Бектенову показали, как строится LRT в Астане
Премьер-министр посетил объекты инфраструктуры
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов в рамках рабочей поездки по Астане посетил несколько объектов инфраструктуры, сообщила пресс-служба правительства в субботу, 12 апреля.
Премьер побывал на газовой тепловой станции «Туран», где ему доложили о завершении второй очереди строительства объекта. «На сегодня готовность составляет 98%. Общая мощность ГТС по итогам работ доведена с 350 до 600 Гкал/час — на сегодня это крупнейшая газовая тепловая станция в стране. ГТС «Туран» наряду с другими четырьмя теплоисточниками — ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ГТС «Юго-Восток» — обеспечивает теплоснабжение столицы. Общая располагаемая мощность объектов составляет 4 104 Гкал/час при потреблении города на пике 3 578 Гкал/час, что обеспечило в текущий отопительный период профицит тепла — порядка 500 Гкал/час», — написали в пресс-службе.
Заместитель акима города Ерсин Отебаев доложил, что на сегодня работа ГТС «Туран» полностью автоматизирована. Подготовка специалистов ведется на базе учебного центра в рамках дуального образования. На станции используются немецкие, российские и финские технологии. Отмечена высокая экологичность ГТС: выбросы оксида азота снижены в три-пять раз по сравнению с действующими нормативами. В настоящее время объект обеспечивает теплом жилые районы Есиль и Нура, а также социальные и промышленные объекты на площади около 2 млн кв. м. Работа по газификации и обеспечению теплом города будет продолжена. До 2035 года в сфере теплоснабжения планируется реализовать ряд проектов общей мощностью 1310 Гкал/час, включая ввод в эксплуатацию котлов 7, 8 на ТЭЦ-2, строительство ГТС «Тельмана» и ГТС «Юго-Запад».
О ходе реализации одного из ключевых транспортных проектов столицы по строительству LRT премьер-министру доложили на площадке станции 112. По итогам 2024 года завершено строительство эстакады, вантового моста и железобетонных конструкций всех станций. Для обеспечения потребностей проекта в Астане запущено производство шпал. Для их изготовления применяется бетон марки Б-55, используется технология преднапряжения армирования, что предотвращает растрескивание конструкций во время транспортировки и повышает стойкость к морозу. На сегодняшний день изготовлено уже более 35 тыс. шпал, всего для проекта необходимо 87,6 тыс. единиц, сообщили в пресс-службе.
В настоящее время на объекте ведется укладка рельсов — работы завершены на участке протяженностью 2 км, а также оптоволокна. В 2025 году для работ мобилизовано порядка 2 тыс. человек, в летний период на объекте будет задействовано около 5 тыс. специалистов.
Председатель правления ТОО «CTS» Асылбек Дуйсебаев сообщил, что в сентябре [2025 года] планируется начать тестовую эксплуатацию LRT, что подразумевает обкатку поездов без пассажиров. Проект легкорельсового транспорта в Астане реализуется согласно передовому стандарту GoA4, что предполагает тестовый период продолжительностью порядка шести месяцев.
Премьер-министру презентовали проект благоустройства территории вдоль LRT. От аэропорта до улицы Рыскулова планируется высадить крупномерные деревья и многолетние кустарники, установить системы автоматического полива. Зона вдоль проспекта Кабанбай батыра до улицы Сыганак отведена под организацию общественных пространств — детские и спортивные площадки, пешеходные зоны. Далее до железнодорожного вокзала — 2, в зоне наиболее интенсивного пассажиропотока, будут предусмотрены парковочные пространства, оборудованы велодорожки, высажены зеленые насаждения.
На территории депо с центром управления Олжас Бектенов ознакомился с ходом строительно-монтажных работ, сообщили в пресс-службе. Проект реализуется совместно с китайскими партнерами — China Railway Asia-Europe Construction Investment Co., Ltd. Полностью автоматизированное депо будет состоять из 13 основных зданий, предназначенных для парковки и ремонта составов, хранения материалов и запасных частей. Также здесь строится Центр управления общественного транспорта с диспетчерским пунктом, узлом связи и администрацией эксплуатирующей компании LRT.
На площадке депо организовали прямое включение по видеосвязи с заводом-изготовителем подвижного состава для LRT — CRRC Tangshan Co., Ltd. Премьеру доложили об особенностях локомотивов, которые будут обеспечивать перемещение пассажиров по LRT. Всего будут функционировать 19 четырехсекционных составов, рассчитанных на 650 мест каждый.
Председатель правления компании Tangshan CRRC Group Чжоу Цзюньнянь отметил, что в настоящее время на производстве ведется сборка первых двух составов с использованием технологий и стандартов, применяемых для высокоскоростных поездов до 350 км/ч. В процессе изготовления применяются современные материалы, такие как алюминиевый сплав для кузовных элементов, эластичные колеса, многослойные окна для комфортного проезда, высокопрочные органосиликатные кожаные сиденья.
Сборка планируется непосредственно на строительном участке. Каждый состав будет оснащен 36 мониторами, 11 камерами и комплексом систем для беспилотного управления поездов, сообщили в пресс-службе правительства.