Депутат объяснил слова Токаева о посредственной работе руководителей-экономистов
Никита Шаталов уверен, что в Казахстане нужно менять подходы к субсидированию, сделать его более адресным, несмотря на то что «придется многим сделать «больно»
В своем интервью газете «Ана тілі» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прокомментировал изменение курса тенге, который в ноябре 2024 года перевалил психологическую отметку 500 тенге.
— Казахстан встроен в мировую экономику, поэтому тенге находится в зоне влияния внешних факторов. На валюты развивающихся стран оказывает давление укрепляющийся доллар. Показательно, что валюты многих государств начали ослабевать задолго до ноября прошлого года, а тенге достаточно долго удерживал свои позиции, — сказал Токаев.
Президент также отметил, что Казахстан уже давно отошел от практики искусственного сдерживания курса и в стране действует режим свободного курсообразования, который базируется на рыночных факторах.
— Считаю нецелесообразным сжигание золотовалютных резервов ради сильного тенге. Некоторые участники рынка высказывают предложения о переходе к более управляемому курсу. Национальный банк и правительство внимательно изучают все варианты. После анализа этого вопроса станет понятно, надо ли менять подходы в данной сфере, — сказал Токаев.
По словам президента, сейчас главная задача — это обеспечение устойчивости и эффективности экономики, динамичное развитие реального сектора, рост производительности труда, увеличение качественных рабочих мест.
— Буду откровенен: нынешнюю работу руководителей-экономистов оцениваю как посредственную. Слишком много риторики из лексикона международных финансовых институтов, мало конкретного дела. Сейчас нужны специалисты, хорошо знающие положение в регионах и механизмы функционирования реальной экономики, то есть поработавшие «на земле». Об этом шла речь во время моей встречи с премьер-министром Олжасом Бектеновым 17 декабря прошлого года, — пояснил президент.
Депутат Мажилиса Никита Шаталов в своем Telegram-канале пояснил, «что имеет в виду президент, когда говорит о посредственной работе «руководителей-экономистов».
«В нашей экономике есть ряд проблем. Рост мы обеспечиваем, как правило, бюджетными расходами/льготами, и это в том числе создает дефицит, возмещаемый Нацфондом. Деньги из бюджета идут, например, на инфраструктуру как прямые транши или как субсидирование ставки по кредитам. Поддержку при этом получает ограниченный круг предпринимателей — дело даже не столько в коррупции, сколько в перестраховке. Проще дать денег тому, кто уже тебе известен, даже если он держит, скажем, не производство, а рестораны или оказывает какие-то услуги. Это уже в скором времени изменится», — написал Шаталов.
Депутат утверждает, что весь остальной сектор экономики живет «по рынку», то есть берет кредиты по ставке, которую устанавливает Нацбанк.
«Если быть честным, то на самом деле не берет — корпоративное кредитование стагнирует который год, в том числе из-за высокой инфляции и базовой ставки, которую Нацбанк не собирается опускать, так как другого инструмента влияния на ДКП у него нет. БВУ в этой ситуации зарабатывают на потребительском кредитовании, так как спрос до сих пор велик, и частично получают вознаграждение по субсидируемым кредитам, накидывая 2% сверху. При этом именно МСБ вынужден кредитоваться под 30%, а крупный бизнес может рассчитывать не только на свои средства и субсидии, но и на «особые» условия от БВУ из-за аффилированности руководства компаний с финансовыми холдингами. И здесь речь не только про пополнение оборотных средств, но и крупные проекты в промышленности и стройке», — считает депутат.
Такое положение дел, по мнению Шаталова, «неплохо, но ограничивает конкуренцию». Депутат полагает, что государство должно ориентироваться на МСБ, так как там есть занятость и рост доходов. «Субсидии должны идти в этот сектор, хоть он и более рискованный. Так получится и нарастить количество средних компаний», — уверен Шаталов.
«Очевидно, что полностью остановить субсидирование в наших условиях не получится и не имеет никакого смысла — тогда встанут процессы по модернизации промышленности и энергетического сектора, сельское хозяйство тоже не сможет конкурировать на международных рынках, МСБ в структуре ВВП расти не будет. Но сделать его более адресным возможно, высчитав влияние на инфляцию, хоть и придется многим сделать «больно». Рост при этом будет более качественным — для его поддержки не придется увеличивать бюджетные расходы. До сих пор это статус-кво не менялось, играть предпочитали по старым правилам, рассчитывая на новый результат в виде изменения структуры экономики. Отсутствие новых подходов при решении этого вопроса, полагаю, и отмечает глава государства в интервью», — предположил Шаталов.
Реформы, как говорит депутат, это всегда «про изменение правил игры». По его словам, в экономике предстоит сделать очень многое: нормализовать отношения правительства и Нацбанка, снизить участие квазигосударственного сектора путем оптимизации функций, вернуть рыночные тарифы во многих отраслях, компенсируя потери пострадавшим слоям общества с помощью адресной поддержки, сделать доступ к ресурсам, в том числе сырьевым, прозрачным и открытым. «Это позволит снизить административное давление на бизнес, оптимизировать бюджетные расходы и сократит поле для коррупции», — считает Шаталов.