Как запрет на вывоз макулатуры из Казахстана влияет на экономику страны?

15804

Ежегодно до 800 тыс. тонн отходов макулатуры поступает на полигоны вместо того, чтобы быть подвергнутыми вторичной переработке

ФОТО: © Depositphotos/VerSta

С чего всё начиналось

16 августа 2012 года коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

С тех пор действует запрет на вывоз лесоматериалов, регенерируемой бумаги или картона (макулатуры и отходов) из Казахстана за пределы Таможенного союза. Это означает, что макулатура может быть экспортирована с территории Казахстана, например, в Россию, а на вывоз макулатуры напрямую в Евросоюз или Узбекистан наложен запрет.

В 2019 году Министерство индустрии отдельным приказом ввело двухлетний запрет на вывоз макулатуры в страны, входящие в ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия).

Откуда цифры

Действующий сегодня запрет на вывоз макулатуры за пределы ЕАЭС негативно отражается на развитии сферы сбора, переработки и утилизации регенерируемой бумаги, картона (макулатуры и отходов), а также оказывает пагубное влияние на состояние окружающей среды.

Согласно работе What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050 (What a Waste 2.0), опубликованной в 2018 году Всемирным банком, ежегодно в мире образуется 2,01 млрд тонн твердых бытовых отходов (к 2050 году ожидается рост до 3,4 млрд тонн), а каждый человек производит в день в среднем 0,74 кг (данное значение варьируется от 0,11 кг до 4,54 кг в разных странах), в Казахстане – 0,78 кг в день. Страны с высоким уровнем дохода производят порядка 34% мировых отходов (683 млн тонн), хотя на них приходится лишь 16% населения мира.

Исходя из этих данных, в год каждый человек в среднем образует 270 кг, в Казахстане – 285 кг, а по некоторым данным каждый казахстанец ежегодно производит более 400 кг отходов, на полигонах находится более 45 млн тонн твердых бытовых отходов.

Работа What a Waste 2.0 также демонстрирует состав отходов, где бумага и картон в среднем по миру занимают 17%. Этот показатель варьируется в зависимости от уровня доходов. К примеру, в странах с высокими доходами объем бумаги и картона в морфологии отходов составляет 25%, в низких – 7%. Исследование относит Казахстан к странам с доходами выше среднего, где доля бумаги и картона в составе отходов – 12%.

Население Казахстана, согласно данным Бюро национальной статистики (БНС), по состоянию на начало 2023 года составляет более 19,7 млн человек.

Имеющиеся цифры позволяют сделать вывод, что в Казахстане ежегодно образуется порядка 676 тыс. тонн макулатуры (19,7 млн чел. умножаем на 285 кг и на 12%). Если же довериться альтернативным сведениям (объем образования отходов не 285 кг, а 400 кг на одного человека), объем ежегодно образуемой макулатуры составит уже 948,8 тыс. тонн.

По данным БНС, в 2022 году в Казахстане было собрано только 149 тыс. тонн макулатуры, картона и отходов бумаги. Получается, это 16-22% всего объема ежегодно производимой в Казахстане макулатуры.

Общемировая средняя стоимость 1 кг макулатуры составляет в эквиваленте около 100 тенге, в странах Евросоюза – до 180 тенге. Это означает, что объем казахстанского рынка макулатуры, картона, отходов бумаги варьируется от 67,6 млрд до 94,8 млрд тенге ежегодно, а бюджет недополучает налоговых поступлений от реализации оставшихся непереработанными объемов макулатуры, картона и отходов бумаги стоимостью 53-80 млрд тенге.

Нельзя забывать, что Экологический кодекс запрещает принимать для захоронения на полигонах макулатуру, картон и отходы бумаги, что связано с вредным воздействием последних на окружающую среду при разложении.

Как следствие, 78-84% (527 тыс. – 800 тыс. тонн) объемов макулатуры, картона, отходов бумаги в Казахстане остаются непереработанными. Вероятно, вопреки нормативному запрету эти отходы отправляются для захоронения на полигоны.

Кто выступает за запрет вывоза

Запрет на вывоз из Казахстана ПЭТ-отходов, макулатуры и отходов бумаги выгоден предприятиям переработки вторсырья. По их мнению, из-за того что вторичное сырье утекает за границу, отечественные переработчики работают не в полную мощность.

Однако они упускают важную деталь. По данным Министерства индустрии, производственная мощность крупных казахстанских предприятий по переработке макулатуры составляет 261 тыс. тонн в год в зависимости от ее марки, и это всего лишь 28-39% от общего объема образования отходов.

В отличие от периодических инициатив введения разного запретов на вывоз вторсырья из Казахстана, выгодно смотрится идея привития населению культуры раздельного сбора отходов. Именно ввиду непривлекательной цены приема вторичного сырья население перестает заниматься сбором, как результат – увеличивается объем отходов на полигонах.

Летом 2022 года Министерство индустрии ввело шестимесячный запрет на вывоз ПЭТ-отходов. В результате, согласно данным БНС, объемы отходов пластмассы, пластика, полиэтилена и ПЭТ-упаковки упали со 158 тыс. тонн в 2021 году до 68,4 тыс. тонн в 2022 году.

По данным Министерства финансов, сумма собранного ИПН с физических лиц, занимающихся сдачей вторичного сырья, упала с 91,6 млн тенге в 2021 году до 20,1 млн тенге в 2022 году, а количество предприятий по сбору сократилось с 123 до 109 соответственно.

При инициировании этого запрета ассоциация упаковщиков делилась планами установить «от нескольких сотен до тысячи фандоматов» для приема пластиковых бутылок. Представители отрасли сбора вторичного сырья сомневаются, что эта затея была воплощена в реальность.

Отрасль в напряжении

С 2022 года, после того как АО «Жасыл Даму» приняло на себя обязательства по приему и распределению утилизационного платежа, система сбора и переработки отходов перестала получать субсидирование в рамках программы ЕсoQoldaý.

По имеющейся информации, в настоящее время готовится нормативная база, необходимая для возобновления программы, что позитивно отразится на развитии отраслей сбора и переработки отходов. Пока же отрасль сбора вторичного сырья находится в постоянном напряжении – вводимые с некоторой периодичностью запреты на экспорт отходов – лишь часть нестабильных правил игры.

Например, акиматы Астаны и Алматы (в отличие от других регионов) вопреки ст. 48 Земельного кодекса отказываются предоставлять земельные участки под пункты приема вторсырья без торгов, нынешнее руководство Комитета по управлению земельными ресурсами по этому поводу бездействует. Минтруда не поддерживает упрощение механизмов привлечения иностранных работников для отрасли сбора и сортировки отходов, а Миннацэкономики не видит причин для оптимизации сложной системы уплаты ИПН предприятиями по сбору отходов.

Предприятия по сбору вторичного сырья находятся в орбите постоянного регуляторного давления, война в Украине усугубила ситуацию с запретами на вывоз отходов. Представители отрасли сбора отходов сообщают, что в настоящее время в Турции и странах Евросоюза наблюдается дефицит макулатуры (по известным причинам российские целлюлозно-бумажные комбинаты больше не могут обеспечивать их сырьем). Европейские заводы проявляют высокий интерес к казахстанскому сырью, но налаживание деловых связей возможно лишь при отмене запрета.

Возобновление экспорта макулатуры из Казахстана за пределы ЕАЭС позволит увеличить объемы собираемости отходов. Вовлечение этих объемов макулатуры в экономический оборот страны, несомненно, увеличит рост поступлений в бюджет, повысит занятость населения, позитивно отразится на деловой активности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить