Интеллектуальная флористика — это совсем другая история
За какой букет не жаль отдать миллион и даже больше
Чуть больше года назад на цветочном рынке Казахстана появился новый флористический бренд под названием «Дом цветочной моды». Этот флористический бутик мог бы стать лишь одним из многочисленных цветочных салонов на рынке Алматы. Но его создатели — Алена Пономаренко и Алена Шадрина — пошли по иному пути. И результат превзошел все ожидания.
Официально «Дом цветочной моды» распахнул свои двери летом 2023 года. Однако прорастал он в разуме бизнес-леди Алены Пономаренко и формировал свои соцветия задолго до этого.
«Много лет я была частью корпоративного мира с его бурной финансовой, операционной и проектной деятельностью. Но в 2019 году в моей жизни многое изменилось кардинально. Я попрощалась с финансовым холдингом, с замужеством и в целом с прежней жизнью. Единственное, что оставалось константой, — любовь к цветам. Я помню из детства, как мы приезжали на дачу: распахивалась калитка, вся семья заносила и распаковывала вещи, а я бежала в сад срезать цветы, чтобы сделать букет, — рассказывает одна из создателей флористического бутика «Дом цветочной моды» Алена Пономаренко.
Следующие три года были посвящены обучению и работе в качестве сначала помощника, а потом и флориста. Идея о создании цветочного бизнеса родилась за ужином двух подруг и ныне партнеров.
«Честно признаться, к тому моменту я устала от работы в сфере финансов. Сухой мир цифр не приносил морального удовлетворения и радости. После отпуска по уходу за ребенком я не желала возвращаться в офис. Мне хотелось быть там, где всегда красиво, а Алена умеет создавать красоту. К тому же в моем окружении всегда были флористы и цветы. Наконец, мне выдался шанс окунуться в этот мир с головой», — делится в свою очередь партнер «Дома цветочной моды» Алена Шадрина.
К 2022 году дамы решили присоединиться к международной франшизе, у которой была своя бизнес-модель. Однако по объективным причинам тандему пришлось выйти из этого проекта в свободное плавание, результатом которого стал прекрасный собственный бизнес.
«С самого начала мы стремились создать творческую мастерскую с небольшим и уютным торговым залом, в котором представлен экзотический эксклюзивный ассортимент. Для этого мы приняли решение обосноваться именно в старом центре Алматы. При этом важна была инфраструктура вокруг (та же парковка), чтобы клиентам было максимально комфортно. Также мы принципиально отказались от помещений в ТЦ, чтобы нас никто не ограничивал во времени, чтобы сохранить для наших клиентов камерную атмосферу. Мы понимали, что во всех смыслах безопасней идти в масс-маркет. Там есть гарантированный доход. Но мы желали другого. Мы нацелились на премиум сегмент. И хотя открытие «Дома цветочной моды» состоялось летом, казалось бы, в период максимального затишья на рынке цветов, но мы не почувствовали этой тишины. Мы имели видение. Мы не шли и не идем на поводу у массовости. Мы предлагаем клиенту нечто уникальное, о чем он даже и не думал, но увидел у нас и захотел это», — отмечает Алены Пономаренко.
Во флористике «Дома цветочной моды» практически нет такого привычного содержания, как розы, гортензии, монохромность, собранная по спирали в классическую форму. Они сделала ставку на экзотические растения, рельефность и интересные формы букетов и композиций, сочетание разных природных материалов.
«Я бы назвала нашу флористику авторской и интеллектуальной. Я всегда беру новые цветы на знакомство к себе домой, чтобы посмотреть, как они раскрываются, при каких условиях как стоят. Практически каждую поставку я просматриваю сама. Наши букеты практически не повторяются. Мы не создаем коллекцию, когда на весь сезон клиенту предлагается несколько видов букетов в разных размерах из определенного привычного ассортимента. Мы находимся в постоянном поиске новых цветов. Мы тщательно изучаем каждую поставку всех поставщиков. Порой я нахожу фото цветка или растения и высылаю партнерам с комментарием «Найдите, пожалуйста, это». И они откликаются, ищут по всему миру и находят.
Нам хочется познакомить казахстанского потребителя с огромным множеством цветов (помимо роз и гортензий), которые могут ярко выразить ваши чувства и эмоции, подчеркнуть особенное отношение дарителя букета к получателю. Ведь цветы могут выразить то, что нельзя сказать словами», — рассказывает Алена Пономаренко.
Особая концепция «Дома цветочной моды» подразумевает не только использование экзотики при создании букета. Так, отказ от упаковочной бумаги, привычного скотча и сборки плоских монобукетов и односторонних композиций — принципиальная позиция команды флористического бутика. Но главное табу — использовать в букете несвежий цветок.
«Мы никогда не планируем закуп на месяц вперед. Самая первая поставка была на 600 тысяч тенге, хотелось всего и сразу. Сейчас одна поставка в среднем выходит на 150 тысяч тенге. Мне проще ездить к поставщикам почаще за свежим цветком, чем один раз взять много цветов на большую сумму, но цветок будет не свежим, — рассказывает о своих правилах ведения бизнеса глава «Дома цветочной моды. — В месяц минимум 4 заказа стоимостью триста тысяч. А бывает, что поступает один заказ, который может опустошить весь холодильник, в котором цветов на сумму около 1,5 миллиона. При этом у нас очень небольшое списание цветов — всего 2-8%», — посвящает в некоторые детали Алена Шадрина.
По ее данным, в среднем стоимость одного букета варьируется в диапазоне 40-50 тысяч тенге. Но нередко бывают случаи, когда клиенты готовы платить за букет, собранный флористами «Дома цветочной моды», миллион тенге и больше.
Средняя продолжительность жизни букета пять дней. Но многое зависит от условий и ухода. Нередко бывает, что букет может простоять и дольше недели. Как подчеркивает флорист, если в букете использованы разные цветы и растения, это продлевает его жизнь. Поэтому в «Доме цветочной моды» не собирают монобукеты из одного вида цветов.
Дом цветочной моды развивается одновременно в нескольких направлениях: сборка букетов, оформление мероприятий, мастер-классы в партнерстве с винотеками, формирование курса и обучение азам флористики, нетворкинг для деловых женщин в уютной камерной обстановке. Также в планах открыть еще один бутик и реализовать социальный проект по обучению подростков со сложными жизненными обстоятельствами флористическому делу — это занятие не только лечит душу, но и дает профессию.
«Для нас флористика — это искусство. Мы создаем букеты, которые не оставят человека равнодушным. Пусть это будет не восторг, а удивление, спорные ощущения, даже некоторое отторжение. Но только не равнодушие. У нас сформировалась своя клиентская база. Мы храним карточку каждого клиента, в которой записаны его предпочтения, история его заказов. Опираясь на эту историю, мы всегда стремимся удивить клиента и предложить ему что-то новое. Когда собираешь букет, ты думаешь о человеке, это обусловливает уникальность букета, — резюмирует Алена Пономаренко и добавляет. — Есть клиенты, которые раз в неделю отправляют цветы своим дамам. Без повода. Хочу отметить, что это успешные мужчины. Полагаю, они потому и успешные, что без повода могут порадовать своих близких».