БАДы в Казахстане: кто регулирует рынок?
Почему в индустрии появляется все больше тех, кто играет не по правилам?

Биологически активные добавки (БАДы) сегодня являются неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей по всему миру. Согласно данным исследовательского агентства Precedence Research, в 2023 году объём рынка составлял $360,6 млрд, а по итогам 2024 года вырос на 7% — до $385,8 млрд.
БАДы не являются лекарственными средствами. Однако в Казахстане их продвижение зачастую идет через агрессивный маркетинг, который порой намеренно стирает грань между пищевыми добавками и медпрепаратами. По подсчетам аналитического центра Euromonitor International, в 2023 году казахстанский рынок биологически активных добавок достиг объёма $195,4 млн, показывая ежегодный рост на 11,5%.
Министерство здравоохранения Казахстана отвечает за государственную регистрацию биологически активных добавок. В поле зрение Минздрава попадают природные и идентичные им биологически активные вещества, а также пробиотики, которые добавляются непосредственно в пищу или употребляются вместе с ней. Препараты, содержащие лекарственные компоненты и имеющие лечебное воздействие, к таким продуктам не относятся: все подобные товары, продаваемые в Казахстане, подлежат обязательной государственной регистрации. Этой задачей занимается Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава. Данные о зарегистрированных препаратах содержатся в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации. Таким образом, есть четкое разделение на лекарственные препараты и БАДы — добавки к пище. По идее, этот рынок находится под контролем и никаких проблем возникать не должно.
Однако в соцсетях можно наткнуться на посты, как, например, на странице одной алматинской предпринимательницы, которая через Instagram заявляет о том, что некий «магний водород» способен исцелить… онкологические заболевания. Причем даже на самой последней стадии. Возникает резонный вопрос: кто осуществляет контроль за такими маркетинговыми приёмами? Зарегистрировать БАД можно, но каким именно образом продавать товар — дело самого продавца? Мы решили разобраться в этих вопросах в серии материалов.
Бдит, но плохо видит?
В первую очередь мы обратились через платформу eOtinish в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК. 27 ноября 2024 года мы направили обращение, в котором закрепили скриншоты и описали случай продвижения в соцсетях БАДов как «основного способа излечения онкологии на четвертой стадии». Полный ответ был предоставлен спустя почти месяц.
«Обращение по вопросу БАД не входит в компетенцию департамента Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по городу Алматы. В связи с этим не представляется возможным открыть внеплановую проверку на основании вашего обращения», — ответил Дамир Даулетбаев, руководитель названного департамента.
Надежда, что в Минздраве захотят разобраться, перенаправив наш запрос в другой отдел, не оправдалась. Поэтому уже в январе 2025 года мы послали новый запрос — в пресс-службу министерства. В этот раз ответ получили подробный. Ссылаясь на председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Сархат Бейсенову, пресс-служба сообщила, что рекламу БАДов в соцсетях и медиа отслеживает именно этот комитет и его территориальные подразделения. Они следят за тем, чтобы БАДы не рекламировались как лекарства, и чтобы не рекламировались незарегистрированные БАДы.

«Надзор осуществляется путём мониторинга СМИ, социальных сетей (Instagram, Facebook и т. д.), интернет-ресурсов и торговых площадок. При обнаружении нарушений можно подать жалобу в территориальное подразделение комитета по месту нарушения. К жалобе нужно приложить документы, подтверждающие факт нарушения», — объяснила глава комитета. Также, добавила Бейсенова, важно иметь факты, что нарушение привело к причинению или угрозе причинения вреда жизни и здоровью человека. Если подобное нарушение не привело к вреду здоровью, штрафы варьируются от 30 МРП для физических лиц до 1600 МРП для крупных предпринимательских субъектов (согласно ст. 425 ч. 1 КоАП РК).
Сархат Бейсенова отмечает, что само производство БАДов и их регистрацию действительно контролируют, и делает это тот же комитет и его территориальные органы в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Проверки таких производителей бывают плановые и внеплановые. К слову, всего по данным комитета сегодня в Казахстане насчитывается 14 производителей БАДов. «Производство должно соответствовать санитарным правилам и техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 029/2012), а также приказу министра здравоохранения № ҚР ДСМ-36 от 28 апреля 2021 года», — заключила она.
Вера в чудо
В 2024 году американские токсикологи опубликовали в журнале JAMA исследование, где проанализировали данные о потреблении БАДов среди населения США. Они обнаружили, что многие популярные добавки, такие как куркума, экстракт зеленого чая и ашваганда, не имеют доказанной эффективности, а в некоторых случаях могут быть связаны с риском токсического поражения печени. Авторы подчеркнули, что увлечение БАДами может быть не только бесполезным, но и потенциально опасным для здоровья.
По мнению психиатра и психотерапевта Арай Альгожиной, недобросовестные производители и дистрибьюторы просто давят на «больное место», обещая волшебное исцеление. «При некоторых заболеваниях, принимая такие БАДы, человек теряет драгоценное время, которое можно было бы потратить на лечение. Вторая проблема — это бесконтрольный приём добавок. Из-за того что люди считают их безвредными, доходит до абсурда: некоторые принимают по 15–16 БАДов в день, а через время попадают в больницу с токсическим гепатитом или другими осложнениями», — рассказывает она.

По мнению врача, подобная ситуация возникает из-за того, что в цепочке производства и контроля за этим рынком много тех, кто нарушает закон. «В Казахстане нельзя продавать БАДы и лекарства, не зарегистрированные в стране. Но, например, в Алматы есть «китайские аптеки», где продаются витамины и БАДы с неизвестным составом — на этикетке нет ни одного слова на русском или казахском языках», — возмущается Альгожина.
Компании продолжают рекламировать свою продукцию в соцсетях, потому что на них никто не жалуется — негативный отзыв можно просто удалить. «Если человек попал в больницу после приёма БАДа с осложнениями, у него нет сил разбираться с продавцом, поскольку он борется за своё здоровье. Получается, ответственность перед законом наступает только тогда, когда пострадавший напишет заявление и докажет, что именно этот БАД нанёс ему вред, ведь он поверил в его «лечебное» свойство. Это и развязывает руки «продавцам счастья», — считает она.
Специалист отмечает, что, несмотря на старания врачебного сообщества, всё больше предпринимателей идут в эту сферу, поскольку ниша сверхприбыльная. «Зарегистрировать БАД гораздо проще, чем лекарство. А благодаря известным маркетплейсам, где товар можно продать в два клика, всё только упрощается», — резюмирует Альгожина.
В следующем материале мы поговорим с казахстанскими производителями биологически активных добавок и разберёмся, какие процедуры они проходят на пути к рынку. Мы покажем, за счёт чего они зарабатывают, как организуют производство и продажи, а главное — в чём секрет их успеха в сфере, которая, по мнению многих специалистов, всё ещё находится в серой зоне.