Какие торгово-развлекательные центры «умрут» в Казахстане?
Такой вопрос был поставлен перед Петером Горановым на одной из сессий международной выставки моды Central Asia Fashion, Autumn – 2016, прошедшей в Алматы
Многие торговые центры Казахстана, по словам директора департамента стратегического консалтинга и оценки Scot Holland LLP Петера Горанова, находятся в кризисной ситуации.
- Апокалипсис только начинает набирать силу. Я ничего позитивного не вижу не только на следующий год, но и на следующие 3-5 лет, - поделился он своими ожиданиями, выступая на сессии под названием «Постапокалиптический синдром покупателя: настроения и ожидания».
Спикеру задали вопрос: «Какие ТРЦ умрут в Казахстане?». Он справедливо заметил, что называть конкретные ТЦ будет некорректно с его стороны.
- Я лучше назову те ТРЦ, которые, на мой взгляд, сегодня являются успешными. Это - MEGA, ТРЦ Dostyk Plaza, Mall Aport, и ТРК группы компаний ARCADA. Мало кого еще можно назвать успешными на этом рынке, - сообщил Петер Горанов. – Необходимо понимать, что сегодня развлекательный компонент является одним из важнейших в ТРЦ. Еще 10 лет назад он приносил меньше 10% прибыли, а сейчас этот показатель равен 40%. Сегодня люди могут весь день провести в ТРЦ, ничего не купить и при этом потратить $200.
F: Петер, вам не обязательно называть ТРЦ, которые угасают, думаю, потребители и сами их прекрасно знают. Но по каким причинам это происходит?
Почему Тульбасов не считает в тенге и зачем строит в кризис
Известный казахстанский бизнесмен, владелец и глава TS Development Серик Ту... →
- Угасание ТРЦ происходит по трем причинам. Во-первых, возраст. Даже самый успешный ТРЦ в мире через 10 лет умрет. Обновлять концепцию необходимо каждые 5-6 лет. Вторая причина - непродуманная концепция и набор арендаторов. Зачастую торговые центры открываются уже «мертворожденными», так как концепция не продумана. Третья причина – кризис, от него никуда не денешься. Люди начинают тратить меньше и экономят, в первую очередь, на походах в рестораны и покупках в ТРЦ. В кризисные периоды потребители сокращают покупки на 40-50%.
То есть, даже если все сделано правильно – концепция, подборка арендаторов, местоположение – но ТРЦ открывается в кризис, это неправильное время для старта. Торговый центр, открытие которого запланировано на тяжелый экономический период, не будет успешным. Это правило работает не только для ТРЦ, но и для ввода в эксплуатацию жилых комплексов, бизнес-центров, ресторанов и гостиниц. Сейчас можно открыть прекрасный ресторан, но кто туда будет ходить? Никто – у людей денег нет.
F: Эксперты на протяжении длительного периода времени уверяют, что в Казахстане недостаточно торговых площадей. При этом даже в успешных ТРЦ есть пустующие площади. Как дело обстоит на ваш взгляд?
На какие бренды ориентируется MEGA в кризис
Ждать ли нам новых игроков на рынке РК и как в ТРЦ MEGA решают проблему с а... →
- Возможно, где-то в регионах торговых площадей и не хватает, а в Алматы и Астане уже более, чем достаточно. Астана уже перенасыщена, Алматы подходит к моменту перенасыщения. Считается, что на 1 тыс. человек должно приходиться в среднем 250 кв. м торговых площадей. Сегодня в Астане на 1 тыс. человек приходится боле 400 кв. м, в Алматы - больше 300 кв. м, В Шымкенте – 300 кв. м. Но ведь проблема не в простой нехватке торговых площадей, а в недостатке качественных торговых площадей – современных, хорошо оборудованных, с продуманной концепцией.
F: В Алматы достаточно качественных торговых площадей?
- Торгово-развлекательные центры MEGA, Dostyk Plaza, Mall Aport. Вот и все, в принципе. Количество квадратных метров выше нормы, но качественных не хватает. Сейчас в южной столице строится ТРЦ Forum Almaty на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Тимирязева. Это будет очень большой и хороший ТРЦ. Его площадь будет составлять 155 тыс. кв. м. Им занимается Turkmall - крупнейший оператор ТРЦ в Турции и один их крупнейших в Европе.
F: Когда его запустят, качественных торговых площадей в Алматы будет достаточно?
- Мы достигнем баланса.