Как оставить своим наследникам интересный им бизнес? Создать новый

Максим Горбатко свыше 20 лет занимается бизнесом в сфере полиграфии и рекламы, однако его дети не слишком заинтересованы этим направлением. Поэтому он решил открыть для них новый проект

Фото: © Андрей Лунин

История 48-летнего алматинца Максима Горбатко для современного Казахстана достаточно типична. За 35 лет развития рынка частного капитала в республике появились тысячи семей, в которых основатели больших и малых компаний — папы и мамы — уже передали либо начинают передавать свой бизнес в управление отпрыскам.

Как и многие соотечественники, Максим Горбатко создал свой бизнес с нуля и теперь хочет, чтобы его дети — 19-летний сын Инмар и 17-летняя дочь Алиса — имели крепкий фундамент, на который они смогут опереться в будущем.

«Помимо образования и профессии, которые они получат, хотелось бы, чтобы у них было и дело, в котором они смогут сами разбираться. Сейчас как раз их приучаю к этому, говорю о том, чтобы они обретали навыки, которые помогут им в управлении собственным делом. С моим бизнесом такая история вряд ли получится — он достаточно специфичен, да и, честно признаться, они сами не испытывают особого желания развивать его», — разводит руками предприниматель.

Из журналистов — в бизнесмены

По образованию Максим Горбатко — журналист. В 1999 году он окончил журфак КазНУ им. аль-Фараби и к моменту окончания вуза у него уже успела сложиться достаточно успешная карьера на телевидении: поработал телеведущим на телеканале «Казахстан», там же вел и свою авторскую программу. Затем были успешные проекты на радио и в журналах. Со временем стал работать в нишевых печатных СМИ — журналах «Банки Казахстана» и «Рынок ценных бумаг Казахстана». Позже начал выпускать рекламные газеты «Продуктовый рынок», «Продукты питания». К началу 2000-х годов начал больше погружаться в типографский бизнес — как выпускающему редактору и шеф-редактору, а затем и владельцу изданий ему нередко приходилось следить за тем, чтобы печать его изданий была как можно более качественной. А в один из дней знакомые позвали работать в недавно созданную типографию, чтобы наладить бизнес. Позднее Горбатко стал владельцем собственной типографии.

«Все получилось как-то само собой. Изначально я и не стремился к тому, чтобы быть предпринимателем. Все шло своим путем, просто я, видимо, делал правильные шаги», — говорит Максим Горбатко. Наряду с выпуском собственных изданий он стал печатать рекламные буклеты, плакаты, этикетки для напитков, продуктов питания и т. д., начал заниматься полиграфией. Его компания сначала называлась «Омега Принт», а спустя время — «Издательский дом Омега Принт». Сегодня Максим Горбатко владеет ТОО «M&C Plus».

«Выпуск собственных рекламных изданий, управление типографией привели к тому, что я стал все чаще помогать своим знакомым и партнерам в организации и проведении различных крупных мероприятий: концертов, городских праздников, спортивных мероприятий. Нередко приходилось помогать в проведении рекламных и маркетинговых кампаний. Порой я выступал как консультант-советник, нередко — как полноценный участник. За 20-летний период бизнес-деятельности приходилось браться за разные вещи. И всегда — с головой окунаться в новые сферы. Мне было интересно», — вспоминает собеседник.

Максим Горбатко
Фото: © Андрей Лунин

Его полиграфический бизнес (по-прежнему — основное направление), как признается Горбатко, во многом построен на сарафанном радио. Бывало так, что его клиенты, напечатав какую-нибудь мелочь вроде визиток, спустя время возвращались с более крупными заказами. А затем советовали типографию своим друзьям.

«В моем бизнесе мне реклама не нужна. Пару раз я размещал рекламу, но она не давала результатов. У меня вся деятельность построена на дружеских связях. Меня уже давно знают все потенциальные заказчики на нашем не самом крупном рынке, есть репутация. Так что передать бизнес своим детям не так просто. А если все это продавать, то стоимость помещения типографии и ее оборудования окажется не так высока. Если я это все продам, а потом заново открою даже маленькую типографию, то и мои клиенты уйдут вместе со мной», — уверяет предприниматель.

В бизнесе Максима Горбатко два основных нюанса, которые необходимы для успешной деятельности: понимание всех технических тонкостей полиграфии и умение работать с заказчиками.

«В типографии я знаю все от и до. Могу заменить любого специалиста на любой позиции: от оператора печатного станка до дизайнера у компьютера. А журналистское прошлое, видимо, позволяет мне успешно контактировать с клиентами и партнерами», — напоминает Горбатко.

Смена курса

19-летний Инмар учится на втором курсе в Академии гражданской авиации и планирует стать пилотом. Он честно признается, что пока свое будущее связывает с небом.

«У меня никогда не было желания работать с отцом в типографии. К этому душа не лежала. Долго думал, кем хочу быть, и понял, что хочу стать пилотом. Это моя основная цель на ближайшие годы. А бизнес… Может быть, потом, попозже», — говорит Инмар.

17-летняя Алиса также не видит себя в полиграфическом бизнесе, но в определенной степени все же решила пойти по стопам отца. Сейчас она учится в 11-м классе и готовится к сдаче ЕНТ, чтобы затем поступить на факультет журналистики в КазНУ им. аль-Фараби.

«Хочу стать журналистом, как отец. Сейчас готовлюсь к экзаменам и буду пробовать себя в журналистике. Пока тоже себя не вижу в бизнесе, а дальше будет видно», — уточняет девушка.

Максим Горбатко спокойно реагирует на высказывания своих детей: видимо, давно уже свыкся с решением своих наследников и даже, больше того, поддерживает их в начинаниях. И с улыбкой нахваливает: «Дети успешны в спорте и учебе. Инмар — мастер спорта международного класса по карате. Алиса — кандидат в мастера спорта по карате. Помимо этого, оба — многократные чемпионы Казахстана по бальным танцам. Неплохо у них получается и в учебе: сын в этом году уже успел полетать в качестве курсанта на Ил-76; дочь знает три языка (казахский, русский, английский), активно ведет социальные сети, серьезно готовится к поступлению на журфак. А то, что они не хотят идти в мой бизнес, возможно, это даже хорошо», — говорит Горбатко.

Как признается собеседник, о том, что придется передавать собственный бизнес детям, он всерьез задумался около полугода назад — после скоропостижной смерти супруги. А когда окончательно выяснилось, что оба ребенка не планируют окунаться в рынок полиграфии и маркетинга, понял, что нужно искать более понятную и традиционную сферу. После недолгих раздумий решил, что можно попробовать создать бизнес в общепите, ведь некоторый опыт работы в этой индустрии уже был: в 2017 году он помогал своим грузинским партнерам открыть проект ресторана-корабля.

Максим и его дети — Алиса и Инмар
Фото: © Андрей Лунин

«Это было большое парусное судно, которое находилось в порту Батуми. Мои друзья запускали этот проект и позвали меня. Я находился там около полугода. Мы привезли лучших поваров Грузии, проработали всю концепцию проекта, провели хорошую маркетинговую кампанию. На этом корабле как-то даже делали выпуск программы «Орел и решка». То есть определенное понимание того, что представляет собой ресторанный бизнес, у меня появилось… А когда я принял решение открывать свое заведение, то друзья посоветовали открыть в Platform A (фудмаркет в Алматы. — Прим. ред.) свой корнер — Georgian Shawarma», — рассказывает Максим Горбатко.

Буквально несколько недель ушло на проработку концепции проекта, и уже в начале 2025 года Georgian Shawarma была запущена. Как отмечает бизнесмен, скорый запуск потребовал участия всей семьи, но итоговым результатом довольны и он сам, и его дети. Спустя неполных три месяца заведение уже вышло на самоокупаемость и в целом демонстрирует неплохие результаты — находится в топ-5 по выручке среди всех точек фудмаркета, в котором они работают.

«Мы привезли к нам из Грузии команду поваров, которые стараются делать наши блюда максимально аутентичными. В нашей шаурме много мяса, свежих овощей и зелени. Картошку в нее мы не кладем. Также делаем поразительные по своему вкусу соусы к нашим блюдам. Также стараемся делать то, чего нет у других. Так, мы готовили еду из мяса крокодила, страуса, оленины. Сейчас ждем партию свежих морепродуктов, которые трудно найти действительно свежими в Алматы. Для этого специально завозим продукты небольшими партиями. Конечно, это больше маркетинговая история, но и в дальнейшем планируем удивлять наших посетителей такими необычными акциями», — подчеркивает Горбатко.

Сам бизнесмен сейчас больше сосредоточен на своем новом направлении. Основная работа в M&C Plus сейчас лежит на исполнительном директоре компании и по совместительству двоюродном брате Максима Горбатко.

«Я руковожу моим основным бизнесом в большей степени дистанционно. Там все налажено, а в офисе компании появляюсь, только когда есть необходимость. Сейчас я стараюсь больше вникнуть в сферу ресторанной индустрии — как и в любой отрасли, здесь также есть свои нюансы», — уточняет он.

Активно в работе Georgian Shawarma помогает Инмар. Он здесь проводит все свободное от учебы время и старается постичь все тонкости нового дела.

«Как говорит отец, чтобы понять, как работает бизнес, нужно отработать в нем на всех позициях — как он когда-то в типографии. Я здесь работаю и официантом, и поваром, и кассиром. Тоже хочу во всем разобраться. Кто знает, как получится в дальнейшем, но мне и сестре нужно быть готовыми ко всему», — заключает наследник.