Почему беднейшие страны находятся в отчаянном положении, а остальной мир закрывает на это глаза

19473

Ему легко это делать, потому что страны с низкими доходами мало что значат для судеб мира в краткосрочной перспективе

ФОТО: pexels.com

В конце июня совокупный ВВП 28 стран этой группы едва достигал $500 млрд, а это капля в океане мировой экономики, чьи размеры составляют $100 трлн. Кроме того, беднейшие страны мира ни для кого не являются идеальными экспортными рынками: среднегодовые подушевые доходы здесь едва достигают $1000, а конфликты и нестабильность стали нормой примерно для половины из этих стран.

Тем не менее в этих странах проживают 700 млн человек, и примерно половина из них живёт в крайней нищете. Нищие уже давно привыкли к тому, что власти их игнорируют, потому что обычно у них другие приоритеты. Например, правительства тратят на войну и оборону примерно на 50% больше, чем на здравоохранение. Почти половина бюджетов этих стран направляется на выплату зарплат в госсекторе, а также процентов по долгам, при этом лишь 3% всех государственных расходов в странах с низкими доходами (СНД) выделяется на поддержку наименее обеспеченных граждан. Это одна десятая часть от среднего уровня в развивающихся странах в целом.

И поэтому не стоит удивляться, что в этих странах сейчас разворачивается трагедия. Ключевые показатели человеческого развития в странах СНД сейчас намного хуже, чем в 2000 году, особенно учитывая, что с тех пор многие стран сумели выйти из этой группы, поднявшись до уровня стран со средними доходами. В группе беднейших стран уровень материнской смертности сегодня выше на 25%, а доля населения, имеющего доступ к электроэнергии, снизилась с 52% до чуть более 40%. Средняя продолжительность жизни сегодня равна 62 годам – один из самых низких показателей в мире.

Ситуация усугубляется тем, что шансы на получение этими странами помощи из-за рубежа снизились. Зажиточные страны выбрали совершенно неподходящий момент для того, чтобы уменьшить свою щедрость. Даже до пандемии потоки иностранной помощи в беднейшие страны, особенно в страны Африки южнее Сахары, замедлялись. А сегодня богатые страны активно перенаправляют свои бюджеты помощи зарубежным странам на меры реагирования на всплеск потока беженцев, прибывающих к их берегам. Эти тенденции не оставляют широких путей для восстановления экономики: к концу 2024 года средний уровень доходов населения в беднейших странах будет по-прежнему почти на 13% ниже уровня, ожидавшегося до пандемии.

В период с 2011 по 2015 годы на долю грантов приходилась треть государственных доходов в беднейших странах мира; но с тех пор эта доля снизилась до одной пятой. Правительства бедных стран компенсируют эту разницу, всё глубже погружаясь в долги, причём под неподъёмные проценты. Соотношение госдолга к ВВП в этих странах подскочило с 36% ВВП в 2011 году до 67% в прошлом году – это самый высокий уровень с 2005 года (за исключением 2020 года). Четырнадцать стран с низкими доходами сегодня испытывают проблемы с обслуживанием долга или у них высок риск возникновения таких проблем. Эта цифра в два с лишним раза больше, чем всего лишь восемь лет назад.

Глобальные лидеры, съезжающиеся в Нью-Йорк на Саммит ООН по устойчивому развитию, не могут позволить себе закрывать глаза на подобное развитие событий. Они обязаны не забывать о фундаментальном обещании программы «Цели устойчивого развития»: «охватить тех, кто дальше всех отстал от лидеров». Хотя богатые страны по-прежнему щедры к прибывающим беженцам, им нужно удвоить усилия, чтобы покончить с нищетой в самом её источнике.

Это означает, что нужно расширять ресурсы, доступные многосторонним банкам развития, чтобы они могли увеличивать гранты и льготное финансирование для беднейших стран. Увеличение финансирования – это не просто моральный императив: предотвратить катастрофу в беднейших странах. Это в личных интересах всех стран, у которых есть средства для оказания помощи. Страны южной Европы с трудом справляются с миграционными потоками, и они должны понимать, что им выгодно поддерживать экономическое развитие в беднейших странах, таких как Нигер, например.

Богатые страны и все международные финансовые учреждения должны начать решительное движение на трёх фронтах. Во-первых, они обязаны увеличить льготное финансирование беднейших стран, при этом помощь должна направляться на решение чрезвычайных проблем, таких как изменение климата, слабость экономики, пандемии.

Кроме того, увеличение финансовой помощи поможет этим странам инвестировать в критически важные отрасли, в том числе в здравоохранение, образование и инфраструктуру, что усилит их устойчивость и потенциал экономического роста. Эффективность помощи (а это предмет наибольшей озабоченности для финансовых доноров) можно повысить, улучшив координацию финансовых доноров и создавая компетентные институты на местах для отбора, управления и мониторинга проектов. Международные финансовые институты, со своей стороны, способны помочь в привлечении частного капитала в те отрасли, которые не только содействуют развитию, но и обещают прибыль.

Во-вторых, нужно ускорить процесс реструктуризации долгов. Хотя «Большая двадцатка» объявила о программе «Общие принципы урегулирования долгов после DSSI» почти три года назад, она не принесла большого облегчения. Соглашение Замбии с кредиторами о реструктуризации долга (если оно будет реализовано) станет позитивным событием, но оно было заключено три месяца назад, а страна до сих пор ждёт облегчения долгового бремени.

Крайне медленные темпы реализации этой программы (и все неопределённости, которыми сопровождается такая медлительность) отпугивают слишком многие страны от попыток облегчить долговое бремя, в чём они столь неотложно нуждаются. Пришло время повысить темпы. У многих стран с низкими доходами восстановление долгосрочной долговой устойчивости будет зависеть от реструктуризации долга. Без такой реструктуризации они останутся парализованными и не смогут привлекать частное финансирование, необходимое им для решения колоссальных задач развития в нынешнем десятилетии: от создания рабочих мест и повышения благосостояния до превращения нашей планеты в место, более пригодное для жизни.

Наконец, мы должны активизировать работу над программой реформ, добиваясь, чтобы глобальные инициативы помощи беднейшим странам дополнялись амбициозными внутренними мерами. Международные финансовые институты способны сыграть ключевую роль, помогая странам СНД мобилизовать внутренние доходы и повысить эффективность расходов и управления долгом. Кроме того, они могут поддержать работу властей по улучшению институциональной системы, наращиванию человеческого капитала, снижению барьеров на пути частных инвестиций, использованию потенциала цифровых технологий. Всё это повысит перспективы долгосрочного роста экономики в этих странах.

Время на исходе. Растущее ощущение безнадёжности у граждан беднейших стран будет усиливать порочный круг, который уже запущен. Отчаянно желая сбежать от нищеты дома, многие люди будут рисковать всем в попытках найти убежище за рубежом. Страдания миллионов людей в далёких странах не так уж далеки, как может показаться. Они заразительны, и уже начали проникать через государственные границы, причём с непредсказуемыми глобальными последствиями.

Индермит Гилл, главный экономист и старший вице-президент по вопросам экономики развития во Всемирном банке

Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов во Всемирном банке

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить