На правах рекламы

Как создавался первый 5G-оператор Казахстана

16408

Рассказ от первого лица

Рифат Хаматов
Рифат Хаматов
Фото: архив пресс-службы

Две недели назад, 22 ноября, было объявлено, что на телекоммуникационном рынке Казахстана появился новый игрок – оператор, работающий исключительно в технологии 5G, – FMobile. Такое неожиданное событие вызвало большой интерес в обществе. Чтобы вопросы не остались без ответа, их прокомментировал глава и идейный вдохновитель проекта, СЕО FMobile Рифат Хаматов. Далее – его прямая речь.

Как родилась идея? Часть лирическая

Как это чаще всего и бывает - обсуждая новости, кто-то говорит: «А вот если бы…» - и понеслось. Вообще, я много лет в IT, в разработке цифровых продуктов, и, честно говоря, почти любой разговор в нашей субкультурной группе приходит к одному: если бы существовали идеальные условия – то и горы несложно свернуть.

Уже несколько лет, как стало понятно – особенно для «разрабов», – что 5G представляет собой гораздо больше, чем просто мобильную связь. Это в некотором роде обещание будущего, в котором технологии улучшат нашу жизнь, а мы сможем создавать еще более захватывающие и интересные технологические решения. Те, кто находится по другую сторону технологии, лучше понимают возможности, которые открывают сети пятого поколения. Вспомните путь от 1G к 4G: казалось невероятным, что мобильная связь из простых голосовых вызовов превратится в мощную экосистему. Каждое поколение привносило уникальные функции и возможности, которые определяли то, как мы взаимодействуем с мобильными технологиями.

Как родилась идея? Часть практическая

И мы с командой начали думать – а как мы сами сможем приблизить это 5G-будущее? Сами сети пятого поколения (5G) сподвигают на создание новых бизнес-моделей, и мы решили сделать FMobile. И сделали. Быстро и хорошо.

Путь от этапа зарождения идеи до ее воплощения был поистине захватывающий. Сначала мы изучили огромное число кейсов, статей, прогнозов, переговорили со множеством экспертов и… не нашли ни одного оператора в мире, который работает только в технологии 5G. В тот момент жутко разочаровались – ведь очевидно, раз люди поопытнее нас в телекоме не сделали подобный кейс, значит, на это есть причины. Мы сдались не сразу и все-таки придумали возможный с точки зрения экономической эффективности вариант.

Мы быстро поняли, что единственная возможность воплотить этот план в жизнь так, чтобы и бизнес-кейс был успешен, и чтобы предложить «вкусные» пакеты и цены нашим клиентам, – это разработать виртуального 5G-оператора.

Всё просто: если строить сети с нуля - а это гигантские инвестиции - то, во-первых, нужно финансирование, возвращать которое ты не сможешь долго, пока идет строительство сети. Ведь чтобы кто-то захотел купить твою сим-карту, нужно покрыть технологией не 300 метров, а хотя бы большую часть крупных городов. Обслуживать же долг нужно – я работал в банковской сфере и прекрасно понимаю нюансы привлечения финансирования. Честно говоря, на моменте просчета (еще не уходя в детали получения лицензий) мы поняли, что такой рисковый проект никто финансировать не станет.

Во-вторых, если идти по пути глобальных инвестиций, цена для абонентов станет просто космической, а наша цель - развитие телеком-технологии для эволюции IT-решений, значит, все это должно быть максимально доступным. Таким образом, мы изначально понимали, что, исключив технологии предыдущих поколений – 3G и 4G, мы сделаем продукт очень нишевым и во многом ограниченным – как самой сетью и покрытием, так и устройствами абонентов – имеющимся парком смартфонов в стране. И, конечно, об инвестициях в CAPEX строительства такой сети, тем более о покупке собственной лицензии 5G думать не стоит вообще. Сложив все детали пазла, мы поняли, что самым целесообразным решением станет «кооперация» с действующим оператором на рынке, который развивает технологию 5G. И мы пошли искать партнера, на базе сети которого мы смогли бы запустить наш проект.

Это было непросто, это по любви

Партнера мы нашли. С этого момента FMobile стал стартапом, который развивается на базе инфраструктуры сети ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Из идеи он превратился в реальный проект.

Почему мы выбрали именно эту компанию? Тут несколько факторов: во-первых, она имеет огромный опыт в развертывании сетей и серьезный пул технических экспертов, во-вторых, сейчас «Мобайл Телеком-Сервис» наиболее успешно строит 5G в Казахстане. К тому же нам импонируют принципы работы компании: открытость, гибкость, стремление к инновационным и нестандартным решениям. Как мы договаривались, разрабатывали, искали технические и цифровые решения – отдельная история. Кстати, я планирую позже написать бизнес-бестселлер про это, назову книгу «Богатый оператор, бедный оператор».

Рифат Хаматов
Рифат Хаматов
Фото: архив пресс-службы

Когда спрашивают, какие у нас условия работы с ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», то я всегда отвечаю – рыночные. Мы создали не только уникальный бизнес-кейс, но и кейс здорового win-win партнерства. Выгодность участия строится на успешности модели. Честно говоря, я считаю, что нам очень повезло, что «Мобайл Телеком-Сервис» согласились сотрудничать с нами, ведь эта компания обладает огромным потенциалом, прекрасной сетью, экспертами, опытом. Но это всего лишь партнерство по сети передачи сигнала. А мы при этом являемся уникальным оператором с уникальным же подходом и набором услуг и возможностей.

Придумывать – не воплощать

А потом начался жесточайший этап – все что придумали, разработали, накреативили, нужно было быстро воплотить. Почему быстро? Да потому что каждый стартапер знает – идеи не рождаются в одной голове, они витают в воздухе. Идея создания оператора, который будет работать только на 5G, довольно популярна. К тому же мир знает множество примеров того, как разные люди одновременно осуществляли похожие проекты. Один из самых ярких - изобретение радио Маркони, Теслой и Поповым.

И мы побежали. Дни, ночи, будни и выходные слились в один большой период подготовки к старту.

«Боги маркетинга»

Мы не разбираемся в мире рекламы, мы умеем писать код и выстраивать сложный IT-ландшафт. Когда техническая часть обрисовалась и мы создали понятный план и бэклог задач, то перешли к самой сложной для нас сфере – маркетингу. Тут стоит оговориться: наш кейс рассчитан на минимизацию всех возможных затрат, и мы решили, что будем всё, что сможем, делать «инхаус». Потому в брендинге мы начали с самого понятного нам шага – выбора цвета. Стартапам приходится не только кропотливо планировать и работать, но еще и рассчитывать на удачу, потому с цветом было быстро решено: зеленый – это цвет надежды. Мы выбрали его как свой основной по нескольким причинам: с надеждой, что наш стартап взлетит и что будет расти так же быстро, как зеленые побеги бамбука. Что касается названия, то мы долго искали варианты, «брейнстормили». В итоге сошлись на том, что наш главный фундамент – технология 5G, то есть Five Generation, а первая буква F – отправная точка. Вспомнили из детства, что был такой оператор K-Mobile –  успешный кстати, а теперь у нас появился FMobile.

День «икс»

22 ноября мы стартанули. Это был и великий, и очень сложный день для нас. Можно точно констатировать: у нас получилось сделать то, что было задумано для первого стартового этапа, – 5G-оператор с привлекательными пакетными предложениями, который сразу же вызвал большой резонанс. Ведь мы даем миллионам казахстанцев возможность протестировать 5G-only-продукт и по-настоящему оценить эту идею. Здесь мы хотим поблагодарить каждого клиента, кто решил попробовать пойти с нами, поверил в нас. Это очень ценно.

Назад в будущее

Кстати, есть и те, кто почему-то встретил нас с сарказмом, описывал в негативном свете. Мы не в обиде – понимаем, что многие успешные компании начинались с неприятия их идей, продуктов со стороны общества и конкурентов. Но это нормально, все проходят пять стадий принятия. Множество блестящих компаний начинали как с побед, так и с поражений. Но мы верим в наш успех. У нас есть амбиции, и мы запланировали занять определенную долю рынка. Проект, благодаря нашему уникальному подходу и бизнес-модели, рассчитан на долгий жизненный цикл, и мы планируем активно развивать FMobile. Если вы поверите в нас и примете участие в этой увлекательной дороге в будущее – у нас все получится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана Смотреть на Youtube