Как создать парфюмерный бренд в Узбекистане и выйти на мировой уровень

38656

Насколько сложно женщине строить бизнес в стране, где долгое время царили патриархальные устои

Гульчехра-бегим Махмудова - основатель фирмы Begim, писатель, сценарист и продюсер
Гульчехра-бегим Махмудова – основатель фирмы Begim, писатель, сценарист и продюсер
Фото: © Равшания Азулэ

Как сделать так, чтобы твой парфюмерный бренд обошел мировых лидеров отрасли и стал узнаваем во всех уголках мира? Насколько сложно женщине строить бизнес в стране, где долгое время царили патриархальные устои? И как любовь к культуре и истории родной страны может помочь в его создании? Об этом рассказала одна из первых бизнес­вумен Узбекистана, основатель фирмы Begim, писатель, сценарист и продюсер Гульчехра-бегим Махмудова.

Гульчехра, в родной стране вы не нуждаетесь в представлении. И это понятно. Ведь современный Узбекистан сложно представить без вашего в нем присутствия. И все же, как бы вы представили себя на территории нашей страны?

– Я искусствовед, кандидат наук, автор книг, человек, который ценит корни и родную землю. А еще я – женщина, супруга со стажем в 46 лет, счастливая мать и бабушка (улыбается). Мой папа иранец, дедушка пришел в Бухару из Тегерана, а из-за закрытия границ ему пришлось остаться. Впоследствии его экспроприировали, расстреляли, бабушка погибла вместе с ним. Моему папе тогда было два года. Позже он стал крупным деятелем Советского Союза. А моя мама родом из Ферганской долины, и она всегда была для него вдохновением. Вообще, история нашей семьи символизирует любовь к ближнему.

Если говорить о бизнесе, то я основатель сети Parfum Gallery и бренда Begim. История моего бизнеса обширная, ведь начинается она в 1985 году с кооператива «Традиция», и начинали мы с проведения коммерческих Дней культуры УзССР за рубежом. В далеком 1990 году мы провели своеобразный ребрендинг кооператива и стали дистрибьютором мировых брендов парфюмерии и косметики в независимой Республике Узбекистан. Отсюда начался отдельный виток истории, ведь я, по сути, стала первой женщиной-бизнесвумен в Узбекистане и первым и единственным на тот момент официальным дистрибьютором всемирно известных люксовых брендов на рынке страны.

Что сейчас представляет собой бренд Begim? И главное – что кроется в его названии?

– Признаться честно, идея создать собственные ароматы будоражила меня давно. Работая с крупными брендами как дистрибьютор, я грезила о том, чтобы создать восточный Chanel, Yves Saint Laurent… Шесть лет назад совместно с инвесторами из Франции и парфюмерами из швейцарской компании Firmenich была создана единственная в своем роде story-parfum, коллекция ароматов BEGIM Perfumes – Treasures Collection. Описать ее сложно, ведь с ароматами нужно знакомиться лично, но если всё же попытаться обобщить, то она представляет собой ароматы, вдохновленные историей и культурой мировой цивилизации из редких натуральных эфирных масел. А помогли мне мои знания и профессия искусствоведа-историка.

В разработке пирамиды ароматов участвуют лучшие парфюмеры Франции, Латинской Америки, Германии и Ирана. Причем работа строится таким образом, что я описываю аромат с помощью книг, историй, изделий. Так я показываю им свое видение, которое они превращают в стойкий аромат.

Название бренда Begim отражает суть женской энергии, силы, необъятной любви и дословно означает «Моя госпожа». Звание Begim идет из персидской философии, оно возлагает на женщину огромную ответственность. Перфекционизм с идеалистическими наклонностями, стремление видеть эталон во всем, что тебя окружает. И еще повышенная требовательность к себе и окружающим, порой не имеющая реальных оснований. Сами же ароматы вдохновлены Древним Востоком, знаниями о Великом шелковом пути, древней Бухарой и романтикой Самарканда… Это роскошный подарок, который вряд ли затеряется в вашей коллекции даже самого известного и дорогого парфюма. Я бы сказала, что аналогов им нет, поэтому среди постоянных покупателей нашего бренда столько известных личностей.

Слышала необычную историю о вашем знакомстве с Борисом Джонсоном, которая произошла еще до его назначения премьер-министром. И там тоже участвовал аромат…

– Да, это и правда целая история. Так получилось, что совершенно случайно я оказалась на конференции Консервативной партии в Лондоне и пронесла с собой несколько ароматов, хотя жидкости нельзя было проносить вовсе. На меня даже не обратили внимания, потому как все взоры, наверное, были прикованы к моему традиционному чапан-халату (смеется). Так вот, я пронесла на мероприятие два аромата. Один я подарила Терезе Мэй, а второй преподнесла Борису Джонсону со словами: «Носите этот аромат на себе две недели до выборов и обязательно победите». Что сказать? KohiNur Diamond сработал, и Джонсон потом даже отыскал меня, чтобы сообщить, что аромат придал ему сил перед победой.

Каков ценовой диапазон? Сколько парфюмов в вашей линейке ароматов и в каких странах они представлены?

– Цена варьируется от 150 до 200 евро. Сейчас у нас 14 ароматов: пять женских, пять мужских и четыре унисекс. Плюс мы запустили очень удобные сеты для путешествий, которые пользуются успехом. Ароматы можно найти в Великобритании, Франции, ОАЭ, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии, Азербайджане, Индии и Малайзии. Сейчас идут переговоры с Италией, Испанией. Казахстан тоже находится в ближайших планах. Поверьте, для пяти с половиной лет это весьма серьезный диапазон.

Правда ли, что вы недавно получили награду в Каннах с одним из своих ароматов?

– Верно, мы вошли в пятерку лучших ароматов года на выставке Beauty World Middle East. Это огромная международная выставка всего арабского мира, где собираются как производители, так и дистрибьюторы. Заветное место нам обеспечил унисекс-парфюм Magic Valley на основе медицинского экоканнабиса. В целом то, что нас отметили на выставке, дало нам большой рывок. Люди заинтересовались, и многие сразу же внесли нас в свое портфолио брендов.

Помимо производства собственных ароматов, успешно продолжает работать сеть парфюмерных магазинов. Сколько розничных точек на данный момент в вашей сети и где они находятся?

– Все девять магазинов работают в Ташкенте. Конечно, в основном в столице локализуются основные производства и индустрия, но сейчас мы рассматриваем Самарканд и Бухару. Узбекистан в целом развивается во всех направлениях, поэтому мы также планируем расширяться. В целом в сети трудятся 145 человек.

Если говорить начистоту, то с какими проблемами сталкиваются женщины в бизнесе, проживающие в Узбекистане? Чувствуется ли своеобразное притеснение со стороны мужчин, проявление конкуренции?

– Скажу честно, этот момент есть. Я это чувствую, и мой супруг, очень уважаемый в стране человек, это чувствует. Раньше ему говорили, что это плохой пример для наших жен. Но потом жены этих самых мужей последовали моим путем, стали открывать школы, рестораны, магазины. Да, слишком большая активность раздражает. Кто-то говорит: она всё никак не успокоится. Но для меня важна моя миссия. Мне необходимо сделать то, что я чувствую, передать потомкам своеобразный посыл от Вселенной о важности культурного кода, ценности нашей священной земли. Я всегда говорю, что корни предков нам дают огромные силы и возможности, и отвергать этот дар никак нельзя. Поэтому я, наверное, и взялась за написание сборника сказок «Путешествия духа времен» и романа-трилогии «Флакон Хрустального Кальяна».

Название бренда Begim отражает суть женской энергии, силы, необъятной любви и дословно означает «Моя госпожа». Звание Begim идет из персидской философии, оно возлагает на женщину огромную ответственность

Кстати, это ведь еще одна ипостась, в которой вам удалось добиться признания. Вы пишете сценарии и книги, верно?

– Всё правильно. Я реализую медиапроекты по собственным книгам. Один из них – серия 3D-мультфильмов для первого в мире восточного тематического парка – SILKROADLAND. Я автор проекта, а консультантами выступает французская компания Voltere by Egis – управленцы международных парков, таких как Disneyland, Warners Brothers и др. Первую серию мы показали в прошлом году на ташкентском кинофестивале «Жемчужины Востока». Проект занял первое место.

И всё-таки не могу не задать вопрос человеку, который успевает в жизни столько всего. Какие три совета, основанные на личном опыте, вы могли бы дать начинающим предпринимателям?

– Первое: надо любить свое дело, чтобы искренне рисковать и смело идти вперед, несмотря на трудности. Второе: надо быть профессионалом той ниши, где вы ведете коммерческую деятельность. Например, я человек искусства и смогла сочетать ценности истории и культуры с бизнесом в разных направлениях. Третье: надо вести бизнес юридически правильно, официально и максимально прозрачно. Каждый шаг должен быть зафиксирован на бумаге с печатью и подписью. И последнее: только любимое дело принесет видимый результат и поможет быть счастливой, толерантной и мудрой! Мой лозунг по жизни: ЛЮБОВЬ – ДОБРОТА – КУЛЬТУРА – КРАСОТА. Это те вещи, без которых невозможно добиться успеха!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить