Как облачные сервисы становятся основным трендом на ИТ-рынке Казахстана

23076

В 2023 году для компаний в Казахстане важна цифровизация, в том числе использование облачных сервисов. Они помогают повысить качество и скорость обработки данных, строить аналитику, бюджетно разворачивать инфраструктуру

По данным исследования IDC, рынок облачных услуг Казахстана увеличился с $89,2 млн в 2019 году до $202,5 млн в 2022 году и в среднем рос на 31,4% в год. В 2022-м облачные сервисы стали самой быстрорастущей категорией ИТ-расходов в стране: затраты на них составили 6,5% от общих ИТ-расходов. Разбираемся, что способствует росту облаков и какие потребности компаний закрывают облака.

Использовать качественные сервисы с минимальными затратами

Многим компаниям в Казахстане невыгодно самим вести разработку и поддерживать сервисы, поэтому набирает популярность гибридный формат — цифровое партнерство, в том числе с облачными провайдерами. Облако берет на себя большой спектр задач по настройке и поддержке инфраструктуры, а компании могут пробовать инновационные сервисы с минимальными инвестициями.

Этот тренд подтверждает исследование Yandex Cloud и O+K Research. Оно показало, что малый, средний и крупный бизнес в Казахстане использует облачные платформы как дополнение к собственной инфраструктуре. По сравнению с 2022 годом пользователи начали больше работать в облаке с аналитикой данных и BI (18% используют сейчас, 10% — год назад). Растет доля пользователей, планирующих использовать облачные платформы для хостинга бизнес-приложений, например CRM (22% против 16%), машинного обучения (25% против 17%) и оркестрации (19% против 14%), в том числе Kubernetes (9% против 5%).

BI Innovations, подразделение инвестиционно-строительного холдинга BI Group, выбрало гибридную инфраструктуру в облаке из-за роста холдинга: компании нужно было по кнопке масштабировать сервисы, поддерживая бесперебойную работу. Переезд в облако позволил увеличить скорость развертывания приложений: среднее время сократилось с 16 до 2 часов. Улучшилась и отказоустойчивость сервисов: за всё время не было ни одной аварии или инцидента со стороны управляемых сервисов Yandex Cloud.

Быстро запускать новые проекты и эксперименты

В облако можно перенести сайт и приложение, развернуть тестовую среду или всю среду разработки.

В частности, быстро разрабатывать и модифицировать проекты в облаке можно за счет микросервисной контейнерной архитектуры, когда каждый модуль ПО не зависит от других и, соответственно, изменения в нем не влияют на целый продукт. Такой способ разработки упрощает обновление кода, внедрение новых функций и расширение сервисов.

Этот подход применил казахстанский сервис для бухучета «Бухта», который перенес в облако тестовые среды. Это позволило компании сократить расходы на 40% и уменьшить время отклика серверов в три раза.

Облачные сервисы решают и проблему соответствия международным стандартам — самостоятельное получение сертификатов занимает гораздо больше времени. Так, с нуля в облаке запустилось казахстанское финтех-приложение для мусульман Tayyab. На базе Yandex Cloud сервис развернул инфраструктуру и построил облачную среду разработки. Для развертывания сервиса была необходима сертификация по стандарту безопасности данных платежных карт PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) — при работе в облаке сервис использует сертификаты провайдера и ему не нужно получать собственные.

Хранить и обрабатывать данные

Использование платформенных сервисов в облаке позволяет прозрачнее загружать и хранить данные, а также быстрее работать над проектами. С управляемыми сервисами можно передать большую часть низкоуровневой работы по обслуживанию и администрированию баз данных облачному провайдеру: не нужно покупать и настраивать железо, а также нанимать сотрудников, которые будут обслуживать сервис.

В облаке можно работать с любым объемом данных и арендовать больше или меньше мощностей в зависимости от текущих потребностей бизнеса и пиковых нагрузок.

Сети Fix Price в связи с ростом бизнеса потребовалось заменить решение по чековой аналитике, когда обновления витрин данных начали занимать от трех часов в сутки. Компания выбрала сервис управления базами данных Yandex Managed Service for ClickHouse и сейчас загружает в сервис порядка 10 ГБ данных в день. При этом время загрузки данных в витрины сократилось в 10 раз, а время построения аналитических отчетов не превышает двух секунд.

Разрабатывать голосовые помощники и строить речевую аналитику

Речевые технологии помогают бизнесу улучшать клиентский опыт, повышать продажи и качество работы контакт-центра. Голосовые роботы снижают нагрузку на контакт-центр до 30%.

Многие казахстанские компании разрабатывают и успешно внедряют речевую аналитику и голосовых роботов. Прежде всего это касается банков и телеком-провайдеров. Недавно Yandex Cloud представил сервис речевой аналитики Yandex SpeechSense, который позволяет проводить детальный анализ звонков и чатов операторов контакт-центров, в том числе оценивать их тон и вовлеченность в диалогах.

Один из клиентов Yandex Cloud, компания Skyeng, еще в 2020 году автоматизировала обработку обращений учеников и преподавателей с помощью сервиса распознавания и синтеза речи Yandex SpeechKit. Он помогает Skyeng распознавать речь при проверке операторов и во время урока, а также синтезировать живую речь пользователей при робозвонках в онлайне. За счет перехода на облачный контакт‑центр Skyeng сохранила уровень клиентского сервиса при двукратном росте числа клиентов в 2020–2021 годах. Сейчас Skyeng обрабатывает до 30 тысяч звонков в неделю.

Еще один пример применения речевой аналитики для улучшения клиентского обслуживания — кейс British American Tobacco. Раньше менеджеры вручную анализировали разговоры консультантов — всего 8-10% от общего числа обращений. Компания смогла анализировать 100% разговоров своих 240 консультантов при помощи аудиобейджей, которые создал разработчик VocaTech на базе речевых технологий Yandex SpeechKit. Они автоматически записывают, распознают и анализируют речь продавцов.

Внедрять Data Science и MLOps

Облачные сервисы позволяют быстрее и качественнее разрабатывать решения в области больших данных и машинного обучения. Такие решения нужны банкам для создания скоринговых моделей, онлайн-ретейлерам и медиаплатформам для совершенствования рекомендаций, разработчикам систем контроля доступа для распознавания лиц.

TargetAI — разработчик первой в Казахстане умной аналитической платформы для видеонаблюдения. Она позволяет контролировать видеонаблюдение в городах с помощью технологий компьютерного зрения, строить точные прогнозы на основе собранных данных и создавать умные системы безопасности. Стартап использует облачную инфраструктуру для тестирования ПО, так как ему важно иметь непрерывно работающие виртуальные машины и динамически масштабировать ресурсы. Большой объем видеоданных поступает с камер видеонаблюдения каждые пять секунд. За первые три месяца сотрудничества с Yandex Cloud TargetAI сократила затраты на облачные ресурсы на 47%. В будущем компания планирует собирать статистику и метрики для аналитики с помощью сервиса Yandex Managed Service for ClickHouse.

Таким образом, облако уже давно не просто про хранение данных. Это большая экосистема, которая может закрыть разные ИТ-задачи бизнеса. Эксперты IDC прогнозируют, что рынок облачных услуг в Казахстане продолжит расти со среднегодовым темпом 22,5% и к 2026 году достигнет $455,4 млн.

Сергей Сорокин
Сергей Сорокин

Как бизнесу начать экспериментировать с облаком: пять шагов

Сергей Сорокин, директор по продажам Yandex Cloud CIS, рассказывает, на что обращать внимание при выборе провайдера и миграции инфраструктуры:

  1. Определитесь, какую инфраструктуру и сценарии вы хотите перенести в облако: это могут быть все ваши сервисы или только часть. Легче всего начать миграцию со среды для разработки и тестирования. Аналитики и маркетологи могут попробовать облачные BI-инструменты. Как правило, облачный провайдер может подсказать, какие сервисы нужнее конкретной компании.
  2. Выберите провайдера: ознакомьтесь с тарифами, SLA, подходами к информационной безопасности, проверьте сертификаты — это может быть важно для соответствия локальному законодательству. Также стоит оценить, насколько сервисы соответствуют вашим требованиям. Успешно реализованные кейсы провайдера помогут сориентироваться по типовым архитектурам и сценариям в вашей отрасли.
  3. Подготовьтесь к миграции: согласуйте с провайдером референсную архитектуру решения, определите, понадобится ли реинжиниринг вашего решения для адаптации под облачные сервисы. Также важно понимать, как выстраивать работу собственных сервисов в период миграции.
  4. Распределите зоны ответственности: узнайте, что берет на себя провайдер с точки зрения информационной безопасности, администрирования и отказоустойчивости. Если часть работ вы делегировали партнеру — стоит понимать, за что он несет ответственность и в каких ситуациях подключается. 
  5. Настройте инфраструктуру в облаке, проведите пилотные и нагрузочные испытания. После положительных результатов вы сможете мигрировать ИТ-проекты целиком и начать эксплуатацию вашего сервиса в облаке.
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить