БАДы в Казахстане: кто регулирует рынок?

Почему в индустрии появляется все больше тех, кто играет не по правилам? 

Таблетки в пластиковом холдере
С каждым годом число потребителей БАДов в мире растет
Фото: © Pexels/AnnaShvets

Биологически активные добавки (БАДы) сегодня являются неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей по всему миру. Согласно данным исследовательского агентства Precedence Research, в 2023 году объём рынка составлял $360,6 млрд, а по итогам 2024 года вырос на 7% — до $385,8 млрд.

БАДы не являются лекарственными средствами. Однако в Казахстане их продвижение зачастую идет через агрессивный маркетинг, который порой намеренно стирает грань между пищевыми добавками и медпрепаратами. По подсчетам аналитического центра Euromonitor International, в 2023 году казахстанский рынок биологически активных добавок достиг объёма $195,4 млн, показывая ежегодный рост на 11,5%.

Министерство здравоохранения Казахстана отвечает за государственную регистрацию биологически активных добавок. В поле зрение Минздрава попадают природные и идентичные им биологически активные вещества, а также пробиотики, которые добавляются непосредственно в пищу или употребляются вместе с ней. Препараты, содержащие лекарственные компоненты и имеющие лечебное воздействие, к таким продуктам не относятся: все подобные товары, продаваемые в Казахстане, подлежат обязательной государственной регистрации. Этой задачей занимается Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава. Данные о зарегистрированных препаратах содержатся в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации. Таким образом, есть четкое разделение на лекарственные препараты и БАДы — добавки к пище. По идее, этот рынок находится под контролем и никаких проблем возникать не должно.

Однако в соцсетях можно наткнуться на посты, как, например, на странице одной алматинской предпринимательницы, которая через Instagram заявляет о том, что некий «магний водород» способен исцелить… онкологические заболевания. Причем даже на самой последней стадии. Возникает резонный вопрос: кто осуществляет контроль за такими маркетинговыми приёмами? Зарегистрировать БАД можно, но каким именно образом продавать товар — дело самого продавца? Мы решили разобраться в этих вопросах в серии материалов.

Бдит, но плохо видит?

В первую очередь мы обратились через платформу eOtinish в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК. 27 ноября 2024 года мы направили обращение, в котором закрепили скриншоты и описали случай продвижения в соцсетях БАДов как «основного способа излечения онкологии на четвертой стадии». Полный ответ был предоставлен спустя почти месяц.

«Обращение по вопросу БАД не входит в компетенцию департамента Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по городу Алматы. В связи с этим не представляется возможным открыть внеплановую проверку на основании вашего обращения», — ответил Дамир Даулетбаев, руководитель названного департамента.

Надежда, что в Минздраве захотят разобраться, перенаправив наш запрос в другой отдел, не оправдалась. Поэтому уже в январе 2025 года мы послали новый запрос — в пресс-службу министерства. В этот раз ответ получили подробный. Ссылаясь на председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Сархат Бейсенову, пресс-служба сообщила, что рекламу БАДов в соцсетях и медиа отслеживает именно этот комитет и его территориальные подразделения. Они следят за тем, чтобы БАДы не рекламировались как лекарства, и чтобы не рекламировались незарегистрированные БАДы.

Биологически активные добавки лежат на белой поверхности
Около 59 миллионов американцев регулярно употребляют какие-либо витамины или добавки.
Фото: © Pixabay/niekverlaan

«Надзор осуществляется путём мониторинга СМИ, социальных сетей (Instagram, Facebook и т. д.), интернет-ресурсов и торговых площадок. При обнаружении нарушений можно подать жалобу в территориальное подразделение комитета по месту нарушения. К жалобе нужно приложить документы, подтверждающие факт нарушения», — объяснила глава комитета. Также, добавила Бейсенова, важно иметь факты, что нарушение привело к причинению или угрозе причинения вреда жизни и здоровью человека. Если подобное нарушение не привело к вреду здоровью, штрафы варьируются от 30 МРП для физических лиц до 1600 МРП для крупных предпринимательских субъектов (согласно ст. 425 ч. 1 КоАП РК).

Сархат Бейсенова отмечает, что само производство БАДов и их регистрацию действительно контролируют, и делает это тот же комитет и его территориальные органы в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Проверки таких производителей бывают плановые и внеплановые. К слову, всего по данным комитета сегодня в Казахстане насчитывается 14 производителей БАДов. «Производство должно соответствовать санитарным правилам и техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 029/2012), а также приказу министра здравоохранения № ҚР ДСМ-36 от 28 апреля 2021 года», — заключила она.

Вера в чудо

В 2024 году американские токсикологи опубликовали в журнале JAMA исследование, где проанализировали данные о потреблении БАДов среди населения США. Они обнаружили, что многие популярные добавки, такие как куркума, экстракт зеленого чая и ашваганда, не имеют доказанной эффективности, а в некоторых случаях могут быть связаны с риском токсического поражения печени. Авторы подчеркнули, что увлечение БАДами может быть не только бесполезным, но и потенциально опасным для здоровья.

По мнению психиатра и психотерапевта Арай Альгожиной, недобросовестные производители и дистрибьюторы просто давят на «больное место», обещая волшебное исцеление. «При некоторых заболеваниях, принимая такие БАДы, человек теряет драгоценное время, которое можно было бы потратить на лечение. Вторая проблема — это бесконтрольный приём добавок. Из-за того что люди считают их безвредными, доходит до абсурда: некоторые принимают по 15–16 БАДов в день, а через время попадают в больницу с токсическим гепатитом или другими осложнениями», — рассказывает она.

Азиатка девушка в медицинском халате
Арай Альгожина, психиатр, психотерапевт
Фото: © Фото предоставлено из личного архива

По мнению врача, подобная ситуация возникает из-за того, что в цепочке производства и контроля за этим рынком много тех, кто нарушает закон. «В Казахстане нельзя продавать БАДы и лекарства, не зарегистрированные в стране. Но, например, в Алматы есть «китайские аптеки», где продаются витамины и БАДы с неизвестным составом — на этикетке нет ни одного слова на русском или казахском языках», — возмущается Альгожина.

Компании продолжают рекламировать свою продукцию в соцсетях, потому что на них никто не жалуется — негативный отзыв можно просто удалить. «Если человек попал в больницу после приёма БАДа с осложнениями, у него нет сил разбираться с продавцом, поскольку он борется за своё здоровье. Получается, ответственность перед законом наступает только тогда, когда пострадавший напишет заявление и докажет, что именно этот БАД нанёс ему вред, ведь он поверил в его «лечебное» свойство. Это и развязывает руки «продавцам счастья», — считает она.

Специалист отмечает, что, несмотря на старания врачебного сообщества, всё больше предпринимателей идут в эту сферу, поскольку ниша сверхприбыльная. «Зарегистрировать БАД гораздо проще, чем лекарство. А благодаря известным маркетплейсам, где товар можно продать в два клика, всё только упрощается», — резюмирует Альгожина.

В следующем материале мы поговорим с казахстанскими производителями биологически активных добавок и разберёмся, какие процедуры они проходят на пути к рынку. Мы покажем, за счёт чего они зарабатывают, как организуют производство и продажи, а главное — в чём секрет их успеха в сфере, которая, по мнению многих специалистов, всё ещё находится в серой зоне.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте