Как бизнесмен из Шымкента делает насосы для атомных станций

Агрегаты с завода KarlsKrona отправляются на АЭС «Аккую» в Турции

Уалихан Ахметов
Уалихан Ахметов
Фото: © Андрей Лунин

Как-то раз группа гостей приехала на завод Уалихана Ахметова KarlsKrona в Шымкенте. Осмотрели насос, который компания сделала для строящейся в Турции АЭС «Аккую», и давай смеяться: «А почему он у вас розового цвета?». На АЭС каждая единица оборудования по регламенту имеет свой цвет — в зависимости от уровня процесса. Уалихан только улыбнулся в ответ своим гостям: кто понимает, что значит сделать насос для атомной электростанции, тот подобные вопросы задавать не будет.

На заводе KarlsKrona уже почти готова последняя, четвертая, партия насосов для «Аккую»: четыре агрегата прошли испытания по насосной части и ждут электродвигатели — их должен привезти согласованный с заказчиком поставщик. Если он успеет в срок, то насосы отправятся на средиземноморское побережье в июне 2025-го.

Семь лет назад шымкентское предприятие выиграло тендер, заключило контракт и уже поставило атомной станции, которую в Турции строит «Росатом», 12 насосов тремя партиями. Сейчас «история» подходит к концу. «Я надеюсь, дополнительные насосы им в ближайшие пять-семь лет не понадобятся, АЭС строится, закупили достаточно», — хитрó улыбается Уалихан, отвечая на вопрос, будут ли продлевать договор. И рассказывает, как стратегия «мечта — план — реализация» помогла ему стать поставщиком атомного оборудования.

Атомная сверхзадача

…2003 год. Коренной шымкентец Ахметов регистрирует в Шымкенте собственную компанию — KarlsKrona LC AB. В то время он еще работает в найме — возглавляет офис датского производителя насосного оборудования Grundfos в Ташкенте и занимается продвижением мирового игрока в Кыргызстане, Таджикистане и Афганистане. Параллельно с этим «партнёрит» свою KarlsKrona с «Казатомпромом»: компания начинает оказывать НАК услуги комплексного сервисного обслуживания. А затем подписывает с атомной нацкомпанией меморандум: теперь инженер-бизнесмен обязан создать собственное производство и локализовать его минимум на 80% в течение трех лет. Ахметов строит в Шымкенте завод и в 2009-м погружается в собственный бизнес с головой.

Насосы для АЭС «Аккую»
Насосы для АЭС «Аккую»
Фото: архив пресс-службы KarlsKrona

«У меня тогда была голубая мечта — производить в Казахстане насосы именно для атомных станций, — рассказывает он. — Атомная энергетика задает производителям оборудования высочайшие стандарты. Это был вызов, сверхзадача. И мы ее реализовали. В Казахстане для АЭС до сих пор никто ничего не выпускает, кроме нас. Я имею в виду именно в машиностроении. Мне об этом говорили и в «Росатоме», и в других компаниях, которые обладают технологией производства атомной энергии».

Испытание не для «однодневок»

До «Аккую» у KarlsKrona уже был опыт «соприкосновения» с атомной энергетикой: шымкентский завод поставлял насосы на самый юг Индии — на крупнейшую АЭС страны «Куданкулам». И в целом работал с «Росатомом» (вплоть до санкций против России в 2022-м), делал рабочие колеса для насосов, которые отправлялись в Европу. Поэтому когда строительное подразделение российской госкорпорации — «Атомстройэкспорт» — объявило тендер на производство и поставку насосов для АЭС «Аккую» в Турции, KarlsKrona приняла в нем участие.

На заводе KarlsKrona
Фото: архив пресс-службы

Тендер был открытым и проходил в несколько этапов. Разработка конструкторской документации, технический аудит на предприятии, торги на понижение, аудит на демпинг… «Поставщиками для АЭС могут стать только настоящие производители оборудования. Фирмы-однодневки отсеиваются уже на этапе подачи конструкторской документации: ее нужно уметь объяснить заказчику, что невозможно без собственного конструкторского бюро. Однодневки не будут содержать штат конструкторов и платить за лицензионное ПО сотни тысяч евро», — поясняет Уалихан.

К насосам для АЭС предъявляют повышенные требования, одно из них — наработка на отказ, то есть большой запас прочности. Например, если на обычный агрегат дается гарантия от одного до двух лет, то у «атомного» только межремонтный цикл должен быть не менее двух лет. Производитель при этом должен обеспечить весь цикл — от разработки до производства — по требованиям атомной промышленности. А это совершенно другой уровень.

Атомной станции нужны «сотни и сотни» насосов. KarlsKrona поставит на «Аккую» в общей сложности 16 — для второго контура охлаждения. Насосы для основного контура шымкентский завод пока не делает: опыта еще не достаточно. «Хотите понимать, насколько это ответственно — производить насосы для атомной станции? Авария на «Фукусиме» случилась из-за того, что были нарушены охлаждающие контуры. То есть насосные станции, которые охлаждали реактор, вышли из строя и были затоплены. Из-за этого произошла авария, что привело к экологической катастрофе. В Чернобыле тоже прекратилось охлаждение реактора — и случился «Чернобыль». То есть насосы — это сердце технологического процесса охлаждения», — описывает Уалихан.

Другие сектора

Все партнерство с «Росатомом», включая контракт по «Аккую», принесло KarlsKrona примерно $10 млн. «У нас в компании есть золотое правило: более 90% прибыли мы реинвестируем в развитие. Благодаря контракту по «Аккую» мы около $5 млн вложили в технологическое оборудование — новые станки, системы контроля качества и т. д. — чтобы начать производство для нефтяной промышленности», — продолжает Ахметов.

Продукция KarlsKrona, металлический насос для нефтедобычи
Насос для нефтедобычи. По нему транспортируется вода или схожие с ней по характеристикам среды. Кроме нефтянки, такие насосы задействуются при добыче твердых ископаемых, в ЖКХ, металлургии
Фото: архив пресс-службы
Продукция KarlsKrona, насос
Насос для систем водоснабжения и пожаротушения, водоочистки и водоподготовки, НПЗ, нефтехимической, химической и перерабатывающей промышленности, энергетики, кораблестроения и морской промышленности
Фото: архив пресс-службы

Сегодня KarlsKrona производит насосы, выдерживающие температуру до 400 градусов Цельсия и давление 180 атмосфер. «Это очень много, — поясняет инженер. — И это очень сложные насосные агрегаты, их используют при перекачке нефти. Мы такие поставляем на ПНХЗ — нефтехимический завод в Павлодаре. Производим их по американскому стандарту API OH2, цикл полный — от сырья до испытаний и ввода в эксплуатацию».

«Казахмысу» шымкентский завод делает грунтовые насосы, по ним грунтовой масса — смесь грунта, руды и воды — транспортируется на обогатительную фабрику. С «Казатомпромом» KarlsKrona тоже продолжает сотрудничать — производит для него оборудование для подземно-скважинного выщелачивания урана. До собственного производства компания Уалихана была сервис-партнером Grundfos в Казахстане, сейчас производит скважинные насосы по его лицензии. «Можете купить такие либо на датском заводе, либо на заводе в Шымкенте», — говорит бизнесмен.

В 2016 году у KarlsKrona появилось собственное литейное производство в отдельной локации. С локациями получилась «забавная» история. Когда-то территория, на которой стоит KarlsKrona, относилась к области. «Я купил земельный участок возле старой объездной дороги, построил и запустил завод. Затем границу города и области изменили, теперь от нас до нее 15 км. А наш завод оказался в элитном районе Шымкента — недалеко от нового акимата», — шутит Ахметов. Литейное производство же — в Индустриальной зоне «Бадам» в Туркестанской области. Это 30 км от основного завода, но Уалихан не унывает из-за расстояния: когда своего литейного производства не было, говорит, отливки возили из Европы и Китая, так что 30 км — это ничто по сравнению с 5-7 тыс. км. Ну и плюс своя «литейка» добавила компании местного содержания.

На зводе KarlsKrona
Фото: архив пресс-службы
Продукция KarlsKrona
Груз массой 267 кг для колес тяжелой сельскохозяйственной техники Claas
Фото: архив пресс-службы
Продукция KarlsKrona
Груз массой 10 кг для колес тяжелой сельскохозяйственной техники Claas
Фото: архив пресс-службы

В собственное литейное производство Ахметов инвестировал примерно $10 млн. Главные потребители этой продукции — французский железнодорожный гигант Alstom и немецкий производитель сельхозтехники Claas. «Для Alstom мы поставляем отливки для локомотивов: автосцепки, кронштейны и т. д. Мы включены в общий реестр поставщиков, поэтому я не знаю, куда именно идет наша продукция — может, на предприятие Alstom в Казахстане, а, может, во Францию. Для Claas′а производим детали для комбайнов — противовесы и рычаги».

Довольные китайцы

Несколько лет назад Ахметов начал выводить KarlsKrona на зарубежные рынки. В Узбекистане у него совместное предприятие с узбекской компанией Energy Power Solution (EPS). «Литейки» там пока нет, но производство скважинных насосов для добычи урана и для водоснабжения — есть. В числе клиентов, например, — местные водоканалы.

Еще один рынок, который осваивает шымкентское предприятие, — Китай. Пока с помощью литейной продукции. KarlsKrona пробовала делать колодезные люки, получила заказ, но китайский заказчик всю партию забраковал. Оказалось, в печи, где происходит термообработка, не работало несколько нагревателей, поэтому закалка получилась неправильной. «Пришлось все переделывать за свой счет. Заказчик в итоге остался доволен. Но мы тогда тысяч 30-40 долларов на этом потеряли», — вспоминает Уалихан. Люки оказались невыгодным товаром: KarlsKrona делает их по стандарту, качественно, поэтому себестоимость получается высокой, а в Китае такую продукцию дорого не продашь. «Мы ориентируемся на маржинальность минимум 20%. Люками заниматься не стали», — говорит бизнесмен.

Зато шымкентский завод нашел другую нишу в «литейке» — брони для помольных плит. Они нужны дорожным компаниям, и китайские дорожники заказывают их в Шымкенте. «Поставляем продукцию примерно на $200 тыс. в год, — говорит бизнесмен. — Многие везут разную продукцию из Китая к нам, в Казахстан, а тут, получается, китайская компания заказывает у нас, в Казахстане, и мы поставляем свою продукцию в Китай. Я считаю это большим достижением в конкуренции с китайскими производителями».

А вот Таджикистан «отбить» у китайцев пока не удается, хотя об этом рынке Ахметов думает уже несколько лет. «Какую-то работу мы в Таджикистане ведем, но хороших заказов и поставок пока нет. Там жесткая конкуренция с Китаем», — поясняет собеседник. И добавляет: сейчас KarlsKrona присматривается к Саудовской Аравии и ОАЭ.

Есть куда расти

С момента открытия завода Ахметов инвестировал в него $20 млн частично собственных, частично заемных средств. Сейчас это предприятие с годовым оборотом больше $20 млн. Полтора года назад основатель KarlsKrona перестал заниматься «операционкой» и взял себе в партнеры миноритариев из топ-менеджмента. Шутит: вышел на пенсию — проявлять творчество в строительных проектах. «На протяжении 15 лет мы готовим кадры по дуальной системе. Теперь эти кадры выросли — и я не мешаю им работать самостоятельно, — поясняет собеседник. — За полтора года ребята в два с половиной раза увеличили обороты и маржинальный доход KarlsKrona. Молодым надо давать возможность работать, расти».

На заводе KarlsKrona
Фото: архив пресс-службы
На заводе KarlsKrona
Фото: архив пресс-службы
Завод KarlsKrona
Завод KarlsKrona
Фото: архив пресс-службы

И есть куда расти. С точки зрения закрытия потребностей, по мнению Ахметова, на рынке внутри Казахстана «еще конь не валялся». Например, на канале «Иртыш — Караганда», который снабжает водой промышленные районы и сельское хозяйство центрального Казахстана, и на отводе этого канала в Астану есть десятки насосных станций, где требуется капитальный ремонт, замена насосного оборудования. Контракт с государством стал бы рывком для KarlsKrona и ее компаний-спутников, не скрывает бизнесмен. За несколько лет вокруг завода появилось много поставщиков и производителей: процессы и заказы частично отдаются им на аутсорс. Например, механобработка — когда самому заводу не хватает мощностей; услуги контроля качества — когда нужна, например, рентгеноскопия; производство метизов — завод не может покупать болты и гайки на базаре, потому что их качество потом не докажешь…

Долгосрочные контракты, добавляет Ахметов, нужны всем машиностроителям в Казахстане — не тендеры, а именно офтейк-контракты с крупными предприятиями в различных секторах. И тогда, уверен бизнесмен, возможно планомерное развитие отрасли машиностроения в стране.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте