Из топ-менеджеров в бизнесмены: как Дархан Шильдебаев покоряет рынок керамогранита РК

В течение пяти лет владелец бренда Empire Stone планирует охватить до 40% казахстанского рынка 

Фото: Корпоративный архив компании Empire Stone

Дархан Шильдебаев в прошлом — руководитель службы закупок крупнейшей строительной компании Казахстана BI Group. На протяжении девяти лет он прилагал большие усилия для развития компании, и, надо сказать, весьма успешно. Под руководством Дархана работало почти 150 человек, он знал всё о закупках для проектов компании и делал всё для того, чтобы они проходили максимально эффективно. В список обязанностей его департамента входил поиск материалов и спецтехники высокого качества по доступным ценам, предквалификационный отбор поставщиков, проведение тендеров и управление логистикой.

Дархан Шильдебаев с сотрудниками своего департамента в BI Group
Фото: личный архив

Дархан также налаживал сотрудничество с крупнейшими поставщиками и продвигал проекты компании в России и Саудовской Аравии. Но в 2022 году наш герой решил пуститься в свободное плавание, оставив за спиной высокую должность, будучи уже в статусе партнера холдинга, а возможно, и в шаге от того, чтобы стать одним из его акционеров.

Свободное плавание в мире керамогранита

Из строительной компании Дархан Шильдебаев ушел практически в никуда. Сейчас же, спустя два года, наш герой владеет, как он сам говорит, довольно успешным бизнесом по производству керамогранита под собственным брендом Empire Stone.

Началось все с покупки небольшого магазина по розничной продаже того самого керамогранита в Астане, о котором, как утверждает собеседник, знали разве что в соседних домах. Но такой «размах» Дархана не устроил, и было принято решение играть по-крупному. Первым шагом после покупки магазина стал выход из розницы и заключение эксклюзивных договоров с заводами в Индии и Китае на производство керамогранитных плит под брендом Empire Stone.

— Исторически Индия и Китай считаются крупнейшими экспортерами керамогранита и производят до 80% его мирового объема. В этих странах сконцентрировано более двух тысяч заводов. В прошлом году Индия обогнала Китай по объемам поставок. Я убежден, что когда крупнейшие производители сконцентрированы в одном регионе, то в свое время они уже наделали кучу ошибок, на которых учились, а значит, во много раз улучшили качество товара, логистику и т. д. В Казахстане всего три небольших завода по производству керамогранита, в России — около 10. Соответственно, мы приняли решение производить свой керамогранит там, где эта экспертиза уже наработана, — пояснил свой выбор Дархан Шильдебаев, добавляя, что иногда заказывают плитку из Турции, тоже по эксклюзивным договорам.

Фото: личный архив

Следующим шагом в развитии бизнеса стал поиск крупных компаний для контрактов на поставку керамогранита, в том числе и заключение партнерства с прошлым работодателем. Причем, как говорит Дархан, ему пришлось, как и всем поставщикам, проходить строгую процедуру отбора, которую он сам отчасти и разрабатывал, будучи директором по закупу в холдинге.

— Мой опыт работы в этой компании, конечно, был преимуществом, так как я знал, на каких условиях строительные компании сотрудничают с поставщиками. Но я не пользовался своим положением и знакомствами в строительных компаниях и считаюсь партнером на абсолютно рыночных условиях. Со мной так же легко могут расторгнуть договор, если я нарушу правила или сорву сроки поставок. Тем более что застройщики — не единственные компании в нашем портфолио, и в общем они занимают около 10% от всех наших проектов, — рассказал Дархан.

В числе заказчиков Дархан назвал крупные строительные компании, например BI Group, «Базис-А», Tumar Group, и более мелких застройщиков. Есть своя дилерская сеть по Астане. Керамогранит также экспортируют в Узбекистан и некоторые близлежащие к Казахстану регионы России, ведутся переговоры с сибирскими компаниями.

— Мы производим около 100 тысяч квадратных метров керамогранита в год, но наши возможности по производству — безграничны, особенно если рассматривать в рамках Казахстана. Мы на самом деле можем взять на себя 100% объемов, в которых нуждаются казахстанские потребители. В 2024 году оборот компании уже перевалил отметку 500 млн тенге. В Казахстане рынок керамогранита оценивается примерно в 50 млрд, и сейчас мы уже занимаем 1%. Я считаю это хорошим показателем для компании, которая работает всего два года. В течение пяти лет мы планируем постепенно занять 30-40% рынка, — уверенно говорит Дархан.

Офис Empire Stone с образцами керамогранита
Фото: Корпоративный архив компании Empire Stone

Достичь намеченных целей, как считает предприниматель, должна помочь клиентоориентированность и фокус только на одном направлении бизнеса.

— Я регулярно общаюсь со всеми клиентами-дизайнерами, дилерами и задаю вопросы вроде «Что нужно заказчикам? Какие цветовые тренды в этом году?» Это мне помогает производить именно тот камень, который будет нравиться нашим клиентам. Кроме того, мы не хотим терять фокус и распыляться на другие товары. Единственное, внедряем сопутствующие услуги. Это, например, монтаж керамогранита или доставка крупноформатного керамогранита. У нас есть плиты по 3 метра в высоту и 1,5 метра в ширину, и такой товар весьма непросто довезти до места в целости и сохранности и поднять его на этаж. Но мы предоставляем такую услугу, — поделился тонкостями бизнеса Дархан.

Консолидация опыта

Дархан Шильдебаев окончил факультет востоковедения в КазНУ, затем решил сменить специализацию и поступил в Карагандинский экономический университет, выбрав профессию финансиста. После учебы успел поработать в банковском секторе, затем карьерная лестница увела Дархана в металлургическую отрасль, а именно на подрядное предприятие «Миттал Стил Темиртау» (затем «АрселорМиттал Темиртау», а ныне Qarmet), где наш герой занимался продажей металлического концентрата.

Затем Дархан оказался в Австрии, поступил там в магистратуру и изучал «искусство» управления международным бизнесом в Университете прикладных наук Каринтии. Параллельно работал в компании по производству металлических труб и продвигал продукцию фирмы на рынок Британии. Набравшись знаний и опыта, Дархан решил вернуться в Казахстан и работать на благо родины. Разослав резюме по крупным компаниям, он получил предложение от BI Group, где и проработал следующие девять лет.

Такой разнообразный бэкграунд натолкнул Дархана на мысли о развитии своего бизнеса. И если в предстоящем уходе в предпринимательство мой собеседник не сомневался, то вот над тем, куда именно нужно идти, пришлось хорошо подумать.

— Сейчас я занимаюсь тем, на что в совокупности обучался. Моя магистерская диссертация называется «Ускорение экспорта и импорта посредством банковских продуктов». Международная торговля является моим основным направлением. Я долго работал в сфере закупа и логистики. Поэтому хотелось объединить все эти знания в одно дело, но с тем условием, что смогу реализоваться еще и творчески. Это привело меня к тому, что я хочу заняться именно керамогранитом. Этот отделочный материал придает красоту и шарм жилым комплексам и различным помещениям, а также этот бизнес связан с международной торговлей, — объяснил свой выбор собеседник.

Безграничные возможности… или сложности?

Основной причиной ухода из найма Дархан называет «предел карьерного роста»: мол, оставаться на позиции топ-менеджера было уже неактуально. Хотелось попробовать найти себя в предпринимательстве.

— Я считаю, что мне повезло быстро адаптировался к новой реальности. Но в то же время я не считаю уход в «самостоятельное плавание» одним из лучших путей развития. Свои амбиции можно реализовать и в корпоративном мире, в компаниях. И я ни в коем случае не агитирую всех массово увольняться и идти в бизнесмены. Но если человек видит свою стагнацию, то лучше эту энергию пустить в самореализацию, — поделился мыслями Дархан и предупредил, что открыть свое дело не так уж и просто, как об этом вещают разные коучи.

На вопрос, что было самым трудным после ухода из компании, собеседник отвечает так.

— Неопределенность, отсутствие опыта и стабильной зарплаты. Работать в компании и заниматься своим бизнесом — это два разных мира, разные методы мышления. Но то, что мне не хватает экспертизы, я понял только тогда, когда уже начал заниматься бизнесом. Мне многому пришлось учиться, в том числе и у своих конкурентов. Причем я часто делал себе пометки, чтобы не делать так, как они. Кроме того, я начал видеть минусы своего поведения, которые я не замечал, когда находился «по ту сторону», — признался Дархан и добавил: — Да, я пожертвовал определенностью, но получил взамен безграничные возможности для развития.

Фото: корпоративный архив компании Empire Stone

Дархан не отрицает, что были и финансовые сложности. Сумму инвестиций в свое дело, правда, собеседник отказался называть, но отметил, что денег вложено немало и эти вложения еще не окупились.

— Понятно, что в финансовом плане были какие-то неопределенности, но за время работы в найме я смог накопить определенную сумму для того, чтобы отказаться от хорошей должности. Я убежден: если сбережений нет, то не стоит сломя голову пускаться в предпринимательство, уходить от стабильности, — посоветовал Дархан.

Дархан уверен, что справиться с трудностями и оставаться на плаву сильно помогает поддержка окружения. Он убежден, что в мире не существуют стопроцентные selfmade-бизнесмены, так как «без поддержки нельзя построить успешную историю».