Где зарегистрированы самолёты казахстанских авиакомпаний
Из открытых источников я собрал данные о казахстанских авиакомпаниях, их самолетах, принадлежности, формах собственности, годах выпуска, модификациях и регистрационных номерах.
Вся информация актуальна по состоянию на 1 июля 2015.
В Казахстане в гражданской авиации работают 10 авиакомпаний, эксплуатирующих западную технику. В их парке - 76 самолетов. 4 авиакомпании подконтрольны государству. Это - Air Astana, Khozu-Avia, Berkut Air (Government of Kazakhstan) и Qazaq Air. Самый большой авиапарк у Air Astana — 30 самолетов. Самый распространенный тип самолета: Fokker F100 — 11 лайнеров. Самый старый самолет в авиакомпании Sunkar Air — это Boeing 737-322, которому уже более 25 лет. Самая молодая авиакомпания с самым молодым самолетом - это Qazaq Air. Самый роскошный самолет - борт №1 Airbus A330 в комплектации Prestige. В мире всего два самолета в такой комплектации, на втором летает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Из 76 самолетов в гражданской авиации Казахстана 45 находятся в собственности авиакомпаний, 31 - в лизинге. В разрезе перевозчиков ситуация выглядит так:
- Air Astana: из 30 самолетов в собственности – 12, в лизинге 18;
— Scat (включая Sunday Airlines): из 17 самолетов в собственности - 10, в лизинге - 7;
— Bek Air: все 7 самолетов в собственности;
— 7th sky airlines: в собственности - 2 самолета;
— Caspiy: все 6 самолетов в собственности;
— Comlux KZ: из 6 самолетов в собственности 4, в лизинге 2;
— Khozu-Avia: в лизинге 2 самолета;
— Qazaq Air: единственный пока самолет государственной авиакомпании находится в лизинге;
— Sunkar Air: единственный самолет в собственности;
— Berkut Air - из 4 самолетов в собственности 3, в лизинге – 1.
Итого: из 76 самолетов в казахстанской юрисдикции находятся 39. Это значит, что при ввозе с них уплачены налоги и таможенная пошлина, авиакомпания платит ежегодный налог на имущество, и эти самолеты имеют регистрационный номер, начинающийся на UP (код Республики Казахстан).
Вот как эта ситуация выглядит в разрезе авиакомпаний. В Air Astana все 30 самолетов зарегистрированы на острове Аруба. Это офшорная зона, которая позволяет не платить налоги на имущество. А теперь представьте, что, например, Атырауский или Шымкенский НПЗ зарегистрированы где-нибудь в Голландии, и их владельцы не платят налоги в Казахстане. Глупо? Да. Надуманно? Возможно. Сколько государственный бюджет Казахстана недополучил платежей с налога на имущество, таможенных пошлин и НДС за всё время существования этой схемы в авиакомпании? У меня нет ответа на этот вопрос. Но стоит вспомнить, что 51% акций этого перевозчика принадлежит Республике Казахстан.
В государственной авиакомпании Qazaq Air единственный самолет также находится вне юрисдикции Казахстана, и тоже на Арубе. В SCAT из 17 самолетов 12 зарегистрированы в Казахстане, 5 - в Литве. У Bek Air все 7 самолетов зарегистрированы в Казахстане
Таблица. Парк воздушных судов казахстанских перевозчиков (некоторые лайнеры могут находиться в лизинге у зарубежных авиакомпаний)
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Air Astana |
|
|
|
|
| Airbus A319 | 1 |
|
|
|
1 | Airbus A319-132 |
| P4-YAS | + |
|
| Airbus A320 | 8 |
|
|
|
2 | Airbus A320-232 |
| P4-VAS |
| + |
3 | Airbus A320-232 |
| P4-KBA | + |
|
4 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBB | + |
|
5 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBC | + |
|
6 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBD | + |
|
7 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBE |
| + |
8 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBG |
| + |
9 | Airbus A320-232 (WL) |
| P4-KBF |
| + |
| Airbus A321 | 4 |
|
|
|
10 | Airbus A321-231 |
| P4-NAS |
| + |
11 | Airbus A321-231 |
| P4-OAS |
| + |
12 | Airbus A321-231 |
| P4-KDA | + |
|
13 | Airbus A321-231 |
| P4-KDB | + |
|
| Boeing 757 | 5 |
|
|
|
14 | Boeing 757-23N (WL) |
| P4-KCU |
| + |
15 | Boeing 757-2G5 (WL) |
| P4-GAS |
| + |
16 | Boeing 757-28A (WL) |
| P4-MAS |
| + |
17 | Boeing 757-2G5 (WL) |
| P4-EAS |
| + |
18 | Boeing 757-2G5 (WL) |
| P4-FAS |
| + |
| Boeing 767 | 3 |
|
|
|
19 | Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
| P4-KEA |
| + |
20 | Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
| P4-KEB |
| + |
21 | Boeing 767-3KY (ER)(WL) |
| P4-KEC |
| + |
| Embraer ERJ-190 | 9 |
|
|
|
22 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCC |
| + |
23 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCD |
| + |
24 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCE |
| + |
25 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCF |
| + |
26 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCG |
|
|
27 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCH |
| + |
28 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCI |
|
|
29 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCJ |
|
|
30 | Embraer ERJ-190 LR |
| P4-KCK |
| + |
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| SCAT |
|
|
|
|
| Boeing 737 | 6 |
|
|
|
31 | Boeing 737-35B |
| UP-B3712 | + |
|
32 | Boeing 737-31S |
| UP-B3710 | + |
|
33 | Boeing 737-548 |
| LY-AYZ |
| + |
34 | Boeing 737-522 |
| LY-AWE |
| + |
35 | Boeing 737-522 |
| LY-AWD |
| + |
36 | Boeing 737-7GL (WL) |
| LY-AZV |
| + |
| Boeing 757 | 4 |
|
|
|
37 | Boeing 757-21B |
| UP-B5702 | + |
|
38 | Boeing 757-21B |
| UP-B5703 | + |
|
39 | Boeing 757-21B |
| UP-B5704 | + |
|
40 | Boeing 757-204 |
| LY-FLG |
| + |
| Boeing 767 |
|
|
|
|
41 | Boeing 767-300 |
| UP-B6703 | + |
|
| Canadair CRJ-200 |
|
|
|
|
42 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ008 | + |
|
43 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ007 | + |
|
44 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ011 | + |
|
45 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ012 | + |
|
46 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ004* |
| + |
47 | Regional Jet CRJ-200 LR |
| UP-CJ005* |
| + |
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Bek Air |
|
|
|
|
| Fokker F100 | 7 |
|
|
|
48 | Fokker F100 |
| UP-F1014 | + |
|
49 | Fokker F100 |
| UP-F1004 | + |
|
50 | Fokker F100 |
| UP-F1009 | + |
|
51 | Fokker F100 |
| UP-F1007 | + |
|
52 | Fokker F100 |
| UP-F1005 | + |
|
53 | Fokker F100 |
| UP-F1011 | + |
|
54 | Fokker F100 |
| UP-F1010 | + |
|
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| 7th sky airlines |
|
|
|
|
| Canadair CL-600 | 2 |
|
|
|
55 | Regional Jet CRJ-100ER |
| UP-CJ009 | + |
|
56 | Regional Jet CRJ-100ER |
| UP-CJ010 | + |
|
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Caspiy |
|
|
|
|
| Dornier Do-328JET | 2 |
|
|
|
57 | Dornier Do-328JET |
| UP-D3001 | + |
|
58 | Dornier Do-328JET |
| на хранении | + |
|
| Fokker F100 | 4 |
|
|
|
59 | Fokker F100 |
| UP-F1001 | + |
|
60 | Fokker F100 |
| UP-F1002 | + |
|
61 | Fokker F100 |
| UP-F1003 | + |
|
62 | Fokker F100 |
| UP-F1008 | + |
|
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Comlux KZ |
|
|
|
|
| Airbus A321-200 | 1 |
|
|
|
63 | Airbus A321-200 |
| UP-A2101 | Berkut Air |
|
| Canadair CRJ-200 | 1 |
|
|
|
64 | Canadair CRJ-200 |
| UP-C8502 | Berkut Air |
|
| Embraer ERJ-135 | 3 |
|
|
|
65 | Embraer Legacy 650 |
| UP-EM007 | + |
|
66 | Embraer Legacy 650 |
| P4-SLK | + |
|
67 | Embraer Legacy 650 |
| UP-EM010 | + |
|
| Sukhoi Superjet 100 | 1 |
|
|
|
68 | Sukhoi Superjet 100-95LR |
| UP-SJ001 | + |
|
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Khozu-Avia |
|
|
|
|
| Canadair CRJ-200 | 1 |
|
|
|
69 | Challenger 850 |
| UP-C8503 |
| + |
| Canadair CRJ-700 | 1 |
|
|
|
70 | Challenger 870 |
| UP-CL001 |
| + |
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Qazaq Air |
|
|
|
|
| Bombardier Q400 | 1 |
|
|
|
71 | DHC-8-400 |
| P4-NUR |
| + |
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Sunkar Air |
|
|
|
|
| Boeing 737 | 1 |
|
|
|
72 | Boeing 737-322 |
| UP-B3717 | + |
|
| |||||
№ | Авиакомпания / Тип судна | Количество | Регистрационный номер | в собственности | в лизинге |
| Berkut Air |
|
|
|
|
| Airbus A320 | 1 |
|
|
|
73 | Airbus A320-200 |
| UP-A2001 | + |
|
| Airbus A330 | 1 |
|
|
|
74 | Airbus A330-200 |
| UP-A3001 | + |
|
| Boeing 737 | 1 |
|
|
|
75 | Boeing 737-700 |
| P4-KAZ |
| + |
| Boeing 767 | 1 |
|
|
|
76 | Boeing 767-200 |
| UP-B5701 | + |
|
P.S. Все данные взяты из открытых источников и не включают себя информацию по нескольким авиакомпаниям, эксплуатирующим старые советские самолеты («Южное Небо», «Жетысу» и т.д., чья доля на рынке авиаперевозок ничтожно мала) или лайнеры, взятые в «мокрый лизинг» за рубежом, то есть вместе с экипажем и техобслуживанием.
Алимжан Бисембаев, маркетолог