Евразийский логистический парк — новое сердце Среднего коридора

В Алматы на Кульджинском тракте открыли один из крупнейших в Центральной Азии логистических комплексов класса А

Фото: © Алексей Балышев

2 декабря в Алматы состоялось открытие Евразийского логистического парка (ЕЛП). Это один из крупнейших логистических комплексов в регионе, который, по планам, станет новой логистической точкой притяжения в Казахстане.

В торжественной церемонии открытия приняли участие аким Алматинской области Марат Султангазиев, первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова, авторы проекта, а также представители индустрии и участники рынка.

«Открываемый сегодня логистический парк усиливает интеграцию Казахстана в международные транспортные коридоры. Он становится важным элементом единой логистической сети, соединяющей Китай, государства Центральной Азии, страны Каспийского региона и европейские рынки. Такие масштабные объекты повышают эффективность транзитных и экспортно-импортных потоков, создают новые возможности для отечественного бизнеса и укрепляют роль Казахстана в качестве торгового хаба Евразии», — произнесла в приветственной речи по случаю открытия ЕЛП первый вице-министр торговли и интеграции РК Айжан Бижанова.

Евразийский логистический парк
Фото: архив пресс-службы

Крупнейший в Казахстане в своем классе

ЕЛП позиционируется не просто как парк класса А, а как специализированный международный хаб, созданный для эффективного распределения растущих трансграничных потоков в транспортном коридоре Китай — Центральная Азия — Европа.

Более того, ЕЛП стал первым масштабным проектом такого рода в полицентре «Восточные ворота» — одном из основных логистических направлений в соответствии с планом развития города Алматы и Алматинской области.

«Мы создали Евразийский логистический парк в качестве ответа на стремительное развитие рынка Казахстана и рост спроса на качественные складские площади. В последние годы существенный потенциал экономики страны столкнулся с отсутствием платформ для масштабирования бизнеса — складов класса А. ЕЛП сокращает этот разрыв — мы запустили крупнейший в стране спекулятивный проект класса А, который станет фундаментом для развития бизнеса и ключевым звеном в логистической инфраструктуре Казахстана», — говорит Роман Жужлев, исполнительный директор ТОО «Евразийский логистический парк».

Евразийский логистический парк
Фото: архив пресс-службы

Ключевые преимущества

Одним из ключевых преимуществ нового логистического хаба является его местоположение: расположенный на Кульджинском тракте, который является одной из ключевых транспортных артерий Среднего коридора, соединяющего Западный Китай и Западную Европу, ЕЛП становится идеальным шлюзом по транспортировке и хранению грузов. Так, по итогам 2024 года по Среднему коридору было перевезено более 4,5 млн тонн груза — на 60% выше, чем годом ранее. И объем транзита через Казахстан обещает расти — к 2030 году показатель вырастет до 10 млн тонн товаров.

А прямой доступ к БАКАД (5 км), близость к международному аэропорту (около 20 км) и 35 минут до центра Алматы — делают его расположение не просто удобным, но и придают конкурентное преимущество для работы с транзитом и снабжения крупнейшего мегаполиса региона.

Проект реализован консорциумом отраслевых лидеров: девелопером Aurora Development, соинвестором Sudakov Group и генподрядчиком RAMS International. Финансовую основу проекта обеспечил Евразийский банк развития (ЕАБР), выступивший ключевым кредитором, предоставив финансирование в объеме 16,6 млрд тенге.

В ЕАБР также видят в проекте большой потенциал по формированию в Казахстане надежного транспортного каркаса на пересечении международных логистических маршрутов.

«ЕЛП — это не просто объект недвижимости, это инфраструктурный актив, который мы создали вместе с партнерами для решения системной проблемы — дефицита современных складских мощностей в Центральной Азии. Данный проект для ЕАБР — это инвестиция в снижение логистических издержек для тысяч компаний и, в конечном счете, в доступность товаров для миллионов жителей Евразии. Именно такие проекты составляют каркас нашей Евразийской товаропроводящей сети», — отметил старший управляющий директор — руководитель проектного блока ЕАБР Сергей Игнатов.

Евразийский логистический парк
Фото: архив пресс-службы

Влияние на рынок

Евразийский логистический парк формирует современный универсальный стандарт складов в Алматы: он включает два корпуса общей площадью 50,3 тыс. кв. м, соответствующих международным стандартам класса А. Комплекс оснащен современными системами безопасности, включая автоматическое пожаротушение и дымоудаление, а также инфраструктуру для сотрудников. Он должен стать одним из ключевых логистических хабов и для международных и локальных маркетплейсов. Это подтверждается интересом со стороны ведущих игроков рынка.

«Электронная торговля в Казахстане сегодня на пороге бурного роста. Рост онлайн-продаж неразрывно связан с инфраструктурой: логистикой, складами и платежами. Запрос на эти инфраструктурные составляющие в ближайшие несколько лет в Казахстане будет только расти», — отметил Федор Вирин, партнер аналитического агентства Data Insight.

«Мы видим огромный потенциал в развитии электронной торговли на евразийском пространстве, и его реализация напрямую зависит от создания современной складской инфраструктуры. Именно такие объекты, отвечающие международным стандартам, являются ключевым шагом к тому, чтобы сделать онлайн-покупки по-настоящему удобными и быстрыми для миллионов людей», — добавил Алексей Сапон, генеральный директор Ozon Казахстан.

«Географическое положение делает Казахстан перекрестком Евразии, но скорость доставки решает внутренняя инфраструктура. Развитая сеть локальных хабов не просто ускоряет транзит, а приближает товар к потребителю. Для клиентов DNS это конвертируется в конкретную выгоду: сокращение ожидания заказа с недель до считанных дней», — обратил внимание федеральный управляющий логистикой DNS Владимир Любимов.

Исполнительный директор ЕЛП Роман Жужлев и директор NOYTECH в Казахстане Валерия Кошелева
Фото: © Алексей Балышев

В ходе церемонии открытия ЕЛП было подписано стратегическое партнерство с компанией NOYTECH. Как отмечалось в ходе подписания документа, новое соглашение показывает роль ЕЛП как катализатора для развития профессиональных 3PL-услуг в регионе.

«Появление Евразийского логистического парка — значимый шаг для всего логистического сектора Казахстана. Для NOYTECH в Казахстане наличие таких площадей открывает новые возможности. Потенциально мы рассматриваем аренду складских помещений в ЕЛП, чтобы усилить присутствие в регионе», — прокомментировала Валерия Кошелева, директор NOYTECH в Казахстане.

Участники проекта Евразийский логистический парк планируют и дальше развивать хаб, сделав его ядром для масштабирования. Планы развития включают расширение комплекса до 300 тыс. кв. м и полноценный выход на рынки соседних стран.

Как отметил Алексей Судаков, генеральный директор Sudakov Group, соинвестор проекта, сегодня в Алматы и Алматинской области наблюдается дисбаланс между спросом и предложением: по итогам 2025 года на локальном рынке будет введено 161 тыс. кв. м складских площадей, однако, по его словам, этого недостаточно. Интерес арендаторов к переезду в более удобные и функциональные объекты сохраняется, а сам рынок в целом ощущает дефицит в удобно расположенных и качественных логистических площадках.

«Мы наблюдаем за развитием складской инфраструктуры в странах Центральной Азии и Ближнего Востока. Роль этих регионов в международной торговле растет. Так, например, в 2024 году совокупный товарооборот государств Центральной Азии с Китаем достиг $95 млрд — почти вдвое больше, чем три года назад. Строительство современных логистических комплексов в странах центральноазиатского региона, включая Казахстан, позволит удовлетворить накопившийся спрос и создать международную сеть логистических парков, предоставляющих единый стандарт предложения и качества», — заключил Алексей Судаков, генеральный директор Sudakov Group.