Казахстан стоит на пороге топливного дефицита

11274

30% бензина марки АИ-92 Казахстан сегодня завозит из России. С начала 2015, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в РФ выросли на 2,7%, цены производителей – на 32,7%. С учётом укрепившегося курса рубля перспективы казахстанского рынка ГСМ видятся неутешительными

Фото: rtvi.com

К концу августа картина выглядела следующим образом: тонна бензина «Регуляр-92», по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоит на оптовом рынке в РФ 40 975 рублей, литр АИ-92 на АЗС – в среднем 33 рубля, или порядка 120 тенге. Очевидно, что ввоз российского бензина в Казахстан сегодня невыгоден.

Только за последний месяц рубль по отношению к тенге укрепился на 16%, с 18 августа – на 25%. Между тем, последний раз изменение предельной стоимости ГСМ в Казахстане проводилось 26 мая. Цена на бензин марки АИ-92 тогда была повышена с 99 тенге до 108 тенге за литр и далека от соответствия сегодняшним реалиям. Напомним, что с осени 2014 Казахстан несколько раз снизил предельную стоимость ГСМ. Минимальная цена за литр самого ходового бензина – АИ-92 составляла 99 тенге.

Если добавить к отсутствию экономических предпосылок для импорта российского топлива тот факт, что Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), на долю которого приходится более 50% производства АИ-92 в республике, с 10 сентября остановит свою работу для проведения планового ремонта, перспектива бензинового дефицита в Казахстане видится неотвратимой. При этом стоит отметить, что исторически Павлодарский НПЗ останавливался на ежегодный ремонт в июле, но, во избежание дефицита ГСМ в период «активного» рынка, вывод на ремонт был смещён на 2 месяца позже.

Остатки ГСМ у нас небольшие – по информации Минэнерго, в середине июля запас бензинов на нефтебазах составлял 258 тыс. тонн. Между тем по приблизительным подсчетам осенью в республике ежемесячное потребление бензина составляет около 270 тыс. тонн.

Среди других факторов, оказывающих давление на цену топлива, - реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов. Она требует инвестиций, а следовательно - заёмных средств, которые надо обслуживать, поэтому НПЗ придется поднимать стоимость переработки.

Перед государством стоит сложный выбор: удерживать действующие цены на бензин, закрыв глаза на грядущую масштабную нехватку топлива, или поднять розничные цены. Только увеличив стоимость АИ-92 на внутреннем рынке, удастся создать условия для поставок в страну импортного бензина и исключить переток ГСМ в близлежащие республики.

Главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК Олег Егоров не исключает повышение цен на топливо уже в сентябре-октябре. «Имеющихся сегодня в стране запасов хватит на месяц. Если остановится ПНХЗ, придется еще и увеличивать импорт из России, а там бензин сейчас стоит дороже, чем в Казахстане, – отмечает он, подчеркнув, что ситуация усугубляется нестабильностью мировой экономики: - Выгоды от экспорта нефти мало – в доход государства идёт незначительная часть по сравнению с тем временем, когда «чёрное золото» стоило $100-$110 за баррель. Мы зависим от ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Сейчас речь идёт о том, чтобы верстать бюджет, исходя из цены на нефть в $30 за баррель. Хотя как в такой ситуации выживать - пока непонятно».

Модернизация действующих НПЗ могла бы помочь отечественному рынку ГСМ, однако этот процесс затягивается.

«На Атырауском НПЗ за 2014 было переработано 4,92 млн тонн нефти, на Павлодарском НХЗ – 4,926 млн тонн, на Шымкентском НПЗ – 5,065 млн тонн. Около 30% от переработанной нефти приходится на бензин, 40% – на дизельное топливо. В итоге за прошлый год наши НПЗ произвели 3 млн тонн автобензинов, в том числе 1,99 млн тонн АИ-92», – приводит данные Егоров. При этом потребление АИ-92 в Казахстане – 2,8 млн тонн. В 2015, согласно озвученным еще в феврале планам, объём переработки нефти на НПЗ планируется снизить на 4%, до 14,328 млн тонн. А значит, завозить самую ходовую марку ГСМ в натуральном объёме придется ещё больше. Учитывая, что насыщение внутреннего рынка сегодня на треть обеспечивается импортом, может, стоит вслед за тенге пустить в свободное плавание и цены на нефтепродукты?

Напомним, последний раз Казахстан столкнулся с дефицитом ГСМ осенью 2014. После проведённой в феврале девальвации правительство искусственно сдерживало розничные цены на бензин на уровне 115 тенге за литр. В России за это время стоимость ГСМ повысилась, в пересчёте на казахстанскую валюту, до 165-170 тенге за литр. В итоге тогда, как и сегодня, завозить топливо из РФ стало экономически нецелесообразно, и в результате страна столкнулась с масштабной нехваткой топлива.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить