Дефицит логистических услуг в РК: помогут ли инвестиции в склады решить проблему?

16336

За последние два года спрос на качественные логистические услуги в Казахстане вырос кратно при почти не изменившемся предложении

Фото: © unsplash.com/TheStandingDesk

Какие именно логистические услуги нужны, почему возросла потребность в них и как будет меняться баланс спроса и предложения в среднесрочной перспективе (3 – 5 лет), разберемся на основе проведенного КСЛ исследования и инсайтов компаний-производителей, дистрибьюторов и ретейлеров.

Основными потребителями логистических 3PL-услуг в стране являются ретейлеры, компании-поставщики (дистрибьюторы, поставщики в маркетплейсы), e-commerce-игроки и производители FMCG, продуктов питания, напитков, фармацевтики и других категорий. Здесь стоит оговориться, что речь именно о комплексных логистических 3PL-услугах. Это в первую очередь хранение, грузообработка на складах, доставка на последней миле. Заказчиками других сегментов логистических услуг (магистральные перевозки жд-транспортом, мультимодальные перевозки) являются в основном промышленные предприятия.

Драйверами роста спроса на 3PL-услуги послужили следующие факторы: рост сетевого ретейла (на каждые 100–120 магазинов формата «у дома» нужно около 15000–20000 кв. м складов класса А), масштабирование маркетплейсов в стране (одними из самых крупных арендаторов складов становятся Ozon и Wildberries), выход на рынок Казахстана крупных международных и российских поставщиков в категориях Automotive, DIY, Household, фармацевтика, оборудование и пр., для которых важным является поддержание установленных стандартов качества логистической инфраструктуры и услуг.

Автор данной статьи - Василий Демин, доктор технических наук, исполнительный директор КСЛ
Автор данной статьи - Василий Демин, доктор технических наук, исполнительный директор КСЛ
Фото: архив пресс-службы

Кроме того, Казахстан активно борется за лидерство в качестве транспортного коридора между Китаем и ЕС, Китаем и РФ, что уже вызвало кратное увеличение потребности в складской и транспортной инфраструктуре для перевалки грузов с их обработкой ближе к границе, а также для трансграничной торговли. Все это увеличивает требования к качеству складов и услугам 3PL.

Еще одним драйвером становится повышение требований к логистической инфраструктуре у крупных локальных компаний - производителей и поставщиков, которые все меньше и меньше позволяют себе оперировать на складах, расположенных в бывших цехах заводов и других непрофильных помещениях, эффективность работы в которых крайне низкая.

Вместе с тем взлет цен на логистические услуги вызван в первую очередь околонулевым предложением. Цены на 3PL-услуги в среднем на 30-50% выше, чем в соседней России, а стоимость аренды складов класса А – пожалуй, самого востребованного сегмента услуг, на 70–90% превышает показатель в экономически развитых регионах РФ. Суммарный дефицит качественных складов в стране, по самой консервативной оценке КСЛ, составляет 1,9 млн кв. м в 2024 году. Эта оценка подготовлена на основе полномасштабного исследования, проведенного КСЛ в 3, 4 кварталах 2023 года и включает показатели количества домохозяйств в стране, ВВП на душу населения и его темпы роста, коэффициент обеспеченности складскими площадями, структуру экономики, экспорта и импорта страны, текущий объем складского рынка.

Так, в Германии приходится 4,4 кв. м качественных складов на каждого жителя страны, в России - 0,29, а в Казахстане 0,07. Однако для понимания дефицита и емкости рынка нельзя умножать норму обеспеченности складскими площадями в развитых странах на количество жителей в Казахстане, так как структура экономики иная. Кроме того, разнится покупательская способность, количество крупных игроков рынка (ретейл, e-commerce). Именно учет всех этих факторов, алгоритмов их взаимосвязей позволил объективно определить показатель текущего минимально гарантированного дефицита складов.

Потребность крупных заказчиков в логистических услугах намного шире, чем аренда складов. Строго говоря, сама аренда логистической услугой и не является. Для международных производителей, поставщиков и ретейлеров важны следующие услуги, которых в стране почти нет. Это пуллинг (совместная доставка от разных поставщиков одним и тем же получателям, в том числе торговым сетям), кросс-докинг, BBXD (сквозная скоростная перевалка через РЦ с возможностью подсортировки), фулфилмент (исполнение e-commerce заказов на складе логистического оператора).

В части транспорта – LTL с постоплатой и отслеживанием статуса исполнения заказов в режиме онлайн. В части перевозок на последней миле сейчас в стране рынок перевозчика, а не грузовладельца. Несмотря на то что количество грузового автотранспорта в стране на душу населения абсолютно сопоставимо с российскими показателями, кардинально отличается предложение: если в России большой объем предложений по перевозкам и логистическим услугам на последней миле от крупных транспортных компаний и, в условиях жесткой конкуренции, с постоплатой на уровне 15-30 дней, то в Казахстане 90% заказов перевозчиков выполняется по предоплате частными перевозчиками, владельцами одной-трех машин.

В целом можно отметить, что ключевой клиент хочет комплексную и сложную (из вышеперечисленных) услугу с постоплатой, но по цене не выше (или с незначительным повышением) от его текущих затрат.

Строящийся логистический центр класса «А» DSF Trading для 3PL-услуг, Алматы, март 2024 года
Строящийся логистический центр класса А DSF Trading для 3PL-услуг, Алматы, март 2024 года
Фото: архив автора

Такой посыл клиента игнорируют большинство инициаторов новых логистических проектов в стране. На сегодня заявлено около 30 амбициозных проектов по строительству логистических центров, контейнерных терминалов, фулфилмент-платформ общей площадью около 3,8 млн кв. м. По нашей оценке, до фактической реализации в 2024-2025 годах дойдут не более 20% от этого числа, а до выхода на целевые KPI - только третья часть из них. Почему так произойдет, можно увидеть, сопоставив несколько важных факторов.

Во-первых, большинство участников рынка, планирующих такие проекты, вдохновлены высокими ставками аренды и 3PL-услуг, но при этом видят главным своим преимуществом входа на этот рынок наличие собственного земельного участка и доступного источника инвестиций в строительство. И здесь кроется первая ошибка. Чего-чего, а земли в стране достаточно, и само по себе наличие в собственности участка даже в неплохой локации не является конкурентным преимуществом. Во-вторых, погоня за высокой ставкой аренды и 3PL играет с уже вышедшими на рынок игроками злую шутку: максимально высокие ставки готовы платить в основном крупные международные компании в нескольких сегментах (фармацевтика, оборудование, DIY и пр.), но им нужен комплексный состав услуг и с высоким уровнем SLA (соглашение об уровне сервиса), который не могут предоставить эти игроки.

И здесь возникает третий и, пожалуй, самый важный фактор – компетенции. Большинство игроков, инициирующих новые проекты, это компании-инвесторы без опыта операционной деятельности в логистике. Их основной актив – земельные участки и доступ к относительно дешевым заемным или собственным средствам. Чего не хватает этим игрокам? Во-первых, целевого видения портрета своего клиента. Многие тянутся за высокомаржинальными клиентами, но для работы с ними нужен опыт или тиражируемая надежная операционная модель и совсем другие технологии, чем складская коробка, оснащенная самыми простыми палетными стеллажами.

Мы рекомендуем для новых игроков, не имеющих накопленных компетенций, сбалансировать портфель услуг и ключевых клиентов в первый-второй год работы следующим образом: 30-40% cash-flow от аренды, около 40% - 3PL с простой структурой формата палетной обработки, 15-20% услуг - с обработкой коробами. Начиная со второго года подходить к снижению доли аренды как менее маржинального бизнеса, наращивая долю 3PL и более сложных, но при этом и более маржинальных услуг: мелкоштучная обработка заказов, фулфилмент, упаковка, маркировка, предпродажная подготовка. Отдельно еще на этапе концепта проекта нужно сбалансировать портфель по температурным режимам хранения. Перевести «сухой» склад в морозильник в процессе эксплуатации практически невозможно, так как на этапе проектных решений закладывается тепловой контур, исключающий промерзание фундамента и грунтов. При этом склады с температурными режимами -18С, - 25С, +2 и +4С являются высоковостребованными в стране.

Такой подход позволит одновременно сократить риски, постепенно развить компетенции и уровень инфраструктуры, в первую очередь на уровне IT-решений, необходимых для управления логистическим центром и 3PL-бизнесом: WMS (система управления складом) и YMS (система управления складским двором), а также обкатать цикл посадки клиентов на склад и интеграции с ними (в том числе IT-систем), отработать SLA до уровня минимальных сбоев и штрафов.

Если применить такой подход, то к третьем году эксплуатации уровень маржинальности повышается в 2,5-2,7 раза по сравнению с вариантом сдачи аналогичного склада в аренду или оказания услуг в формате «монопалета пришла – монопалета ушла». Вместе с тем попытки зайти сразу с первого года в такой формат без накопленных компетенций или качественно проработанной операционной модели, как правило, успеха не имеют.

Большинство инвесторов не учитывают этих факторов и оценивают только два параметра: инвестиции в строительство логистического центра и доход от услуг. И в той, и в другой части они часто допускают судьбоносные ошибки. При оценке инвестиций компании ориентируются на верхнеуровневые данные от своего ближнего круга знакомых по стоимости строительства квадратного метра самого здания, не учитывая стоимость внешней инфраструктуры (коммуникации, подъездные пути и внутренние дороги, площадки для стоянки транспорта, ограждение, внутренние технологии склада). Последнее же увеличивает бюджет на 50-90% по сравнению со стоимостью «коробки». К сожалению, часть инвесторов осознает это уже после начала стройки, когда что-либо оптимизировать сложнее, как и привлечь дополнительные средства. В части дохода инвесторы в Казахстане также склонны к оптимизму и используют для расчетов верхнеуровневые оценки по одному-двум сегментам рынка вместо сбалансированной детальной оценки с поэтапным расширением портфеля услуг.

Резюмирующий прогноз на ближайшие три-пять лет в части развития логистических услуг и цен на них показывает следующее. Темпы роста стоимости аренды складов и тарифов на логистические услуги будут замедляться в связи с постепенным закрытием потребности у ключевых потребителей. Закрывать ее будут как уже более-менее опытные игроки, расширяющие свои мощности, так и новые компании, идущие ускоренными темпами с командами, обладающими хорошей экспертизой в логистике и качественным концептом логцентра и оказываемых услуг. Вместе с тем снижения цен на логуслуги и аренду, как ожидают часть клиентских компаний, прогнозировать не приходится – в стране сохраняется высокая ключевая ставка и жесткие условия кредитования, которые сказываются на итоговой цене активов.

Еще одним фактором, кардинально влияющим на стоимость складов, является отсутствие девелоперов, специализирующихся на масштабном строительстве логистических объектов, а также их поставщиков и подрядчиков с оптимизированной стоимостью основных конструктивных элементов. Сравнительный пример - лидер по низкой себестоимости строительства складов класса А в России добился в 2023 году показателя $320/кв. м за строительство «коробки» здания с внутренними инженерными системами. Минимальный показатель в Казахстане, который мы зафиксировали в прошлом году, — это $590/кв. м при достаточно низком качестве основных элементов (полы, деформационные швы, инженерные системы).

Суммарно, из заявленных проектов на 2024 год мы ожидаем, что до стадии сдачи в эксплуатацию выйдет около 300-350 тыс. кв. м. Это данные только по проектам, предназначенным для аренды или оказания 3PL-услуг и не учитывающие объемы строительства под собственные нужды компаниями-производителями и дистрибьюторами. При этом от 30 до 50% из них окажутся невостребованными или будут сданы с существенным дисконтом от целевого уровня. Причины – несоответствие локации, неподходящие объемно-планировочные решения (начиная от отметки от уровня земли, заканчивая сеткой колонн, не позволяющей эффективно разместить оборудование), несоответствие требованиям клиентов по 3PL-услугам.

Еще более консервативный прогноз - по проектам, которые представляют собой земельные активы с ожиданием клиентов под BTS (build-to-suit – сделка по строительству склада под конкретного клиента). Шансы на развитие таких проектов околонулевые, так как борьба за немногочисленных клиентов будет разворачиваться между игроками, которые уже или имеют качественные объекты в завершающей стадии строительства, или хотя бы имеют детальный мастер-план и концепт развития площадки и дают подробное обоснование и гарантию клиенту, что на будущем объекте он не столкнется с проблемой многочасовых простоев транспорта из-за «узких мест» в планировке участка и будут учтены его базовые инфраструктурные пожелания.

Мастер-план застройки логистического центра с учетом моделирования движения различных типов автотранспорта
Мастер-план застройки логистического центра с учетом моделирования движения различных типов автотранспорта
Иллюстрация: архив автора

В концепции создания логистического центра важно в первую очередь досконально проработать конкурентные преимущества будущего 3PL-оператора, основываясь на «портретах» клиентских компаний, их требованиях к видам и гарантированным объемам услуг. Далее - на основании этих данных выстроить план поэтапного развития участка и направлений бизнеса вместо одномоментного инвестирования. Подготовить решения по внутренним технологиям логистического центра и его топологии (размерности и расположению технологических зон), чтобы выгодно отличаться от устаревших решений, которыми переполнен рынок Казахстана (склады класса С и D).

Игрокам этого рынка стоит готовиться к усилению конкуренции и повышению требований клиентов к сложности и качеству услуг, начиная от обязательной маркировки продукции, которая будет активно масштабироваться в Казахстане, и заканчивая ужесточением требований по лид-тайму (скорости исполнения заказов) с одного-двух дней до нескольких часов, что требует заблаговременной подготовки в части технологий и топологии складов.

Василий Демин, доктор технических наук, исполнительный директор ТОО КСЛ 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить