Бозумбаев: Информация в Сети отличается от данных из чёрных ящиков разбившегося самолёта AZAL

В середине января 2025 года якобы «полная расшифровка переговоров пилотов и диспетчеров» оказалась в интернете

Фото: пресс-служба МЧС РК

На пресс-конференции в пятницу, 24 января, заместитель премьер-министра РК Канат Бозумбаев ответил на вопрос журналиста, касающийся вероятного «слива» расшифровки записей из черного ящика с самолета AZAL, который разбился в декабре 2024 года под Актау. В середине января 2025 года якобы «полную расшифровку переговоров пилотов и диспетчеров» упавшего борта опубликовал один из зарубежных Telegram-каналов.

Бозумбаева спросили на пресс-конференции, начато ли расследование по «сливу» и выясняется ли, кто «слил» данные. Вице-премьер прежде всего отметил, что в расшифровке черных ящиков на базе компании в Бразилии, «которая под минобороны Бразилии работает», участвовали казахстанские, российские, азербайджанские и бразильские эксперты.

«Все имели, в принципе, равный доступ. Я послушал [«слив»]. Мне кажется, это больше переговоры, которые (…) наземные какие-то. Ну, переговоры с землей в основном были. Я не слышал там переговоров между членами экипажа. В черном ящике есть все переговоры, которые вел капитан и пилот, члены экипажа. Там немножко больше. Поэтому, исходя из этого, я думаю, что это не слитое из информации нашей расследовательской группы, — сказал он. И уточнил: — А зачем искать источник «слива», если мы не рассматриваем его как «слив» расшифровок черных ящиков? Я же вам прямо сказал. То, что где-то в интернете кто-то что-то опубликовал, это не означает, что это истина. И есть большое отличие от содержимого черных ящиков», — сказал Бозумбаев.

Напомним, пассажирский самолет Embraer E190 «Азербайджанских авиалиний» (AZAL) разбился близ Актау 25 декабря 2024 года. На борту было 67 человек: 38 погибли, 29 выжили. Самолет выполнял рейс Баку — Грозный, однако изменил курс над Каспием и направился в сторону Актау. Возле города он начал снижение и потерпел крушение. На следующий день, 26 декабря, Euronews заявило, ссылаясь на источники в правительстве Азербайджана, что «борт был поврежден российской ракетой ПВО при подлете к аэропорту назначения — городу Грозный». Бозумбаев на брифинге в Актау в тот же день заявил, что официальная версия причин авиакатастрофы не называлась. 27 декабря Azerbaijan Airlines назвала предварительную причину катастрофы в Актау: на самолет, по версии авиакомпании, было оказано «физическое и техническое внешнее воздействие».

30 декабря Министерство транспорта РК отправило черные ящики с упавшего самолета в Бразилию. «Комиссия по расследованию авиационного происшествия вылетела в Бразилию. Черные ящики будут доставлены в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA)», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. До этого азербайджанская сторона отказалась от того, чтобы расследование проводил Межгосударственный авиационный комитет, от которого поступило соответствующее предложение. «Мы категорически отказались от этого. И причина ясна. Потому что не секрет, что эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России», — заявил 29 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев.