Как помочь бедным странам справиться с долгами
В период с 2017 по 2023 годы расходы развивающихся стран на обслуживание внешнего долга увеличивались в среднем почти на 12% каждый год
Экономическое развитие требует финансирования — доступного, недорогого и со сроками погашения, которые соответствуют результатам развития. Но у большинства развивающихся стран нет доступа к таким инструментам. Напротив, эскалация «долговой катастрофы» в значительной части развивающегося мира усугубляется целым каскадом глобальных кризисов.
Остроту нынешнего кризиса невозможно переоценить. В более чем половине из 68 стран, соответствующих критериям Фонда борьбы с бедностью и содействия экономическому росту (PRGT) при Международном валютном фонде, наблюдаются проблемы с обслуживанием долга. Это вдвое больше, чем в 2015 году.
Впрочем, даже эта цифра не отражает реальных масштабов бедствия, поскольку многие страны за рамками PRGT тоже страдают от непосильного долгового бремени и проблем с ликвидностью. В период с 2017 по 2023 годы расходы развивающихся стран на обслуживание долга увеличивались в среднем почти на 12% каждый год. Это вдвое выше темпов роста их доходов от экспорта и денежных переводов. В результате две трети развивающихся стран столкнулись со снижением устойчивости внешнего долга, включая 37 из 45 африканских стран, для которых имеются данные статистики.
Несмотря на непосильное долговое бремя, многие страны не желают объявлять дефолт из-за неэффективности механизмов урегулирования долга и запретительно высоких политических и экономических издержек. В результате страны-должники делают приоритетом обязательства перед кредиторами, а не собственное развитие, а возросшие расходы на обслуживание долга вытесняют важнейшие инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал. Это удушает рост экономики и тормозит климатические действия. Сегодня 3,3 млрд человек живут в странах, где на обслуживание долга тратится больше средств, чем на здравоохранение и образование, и подавляющее большинство из них — это страны со средним уровнем доходов.
Если не отреагировать, нынешние проблемы с ликвидностью могут быстро перерасти в полномасштабный кризис платежеспособности. Именно поэтому нужны срочные решения, чтобы предотвратить волну дефолтов и вывести страны-должники на путь экономической независимости.
В ответ на эскалацию долгового кризиса на Глобальном Юге генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш создал в декабре 2024 года Экспертную группу по долговым вопросам. Её членам поручено найти и подготовить решения, которые помогут развивающимся странам (особенно африканским странам и малым островным развивающимся государствам) вырваться из порочного круга долговых проблем.
Хотя предыдущие рабочие группы ООН уже рассматривали вопросы суверенного долга, ряд факторов выделяют новую инициативу. Первый фактор — текущая ситуация: череда экономических шоков вынуждает развивающиеся страны активней занимать деньги (обычно под высокие проценты), и это серьёзно сокращает их бюджетное пространство. Осталось всего пять лет до 2030 года, когда должны быть достигнуты «Цели устойчивого развития» (ЦУР), но развивающиеся страны, похоже, выполнят меньше пятой части задач ЦУР из-за постоянного дефицита финансирования, достигающего $4 трлн в год.
Во-вторых, внимание предыдущих инициатив было приковано к способности развивающихся стран выплачивать и обслуживать свой долг, а Экспертная группа призвана гарантировать содействие предлагаемых решений устойчивому развитию.
В-третьих, Экспертная группа стремится находить и продвигать такие решения, которые потенциально получат политическую и общественную поддержку на глобальном, региональном и национальном уровнях. Хотя нужны смелые и амбициозные меры для преодоления долгового кризиса и кризиса развития, мы не можем тратить время на предложения с невысокими шансами на такую поддержку, которая требуется для достижения значимых перемен.
Соответственно, Экспертная группа старается предлагать комплексные стратегии. Если решения будут касаться лишь нового долга или не будут содействовать росту экономики, стабилизация долговой динамики может занять годы. Кроме того, надо тщательней оценивать компромиссы. Например, более активное использование гарантий позволяет мобилизовать больше частного капитала, но при этом сократится доступ государств к льготному финансированию и грантам.
Наконец, благодаря своему составу и уровню охвата, Экспертная группа уникально позиционирована для решения подобных вопросов. Группу поддерживает ЮНКТАД и другие международные организации, а в её состав входят бывшие и действующие чиновники, политики и ведущие учёные, что позволяет объединить экспертные знания с политическим влиянием на высоком уровне.
Сильные связи группы с ключевыми организациями и сетями, включая международные финансовые учреждения, «Большую двадцатку», комитет «Юбилей 2025», а также различные региональные и национальные организации и ведомства, открывают бесценные возможности для налаживания контактов политиков, учёных, представителей гражданского общества и других стейкхолдеров. Содействуя координации между странами ООН, Экспертная группа поможет обрести политическую волю и доработать выдвигаемые предложения.
В частности, три предстоящих мероприятия (Четвёртая международная конференция по финансированию развития, которая пройдёт в июле в Испании, а также запланированные на ноябрь саммит «Большой двадцатки» в ЮАР и Конференция ООН по изменению климата COP30 в Бразилии) могут стать ключевыми площадками для продвижения реалистичных и практичных политических решений.
Конечно, нет какой-то одной реформы, которая бы мгновенно избавила развивающиеся страны от долгового кризиса. Но нынешний кризис обнажил ограниченность традиционных подходов, подчеркнул острую необходимость в переосмыслении структуры и целей суверенного долга — так, чтобы странам больше не приходилось выбирать между выплатой долга кредиторам и своим будущим.
Учитывая столь высокие ставки, решение должно быть быстрым, и при этом объединять широкую коалицию стейкхолдеров. Однако платой за скорость не может быть долгосрочный прогресс. Чтобы разорвать порочный круг долговых проблем, нельзя ограничиваться их сиюминутными решениями: принимаемые меры должны послужить фундаментом для устойчивого развития.
Махмуд Мохиелдин, спецпосланник ООН по вопросам финансирования программы устойчивого развития до 2030 года, сопредседатель Экспертной группы по долговым вопросам,
Паоло Джентилони, бывший комиссар ЕС по экономике, сопредседатель Экспертной группы по долговым вопросам,
Тревор Мануэль, бывший министр финансов ЮАР, сопредседатель Экспертной группы по долговым вопросам,
Янь Ван, бывший старший экономист Всемирного банка, сейчас старший научный сотрудник Центра политики глобального развития при Бостонском университете, сопредседатель Экспертной группы по долговым вопросам.