

© Project Syndicate 1995-2024