Четвёртое поколение Гетти как исключение из правил
Обычно всё заканчивается на третьем поколении
В начале этого года произошло слияние двух самых крупных фотобанков — Getty Images и Shutterstock. Две компании с очень похожими цифрами по прибыли и бизнес-модели. Новость интересная, хотя сама по себе не первополосная, но в очередной раз напомнила о фамилии Гетти — в свое время одной из богатейших семей на планете.
Ее история — это классическая история про три поколения, где первое создало базу, второе построило империю, а третье поколение… ну вы слышали про «проклятие третьего поколения». Но семья Гетти — это редкое исключение, когда четвертое поколение что-то сделало после того, как третье поколение продало былую империю.
Семья Гетти — это прежде всего Getty Oil. Джордж Гетти был пионером американской нефтяной индустрии и начинал осваивать нефтяные месторождения в Миннесоте и Оклахоме еще в начале XX века. В 1916 году он вместе со своим сыном Жаном Полом Гетти основал Getty Oil Company, которая позже стала просто Getty Oil.
Жан Пол Гетти унаследовал нефтяной бизнес, и в 1949 году ему удалось получить концессии в Кувейте и Саудовской Аравии, а в 1957-м его уже называли самым богатым американцем. Это у него похитили внука и требовали выкуп. Человеком он был крайне скупым и выкуп отдал не сразу, а лишь когда ему прислали отрезанное ухо внука, и не всю требуемую сумму.
Он был женат пять раз, у него пять детей от четырех жен. Один из двух сыновей от четвертой жены, Гордон Гетти, встал у руля Getty Oil в 1976 году, и при нем компания была продана Texaco за $10,1 млрд в 1984 году. Это классическое «проклятие третьего поколения». Но Марк Гетти (правнук основателя Getty Oil) в 1995 году вместе с Джонатаном Клейном создал Getty Investments LLC, их актив — Getty Communications слился с PhotoDisc в 1997 году, и в результате появился Getty Images, крупнейший на данный момент фото- и видеобанк, тот самый, что слился с Shutterstock в начале январе.
В 2008 году фонд Hellman & Friedman купил Getty Images, сделка оценивалась в $2,4 млрд. В 2012 году владельцем Getty Images стал фонд Carlyle Group, заплативший $3,3 млрд. Так четвертое поколение семьи Гетти показало, что не всегда всё заканчивается на третьем.
В целом Getty Images — не самый первый кейс для семьи Гетти в сфере медиа. Getty Oil первой инвестировала в глобального лидера в спортивных медиа — ESPN.
Начинался самый мощный спортивный информационный ресурс в мире с удачного стечения обстоятельств. Фанат спорта Билл Расмусен был директором по коммуникациям хоккейного клуба New England Whalers (Коннектикут) и в 1978 году остался без работы. Он мечтал, чтобы местные спортивные события штата освещались больше. К примеру, игры его любимого клуба Whalers показывали только несколько раз в год, а университетские команды UConn (University of Connecticut), так популярные в штате, вообще практически не присутствовали на ТВ.
Расмусен пообщался с кабельными каналами, и те дали ему понять, что это очень дорого — технологии, дистрибуция и контент. Он начал всерьез раздумывать над этой проблемой и пришел к нескольким выводам: через спутник можно раздавать сигнал на кабельные сети, технологически решая вопрос с дистрибуцией, а если сделать чисто спортивный канал, то это будет намного дешевле, чем заполнять отдельные слоты на существующих каналах общего характера. И тогда у него появилась идея создания национального кабельного канала, который 24 часа в сутки был бы посвящен только спорту.
Билл Расмусен презентовал свою идею людям из мира спорта и телевидения, но никто особо не заинтересовался. Да и само покрытие кабельным телевидением было еще не таким широким — в 1979-м только 14% американских домовладений имели доступ к кабельным сетям. Но именно это и было удачей — никто из таких национальных телекомпаний, как ABC, CBS и NBC, не обратил внимания на новый канал дистрибуции контента, сочетавший спутниковые и кабельные технологии. Эта «слепота» позволила появиться целой группе медиагигантов, среди которых — CNN и ESPN.
Но для начала основателю нужны были деньги. Это сейчас очень легко стать медиа — достаточно начать писать в Facebook или имейл-рассылку на Substack, а тогда нужно было запускать целый телеканал с подачей сигнала через спутник. Требовались студии, камеры, машины, оборудование для спутникового вещания и многое другое.
Необычно то, что инвестиции Расмусен нашел не в Нью-Йорке — сердце американского медийного бизнеса, а у нефтяной компании Getty Oil. У нефтяников были деньги, и они искали интересные возможности для инвестиций. Расмусен сделал презентацию топ-менеджменту, и Getty Oil согласилась дать $10 млн в обмен на опцион на владение 85% стартапа. Это была вторая удача.
В 2017 году ESPN, на 80 % принадлежащий Disney, заработал больше $8 млрд только на абонентах кабельного телевидения — кабельные каналы платили ESPN $9 в месяц за каждого абонента. Для сравнения: остальные каналы в кабельных сетях обычно получают меньше доллара. Старый новый СЕО Walt Disney Company Боб Айгер однажды признал: Микки Маус вряд ли дожил бы до сегодняшних дней без ESPN. А ESPN в свою очередь появился благодаря нефтяным деньгам.
С покупкой Getty Oil к Texaco перешло и 85% доли в ESPN, которые в том же 1984-м продали American Broadcasting Company (ABC) за $185 млн. На тот момент ESPN имел 30 млн абонентов и $40 млн доходов от рекламы годом ранее. В 1996 году через покупку за $19 млрд ABC и Сapital Cities 80% контроля над ESPN отошли к Disney. Сегодня ESPN — это почти половина доходов Disney и стоит больше $50 млрд.
Семья Гетти до сих пор в списке миллиардеров Forbes.