В Алматы решили серьёзно взяться за развитие туризма. Снова

27269

Новое Бюро по туризму имеет амбициозные планы по развитию отрасли

ФОТО: архив пресс-службы Бюро по туризму Алматы

21 сентября в горах Алматы прошла презентация нового Бюро по туризму Алматы (Almaty Tourism Bureau). И хотя эта организация для города новая, она не появилась из ниоткуда и не создавалась с нуля. Как объяснили руководители бюро, его создание стало новым этапом развития или трансформацией, работающего с 2017 года Туристского информационного центра Алматы (ТИЦ).

Основными задачами центра было информирование туристов о том, что интересного посмотреть в Алматы и его окрестностях, как туда добраться, где поесть, переночевать и развлечься. В обязанности сотрудников ТИЦ также входили разработка маршрутов, создание карты туристических объектов и путеводителей, содействие в проведении экскурсий и т. д. Работа, безусловно, важная и нужная, но для продвижения города и привлечения туристов этого оказалось недостаточно.

 Камила Лукпанова
Камила Лукпанова
ФОТО: архив пресс-службы Бюро по туризму Алматы

Поэтому спустя пять лет работы назрела необходимость создания Бюро по туризму, которое является своеобразным маркетинговым и PR-агентством города. Опережая возможные вопросы, сразу ответим: точки ТИЦ из города никуда не денутся, они будут продолжать свою информационную деятельность, но уже не как «отдельное государство», а как одна из структур бюро. Но чем же будет заниматься новый департамент?

 От информирования мы переходим к активному продвижению Алматы как туристской дестинации. Almaty Tourism Bureau становится «офисом» города, работающим над повышением интереса к Алматы во всем мире. Мы определили пять основных направлений, которые будем продвигать на мировой арене – это горы и природа, гастрономия, городская культура или так называемый алматинский вайб, мультикультурность, так как в нашем городе переплетено множество национальностей и религий, и пятое – это восточный флёр и все, что имеет отношение к Великому шелковому пути. Также есть планы по продвижению делового туризма, чтобы превратить Алматы в достойный деловой центр, – поделилась планами директор Бюро по туризму Камила Лукпанова.

Когда будет нормально?

Сейчас перед бюро стоят большие задачи по «раскрутке» города. Как их будут реализовывать? В первую очередь с помощью рекламы и более креативной «упаковки» тех турпродуктов, которые уже есть.

– Я стояла у истоков создания Visit Almaty, и тогда далеко не все понимали, для чего нужен маркетинг города, мне говорили: почему мы должны бросать деньги на воздух? Но спустя пять лет руководство страны наконец осознало, что нужно ориентироваться не на сырьевую экономику, а на креативную индустрию, на экспорт «мозговых услуг», IT и, конечно же, туризм. У нас всё это есть, но нужно всё это «упаковать». Поэтому возникла необходимость превращения обычной инфоточки в большой офис и создания отдельного офиса, который будет заниматься продвижением маркетинга города в целом. Сейчас будет аналитика, маркетинг, разработка турпродуктов, работа с партнерами и продвижение бренда Visit Almaty, – рассказала Камила.

Но в бюро понимают, что просто на информационном продвижении далеко не уедешь и прекрасно видят «темные стороны» города в виде проблем с инфраструктурой, качеством сервиса (на всех уровнях – от очередей   в аэропорту до такси и обслуживающего персонала), мусором и уже набившими оскомину туалетами. И на презентации своей организации руководители бюро поспешили рассказать, как уже решаются эти проблемы, не дожидаясь вопросов от журналистов.

– Предвосхищая вопрос о том, когда аэропорт Алматы наконец станет «нормальным», скажу сразу – он станет таким  к концу первого полугодия 2024 года, – поспешила заверить участников презентации Камила Лукпанова. – У нас есть совместный [с аэропортом] план работ, начиная от того, как приветствовать гостей, и заканчивая доступом к бесплатному Wi-Fi. Нам уже удалось доказать работникам Пограничной службы, что они первые люди, которых видят туристы по прилете в Алматы. Теперь они стали работать над сервисом, гостеприимством, а сотрудники паспортного контроля не сидят угрюмыми, а с улыбкой встречают гостей и приветствуют их на девяти языках. Сейчас мы будем обучать сотрудников аэропорта обслуживанию пассажиров с детьми, в том числе и с особенными, а также внедрять принцип family first, когда гостей с маленькими детьми будут обслуживать в первую очередь.

Напомним читателям, что сейчас на территории аэропорта Алматы ведется строительство нового международного терминала площадью 55 тыс. кв. метров, что в 2,5 раза больше действующего здания аэропорта. Его запуск планируется на август 2024 года.

Трудности перевода

Также ведется работа по установке в городе бесплатных туалетов, разрабатываются рекомендации нацпаркам для борьбы с мусором, большое внимание уделяют и работе по повышению уровня сервиса. Не только в аэропорту. Так, один из проектов, который в бюро планируют запустить в скором времени, – бесплатная программа по обучению английскому языку и основам гостеприимства для работников сервисных служб, так или иначе взаимодействующих с туристами: таксистов, официантов, администраторов и т. д.

Обучать английскому тех, кто напрямую контактирует с туристами, важно, но при этом немаловажным остается качество (и даже наличие!) перевода «молчаливых помощников»: указателей на улицах, меню в ресторанах, информационных досок, вывесок и прочей навигации. Как говорил алматинский гид, американец Дэнис Кин в одном из интервью для Forbes.kz, иностранцев больше смущают не плохие дороги или хромающий сервис, а отсутствие элементарных указателей по дороге и на территории национальных парков и других достопримечательностей. Или того хуже – информационные брошюры или вывески, переведенные с ошибками. И в Бюро по развитию туризма эту проблему тоже не отрицают, сказала в беседе с журналистом Forbes.kz Камила Лукпанова.

– Действительно, мы опросили свыше 600 иностранных туристов, и многие из них отмечали отсутствие английского языка в навигации, в меню и т. д. Сейчас мы уже на финальной стадии разработки и запуска дизайн-кода города. В скором времени приведем в порядок все вывески, и всё это будет в том числе и на английском языке, без ошибок, – заверила Камила. 

ФОТО: архив пресс-службы Бюро по туризму Алматы

Помимо этого, совместно с Kazakh Tourism началась реализация программы «Знак качества», направленной на повышение уровня туристских услуг в трех основных направлениях: туроператорская деятельность, места размещения и пункты питания. Тем заведениям, которые соответствуют всем требованиям и стандартам программы, и присуждается «Знак качества». Следующим этапом планируется внедрение регионального стандарта Recommended by Visit Almaty.

Алло, мы ищем таланты

Развивать туризм силами только одной организации практически невозможно. Здесь, как говорят представители отрасли, нужна консолидация усилий государства, бизнеса, деятелей культуры, рестораторов и просто неравнодушных граждан. Поэтому бюро было создано еще и для того, чтобы объединить всех причастных к развитию туризма, сформировать единый бренд города и совместными усилиями создавать и презентовать интересные турпродукты. Как говорит Камила Лукпанова, в бюро готовы на безвозмездной основе продвигать все интересные идеи, которые так или иначе будут способствовать развитию туризма в городе.

– Многие горожане делают классные проекты, например Анна Шелепова с ее иммерсивными спектаклями по городу и в горах. Или Дэнис Кин, который проводит экскурсионные туры по старым районам города, ведет проект по мозаикам и создает карты курганов. И мы планируем помогать всем, кто готов делать интересные проекты. Это может быть открытие гостиницы, хостела или глэмпинга, потому что это крайне нужно, у нас большая нехватка койко-мест. Или взять какие-то проекты, связанные с кухней: может, туры по ресторанам, пабам, барам – это тоже нам интересно; проекты, направленные на развитие городской культуры, – фестивали, ярмарки. То есть все проекты, которые помогут продвинуть Алматы по пяти главным направлениям, заложенным в маркетинговой стратегии, мы с удовольствием готовы поддержать, – заверила Камила.

Участники иммерсивного театра «Твоя вершина»
Участники иммерсивного театра «Твоя вершина»
ФОТО: архив пресс-службы Бюро по туризму Алматы

Сколько стоит туризм построить?

«Для реализации всех этих амбициозных планов нужно серьезное финансирование, ведь на голом энтузиазме много не сделаешь», – рассуждаю я после того, как послушала о планах бюро. В прошлые годы на продвижение туризма в Алматы выделялись и «осваивались» большие деньги. «Да, финансов нужно много, – подтверждает Камила и добавляет: – Гораздо больше, чем выделяется сейчас».

Как говорят в бюро, в 2023 году управление туризма города Алматы и новоиспеченная организация получили чуть больше миллиарда тенге на маркетинговое продвижение, или около $3 млн. На год. «Это в 2,5 раза больше прошлогоднего бюджета, но в любом случае этого мало», – настаивают в бюро.

«Это в 10-11 раз меньше, чем у ближайших городов-конкурентов. Например, на маркетинговое продвижение Ташкента ежегодно выделяется $30 млн, Баку – $46 млн, Тбилиси – $60 млн. При этом в Австралии, ОАЭ, Израиле и других  странах на продвижение туризма выделяется от 0,2 до 4,34% всего дохода от въездного туризма», – приводят наглядные цифры в бюро.

При этом, как говорит Камила, у Алматы очень высокие показатели по доходам, которые город получает от туризма. По подсчетам аналитиков, в среднем один турист при посещении Алматы тратит около $300 в день, а за первое полугодие 2023 года город посетили более 972 тыс. гостей. Аналитики бюро также подсчитали, что один потраченный на маркетинг доллар приносит в бюджет $265. И, как говорит Камила Лукпанова, чем больше денег закладывается в маркетинг, тем выше будет совокупный доход у отрасли.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить