Как Air Astana определяет популярные маршруты

В нынешнем зимнем сезоне авиакомпания открыла рейсы по 12 новым направлениям

Фото: © Елена Сергиенко

Старший вице-президент AirAstana по управлению доходами и коммерческому планированию Ерболат Байсалыков рассказал, как авиакомпания выбирает новые направления, какие факторы влияют на расписание и как авиаперевозчик развивает свои маршруты, отвечая на запросы пассажиров и рынка.

Ерболат, по каким критериям Air Astana выбирает маршруты для расписания? Что учитываете в первую очередь?

— В первую очередь мы ориентируемся на интересы наших пассажиров и рыночный спрос, который меняется очень динамично. Постоянно анализируем тренды и взаимодействуем с нашими партнерами — туроператорами и агентствами. Если мы видим запрос на определенное направление, то проводим детальный анализ: оцениваем рентабельность маршрута, возможности операционной реализации, а также безопасность и инфраструктуру.

Что это значит? Возьмем, например, Анталию. Большинство авиаперевозчиков хотят прилетать туда к обеду, поэтому важно не только составить удобное расписание, но и согласовать слоты — временные промежутки — с аэропортом прилета и с аэропортом вылета. Параллельно выбираем наиболее подходящий для перелетов по тому или иному направлению тип самолета, изучаем инфраструктуру аэропорта прилета, вопросы безопасности.

Некоторые маршруты в определенный период не могут быть реализованы, так как важно учитывать все аспекты: коммерческий интерес, операционные возможности и безопасность. Когда все звезды сходятся, мы принимаем решение об открытии нового направления.

В конце октября 2024-го вы открыли новое направление Алматы — Фукуок. Это был запрос от рынка?

— Да, все верно. Мы тщательно изучили технические и операционные возможности, после чего приняли решение о запуске рейсов. Изначально планировалось три рейса в неделю, но высокий спрос позволил увеличить частоту до пяти. Более того, 3 декабря мы открыли еще одно направление, Астана — Фукуок, с частотой три раза в неделю. Таким образом, количество рейсов из Казахстана на Фукуок выросло до восьми в неделю.

Подгорица
Фото: © depositphotos.com/IgorP

В текущей зимней навигации мы предлагаем нашим пассажирам такие новые направления, как Астана — Пхукет, Астана — Абу-Даби, Алматы — Абу-Даби, Атырау — Дубай. Кроме того, мы активно развиваем международные направления не только из Астаны и Алматы, но и из регионов Казахстана. Так, в 2024 году мы запустили международные рейсы из Шымкента в Джидду и Медину, а также в Доху, из Атырау — в Дубай, и все эти новые направления уже показывают отличные результаты.

Мнение скольких туроператоров и турагентов достаточно, чтобы Air Astana оценила потенциал маршрута?

— Обратная связь от туроператоров и турагентов для нас — это один из важных индикаторов, который помогает определить, что сейчас в тренде. Обычно, если интерес к направлению проявляют два-три крупных игрока на рынке и их запросы совпадают независимо друг от друга, это уже сигнал для нас.

Однако популярность направления может быть обусловлена и иными факторами. Например, летом 2024 года мы запустили рейс Астана — Сеул. Это направление не сезонное, и оно не популярно у туроператоров, но востребовано у бизнеса и у медицинских туристов. Проанализировав свои данные и увидев высокий спрос, мы запустили рейс с двумя частотами в неделю, а недавно увеличили частоту рейсов до трех раз неделю.

В любом случае мы всегда проводим независимый анализ, опираясь на наши базы данных, базу данных ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта — F). Это позволяет оценить пассажиропоток и потенциал направления для принятия взвешенных решений.

На какую рентабельность вы ориентируетесь при открытии нового направления?

— Нельзя сказать, что есть определенная цифра, которая определяла бы открытие того или иного направления. Рентабельность — это, если говорить упрощенно, разница между доходами и расходами. Однако высокая загрузка самолета не всегда означает рентабельность, особенно если билеты продаются по низким тарифам. Поэтому каждое направление имеет свой уровень средней загрузки, после достижения которого рейс становится рентабельным.

Фото: архив Air Astana

Конечно, туристические направления в сезон заполняются гораздо легче, чем вне сезона. Если бы мы ориентировались только на рентабельность, то не смогли бы выполнять регулярные рейсы. Некоторые локации — скажем, Стамбул и Сеул — являются для нас стратегическими рынками. Мы выполняем рейсы на этих направлениях круглый год, чтобы пассажиры могли рассчитывать на надежность и стабильность, не опасаясь отмен рейсов при недостаточной загрузке.

Насколько убыточны для вас такие направления?

— Мы не рассматриваем такие направления исключительно с точки зрения текущего финансового результата. Для нас важно видеть более широкую картину. Это, скорее, инвестиция в маршрутную сеть. Например, до Covid-19 полеты в Тбилиси вне летнего сезона были, как правило, убыточными. Мы, несмотря на это, продолжали их выполнять, и теперь это любимое направление наших пассажиров в течение всего года. Таким образом, стратегические направления играют важную роль в нашей маршрутной сети. Они укрепляют позиции авиакомпании на рынке и обеспечивают долгосрочное доверие пассажиров.

Мы осознаем, что в определенные периоды загрузка и доходы от маршрута могут быть ниже желаемого, но это часть нашей стратегии по предоставлению надежного и регулярного авиасообщения на важных маршрутах. Такой подход позволяет нам создавать устойчивую репутацию, которая ценится туристами и деловыми пассажирами.

Сколько этапов согласования проходит каждый маршрут, прежде чем попасть в расписание? Согласовывает ли маршруты сам CEO Air Astana Питер Фостер?

— Процесс разработки нового маршрута может занимать и месяц, и три. Мы утверждаем маршруты коллегиально, включая участие первых руководителей компании. Иногда г-н Фостер сам инициирует рассмотрение того или иного нового маршрута. Так было, например, с Подгорицей (Черногория). До ковида Air Astanа туда не летала. Г-н Фостер предложил изучить это направление, поскольку страна активно развивала туризм, включая усилия по привлечению туристов из Центральной Азии. Сегодня, спустя пять лет, мы успешно летаем в Подгорицу как из Алматы, так и из Астаны.

Какие направления пользуются наибольшей популярностью у казахстанцев? Какие всегда присутствуют в расписании?

— В зимний период неизменной популярностью пользуются рейсы на Мальдивы, Фукуок (Вьетнам) и Шри-Ланку, а летом — в Анталию, Бодрум, Батуми, Ираклион (Греция) и Подгорицу. Некоторые направления, такие как Дубай, Пхукет и Бангкок, остаются круглогодичными, однако зимой частота рейсов значительно увеличивается. Например, из Казахстана в Дубай зимой мы выполняем 22 рейса в неделю, тогда как летом — 14. На Пхукет зимой летаем 14 раз в неделю, а летом — пять.

Казахстанцы любят безвизовые направления. Например, в Дубай, Пхукет (Таиланд) или на остров Фукуок средняя загрузка составляет 85-90%. По направлениям, где требуется виза, например, в Ираклион, загрузка составляет в среднем около 75%. Добавлю, что в последние годы мы активно добавляем направления, которые дают возможность сразу попасть «на пляж», что делает их особенно привлекательными и удобными для семейного отдыха.

Чемпионами по росту пассажиропотока из года в год являются Турция, ОАЭ и Таиланд. Пассажиропоток в Турцию и в Таиланд вырос в два раза по сравнению с тем, что было до ковида. Это стало возможным за счет увеличения количества рейсов и расширения маршрутной сети в эти страны — запуска рейсов в Бодрум и на Пхукет и круглогодичных рейсов в Анталию.

Фото: архив Air Astana

Как я уже отмечал, в расписании, наряду с популярными туристическими маршрутами, всегда представлены стратегически важные направления — Стамбул, Сеул, Пекин, Лондон и Франкфурт. Кстати, 19 декабря мы объявили о начале продаж на новый рейс Алматы — Франкфурт — Алматы, который планируем запустить летом 2025 года.

Какие направления оказались для вас неуспешными, какие — наоборот, очень успешными?

— После ковида неуспешных направлений не было. За исключением Израиля: из-за обострения ситуации в этом регионе рейсы пришлось закрыть всего через месяц-полтора после открытия — для безопасности наших пассажиров. Но это был внешний фактор, который от нас не зависел.

До ковида мы летали в Тегеран (Иран) и в Хошимин (Вьетнам). Несмотря на интерес к этим регионам, пассажиропоток оказался ниже ожидаемого. Это не пляжные направления, а количество студентов и бизнесменов, направляющихся туда на учебу и для ведения бизнеса, не обеспечивало необходимой загрузки рейсов круглый год.

Яркий пример успешного направления — Таиланд, особенно Пхукет. До ковида у нас было всего семь рейсов в Бангкок из Алматы. Но после того как мы начали расширять рейсы на Пхукет, ситуация значительно улучшилась. Мы начали с трех-пяти рейсов, а сейчас в зимний период у нас уже одиннадцать рейсов из Алматы и три — из Астаны только на Пхукет, а также семь рейсов в Бангкок. Таким образом, общее количество рейсов в Таиланд выросло с семи до 21 в неделю. Эти направления продолжают показывать отличные результаты и высокую загрузку, поэтому там мы используем самолеты большей вместимости — B767и A321LR.

Из последних новых направлений успешное — Фукуок, которое мы открыли буквально полтора месяца назад из Алматы. Продажи идут очень хорошо, и все рейсы как из Алматы, так и из Астаны имеют высокую загрузку.

В нынешнем зимнем расписании нет Катара, но зато вы расширили географию полетов в Саудовскую Аравию. С чем это связано?

— Рейсы в Катар, а именно в Доху, мы начали выполнять два года назад, и они всегда были чартерными. Летом количество чартеров, как правило, увеличивается. Мы летали в Доху из Алматы и Астаны, а с лета 2024 года добавили рейсы и из Шымкента. Таким образом, общее количество рейсов в этом направлений увеличилось, но все они по-прежнему остаются чартерными.

Фото: архив Air Astana

Что касается Саудовской Аравии, то это направление мы открыли в ноябре 2023 года. Начинали с двух рейсов в неделю из Алматы в Джидду. Сейчас же количество рейсов увеличилось до шести в неделю — три в Джидду и три в Медину. Основной пассажиропоток составляют паломники. Рейсы очень популярные среди наших пассажиров, и я очень рад, что теперь казахстанцы могут летать напрямую в Саудовскую Аравию без каких-либо дополнительных пересадок. Сейчас мы работаем над развитием въездного туризма из Саудовской Аравии в Казахстан.

Как Air Astana делит рынок с FlyArystan по направлениям?

— На внутренних направлениях какие-то рейсы выполняем совместно. Например, на маршруте Астана — Костанай зимой рейсы выполняет только FlyArystan, поскольку спрос на это направление зимой значительно ниже, чем летом. Однако летом рейсы выполняются параллельно двумя авиакомпаниями, так как к увеличенному внутреннему спросу добавляется транзитный пассажиропоток: это направление хорошо стыкуется с рейсами Air Astana во Франкфурт, и его часто используют казахстанские этнические немцы.

Другой пример — международный маршрут Астана — Ташкент. Летом Air Astana выполняет три рейса в неделю, а FlyArystan — два. Зимой Air Astanа приостанавливает выполнение рейсов по этому маршруту, поскольку основной поток пассажиров, в частности туристический и трудовых мигрантов, сокращается. Летом же Air Astana берет на себя значительный объем этого спроса.

На маршруте же Алматы — Ташкент все 14 рейсов выполняет Air Astana: он очень популярен не только среди наших бизнесменов и туристов, но и среди транзитных пассажиров, которые летают нашей авиакомпанией из Ташкента через Алматы, далее в Корею, Турцию, Дубай и Саудовскую Аравию.

В целом развитие транзитного пассажиропотока через Казахстан является для нас одной из приоритетных задач. За счет развития инфраструктуры и аэропортов в Казахстане, уверен, количество транзитных пассажиров на наших рейсах будет расти и дальше.

Если говорить о развитии международной маршрутной сети нашей компании, то я очень рад и горд тем, что, несмотря на все сложности, авиакомпании Air Astanа удалось запустить в этой зимней навигации 12 новых маршрутов, включая Фукуок, несколько новых направлений в Персидском заливе и Медину в Саудовской Аравии. Одновременного введения такого большого количества новых маршрутов не было у нас уже давно, и можно считать это своего рода рекордом Air Astana.

Добавлю, что в последние годы встреча Нового года на борту самолета стала популярной среди наших пассажиров. Я рад сообщить, что они смогут отпраздновать наступление нового, 2025, года на рейсах Air Astana. В частности, на маршрутах из Алматы в Бангкок и Пхукет, из Астаны на Фукуок и Пхукет, а также на рейсе Алматы — Мальдивы, вылет которого состоится 1 января 2025 года в 04:40.