Дракон на колёсах: зарисовки казахстанца с китайского автомобильного завода

Как развивается автопром из Поднебесной и какую роль в нем играет GAC Group

Фото: © Виктор Бурдин

Качество и репутация

Давайте говорить прямо: к китайским автомобилям казахстанцы пока относятся настороженно. Основания для этого достаточно простые: качество авто из Поднебесной еще какие-то десятилетие-полтора тому назад не выдерживало никакой критики. И даже если сейчас опытному автолюбителю показать самый качественный и безопасный китайский автомобиль, приложить к нему кучу сертификатов, дать самую большую возможную гарантию — скепсис наверняка останется. И он будет оправданным: хорошую репутацию надо заслужить. А на нее потребуются годы. В первую очередь — годы эксплуатации рискнувших купить китайское авто соотечественников и их отзывы. Но эти годы опыта уже есть, и экспертиза накапливается. Отзывов о китайских авто всё больше, и много вполне позитивных.

Амбиции китайского автопрома всегда были очень серьезные. И если в начале 2000-х там очевидно отслеживался тренд на внешнее копирование мировых автохитов без явной заботы о начинке, то сейчас китайские бренды больше стараются «копировать» качество признанных автолидеров. Автор этих строк воочию следит за развитием китайского автопрома по меньшей мере последние 15 лет: за это время удалось побывать на разных китайский автозаводах в нескольких регионах. Удалось познакомиться с производством разных машин — от малолитражек за $5 тыс., кузов которых можно согнуть руками, до всяческих «убийц «порше».

Технологическая революция

В общем, была возможность буквально наблюдать эволюцию автопрома Поднебесной. Она, кстати, на мой взгляд, очень схожа с развитием технологических компаний Китая. Отлично помню, как в конце первого десятилетия XXI века по улицам КНР катались сплошь копии европейских и японских брендов, но с китайскими логотипами. Примерно тогда же прилавки магазинов были завалены репликами самых популярных мобильных телефонов. Помню, китайскую копию «айфона» с двумя сим-картами и встроенным аналоговым телевизором (!) можно было купить на 150 долларов. Прошло 15 лет, и сегодня китайские смартфоны — одни из лучших в мире, флагманы не уступают по цене и качеству продукции от Apple, а технологически в чем-то даже превосходят ее. Причем выстрелили и те бренды, которые когда-то не чурались делать подделки.

Коллаборации поневоле

Примерно то же самое происходит и с китайским автопромом. С одной стороны, высокие заградительные пошлины на импортные машины заставили несколько мировых производителей вступить в партнерства и начать производство в Китае. С другой стороны, активно стали развиваться китайские бренды. Иногда это истории два в одном, когда одна китайская компания на своих заводах производит машины и китайских, и мировых брендов. И это говорит о кое-чём важном: стандарты качества у японцев и европейцев одинаковые, независимо от рынка, а значит, и на китайских заводах производятся качественные авто, по крайней мере, мировых брендов.

Естественно, производя известные на весь мир автомобили, китайцы будут подтягивать и качество своих машин, выпускаемых на тех же заводах. А там, где не хватает пока своих компетенций, можно воспользоваться зарубежными. Так, находясь на китайских заводах, я неоднократно слышал от производителей, что иногда и на некоторые свои модели они используют зарубежные запчасти. Чаще всего это, например, японские коробки передач. И почему бы и нет, если свои на некоторые, особенно премиальные модели, не дотягивают по качеству. То же самое касается и кадров: китайский автопром очень активно приглашает специалистов из-за рубежа, от инженеров до дизайнеров. Опять же, чтобы получить лучшие практики.

Впереди планеты

И что в итоге? С 2009 года Китай стал самым крупным автопроизводителем в мире, обогнав Японию. А в 2023 году Поднебесная поставила абсолютный рекорд, произведя более 30 млн автомобилей за год. Причем каждый пятый из них — электромобиль. В этом же 2023-м страна поставила еще один мировой рекорд: Китай продал за рубеж 4,9 млн машин. И это неслучайно: правительство активно стимулирует понижениями пошлин обновление автопарка внутри страны, особенно переход на электромобили. Вот и расцвела автоиндустрия пышным цветом, да так, что конкуренция на внутреннем рынке стала довольно жесткой. И сейчас китайские производители всё охотнее идут осваивать зарубежные рынки.

Часть из прошлогоднего 30-миллионного «драконьего» пирога досталась и Казахстану — в прошлом году в нашей стране было продано рекордные 198,6 тыс. новых автомобилей, из них более 40 тыс. — китайских брендов. И это наглядная демонстрация того, как активны стали китайские производители на нашем рынке. Эксперты отмечают: эта активность стала настолько высока, что 2023-й год проходит для авторынка Казахстана под знаменем хороших скидок и интересных предложений. Производителям и дилерам — ситуация не очень, зато потребителям — в самый раз. Да и скептикам дисконт — лишний аргумент в пользу покупки китайского авто.

Продукция GAC выходит с конвейера в Гуанчжоу
Фото: © Виктор Бурдин

GAC, который смог

Один из крупнейших китайских производителей — компания GAC Group, базирующаяся в Гуанчжоу. В 2023-м группа произвела рекордные для себя 2,5 млн автомобилей, часть из которых ушла и на рынок Казахстана. Наш покупатель всё больше интересует производителя из соседней страны, поэтому нынешней весной журналисты ряда СМИ были приглашены на предприятия GAC, где можно было стать непосредственными свидетелями процесса производства авто. Посчастливилось в этой группе оказаться и вашему покорному слуге.

Я не могу не отметить: поездка представителей массмедиа была спланирована настолько четко и детально, что не вызывала вопросов уже на уровне приглашения. И уже на месте всё было организовано так грамотно и профессионально, что можно поставить в пример любым педантам и перфекционистам. Я не просто так упоминаю эту, на первый взгляд, незначительную деталь. Во-первых, я много раз был в Китае, в том числе в поездках на производство, и прекрасно представлю, как далеко не идеально часто выходит организация приезда иностранцев, и случается разное: от проблем с языком до непонимания разницы менталитетов. Во-вторых, возможно проследить прямую связь: если руководство компании почти идеально организует пребывание и передвижение двух десятков иностранных гостей, то вполне вероятно, такой педантичный подход распространяется и на другие зоны ответственности руководства этой компании, в том числе и на производство. По крайней мере, хочется в это верить.

GAC Group — крупный холдинг, в котором работают около 100 тысяч человек. Компания находится в списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000: за 2024 год заняла 1120-е место.

На автосборочном предприятии GAC
Фото: © Виктор Бурдин

Дракон в деталях

Наше знакомство с компанией можно было условно разделись на три части. Первая — это визит в сборочные цеха. Тут нам показали передовые производственные мощности автопроизводителя, где с самой высокой степенью локализации в формате мелкоузловой сборки CKD собирают разные автомобили компании — от минивэнов до спорткаров. Как водится у китайских автогигантов, на каждую компанию приходится по несколько собственных брендов. У GAC Group это собственно GAC, а также Aion и Hyper. Все они выпускаются на мощностях компании.

На заводах всё, что положено иметь самому современному автопроизводителю: огромный конвейер, плюс максимальная роботизация производства (роботы — это снижение брака в сотни раз, по сравнению с человеческим трудом). «Живые» механизмы тут не только занимаются штамповкой, сваркой, креплением деталей и прочими рутинными процессами. Роботы попроще активно разъезжают по цехам, развозя детали и запчасти.

Вторая большая часть компании — это подразделения R&D. Вообще, в структуре GAC Group имеется несколько научно-исследовательских центров, в том числе несколько в Китае и в США. Но в Гуанчжоу он флагманский, считается отделом управления технологиями и центром системы исследований и разработок всей группы.

В R&D-центре GAC
Фото: © Виктор Бурдин

Всего центр GAC Group располагает ведущими в мире научно-исследовательскими центрами, включая 15 лабораторий по изучению автомобилей, силовых агрегатов, новых источников энергии, интеллектуальных автомобилей (ICV) и т. д.

Конечно же, сейчас огромные силы компании брошены на разработку и улучшение производительности электромобилей, аккумуляторов, беспилотных систем, а также новых источников энергии для авто.

Подготовка к тест-драйву
Фото: © Виктор Бурдин

И третья — одна их самых любимых у журналистов частей визита к автопроизводителям — тест-драйв. Надо сказать, что в Китае эта часть имеет определенные особенности из-за того, что в стране не действуют международные водительские права, иностранцы не могут просто так водить машины на дорогах общего пользования. Поэтому GAC оборудовала для прессы огромный закрытий полигон и предоставила на тест большинство своих актуальных моделей.

Виктор Бурдин на тест-драйве GAC
Фото: личный архив

И это, я вам скажу. Был один из самых увлекательных дней нашего визита! Из представленных моделей журналисты (конечно же, под присмотром опытных инструкторов) выжимали из автомобилей всё, что могли, в том числе условиях бездорожья. И именно после тест-драйва многие опытные автожурналисты с большим уважением стали отзываться о продукции GAC Group.

Казахстан как переспективный рынок

10 лет назад компания начала поставки машин на экспорт, и сегодня автомобили GAC официально представлены в 30 странах, в том числе в Африке, на Ближнем Востоке, в Америке. Несколько лет назад компания обратила внимание и на казахстанский рынок. Здесь был заключен контракт с крупным игроком рынка — компанией Aster. Сегодня в Казахстане официально продаются три модели этого бренда — кроссоверы GS8 и GS5, а также минивэн M8. Но планы гораздо больше."Мы поздно вышли на рынок Казахстана, хотя для нас он очень важен, — констатировал Вэй Хайган, гендиректор GAC International, международного подразделения GAC Group. — Сейчас мы ищем разные варианты, чтобы не только быть представленными в продажах, но и начать производство нашего бренда в Казахстане. Так у казахстанцев появится преимущество покупать новые автомобили по еще более привлекательным ценам. Мы уверены, что можем предложить им высокие технологии и модный дизайн».

Шоурум GAC в Гуанчжоу
Фото: © Виктор Бурдин

Особенность китайской экономики такова, что огромное число предприятий находится во владении государства, то есть народа. И, что может показаться необычным для казахстанцев, государственное в Поднебесной считается всегда лучшим. Как правило, это самые обзразцово-показательные предприятия, самая лучшая продукция. Зарплаты в госсекторе значительно выше, работать там гораздо престижнее, ну и устроиться туда сложнее. GAC International — это государственная компания. А значит, здесь делают максимально возможное, чтобы выпускать качественный продукт. Наверняка автомобили GAC еще ждет большой успех в Казахстане. И вполне возможно, что не за горами времена, когда уже не китайский автопром будет оглядываться и брать за образец стандарты Еропы, Америки, Японии, а всё будет наоборот.