Игра в монополию

8420

14 мая в Алматы прошли гражданские слушания «Тарифам - прозрачность, населению - платежеспособность». Организаторы надеялись, что состоится диалог между потребителями услуг, представителями гражданского сектора и госорганов

Организаторы слушаний - Общенациональная социал-демократическая партия, Международное Казахстанское бюро по защите прав человека и соблюдению законности, общественные фонды и объединения - решили обсуждать наболевшие проблемы в новом формате: в формате диалога между населением и государственными структурами, которые связаны с тарифообразующей и социальной политикой страны. Цель слушаний - предоставить гражданам возможность повлиять на решение тех вопросов, которые касаются их жизненно важных прав и интересов.

Жармахан Туякбай.

- Мы хотим показать новую форму (сотрудничества - F). Чтобы не говорили, что мы популисты, сегодня хотим разобраться, почему растут цены, тарифы. Мы пригласили представителей республиканских ведомств, отвечающих за соответствующие вопросы. Но они не пришли: видимо, у них нет аргументов. Самое главное, что сегодня присутствуют простые люди (на встречу пришли примерно сто человек - F). Пусть они сами скажут, как страдают, как сводят концы с концами, так мы дадим взвешенное мнение властям, - объяснил задумку в своем вступительном слове председатель ОСДП Жармахан Туякбай.

Как заявили организаторы, приглашения были разосланы в министерства труда и соцзащиты, индустрии и новых технологий, экономики и бюджетного планирования, агентства по регулированию естественных монополий (в том числе в его алматинский департамент), по защите конкуренции, акимат Алматы. В итоге от госорганов в слушаниях приняла участие только замдиректора алматинского департамента по регулированию естественных монополий Анар Рахимбаева.

«Тарифы задают общий темп роста цен»

Петр Своик

По задумке организаторов, дискуссии должны были разворачиваться вокруг доклада члена экспертного совета по тарифообразованию НЭПК «Союз «Атамекен» и президиума ОСДП Петра Своика. Он объяснил, почему на слушания была вынесена именно тема тарифов и платежеспособность населения. Во-первых, по его словам, сейчас в стране это наиболее важные и острые проблемы. Во-вторых, ОСДП приняла новую программу, в которой показывает, при какой тарифной политике могут и предприятия-услугодатели развиваться, и население сможет жить нормально.

- Правительство самоустранилось от «социалки» и от тарифной ситуации, все отдано на откуп монополистам, - заявил докладчик и перешел к цифрам: - По данным Агентства РК по статистике, с 2005 по 2011 годы плата за электричество более чем удвоилось (рост на 118%), стоимость газа, холодной и горячей воды выросла в полтора раза. В прошлом году при отчетной инфляции 6% платные услуги выросли на 9,3%, в том числе горячая вода на 10,8%, электроэнергия на 10,1%, услуги ЖКХ на 8,2%.

Петр Своик считает, что какой бы либеральной у нас ни была экономика, правительство может ограничивать рост тарифов, образно говоря, натягивая поводья, накинутые на монополистов. В Казахстане же эти поводья ослаблены, более того - власти «пришпоривают» услугодателей.

- В 2009 году наши власти решились на концептуальные изменения в тарифной политике. Если раньше монополисты приходили (в соответствующие госорганы - F) с заявками, чтобы получить разрешение на повышение тарифов на следующий год, то сейчас тарифы поднимают даже без проведения общественных слушаний. Поэтому мы уже четыре года живем по тарифам, утвержденным на несколько лет вперед, - до 2015 года. Так, для обеих Экибастузских ГРЭС и Аксуской ГРЭС (они дают более 40% установленных мощностей в стране) среднегодовой рост тарифа составляет 20,6%. То есть каждый год, никого не спрашивая, они будут прибавлять 20,6% к своим тарифам. Это задет общий темп роста цен в стране, - заявил спикер.

Куда уходят деньги?

Как теперь утверждаются тарифы всех субъектов естественных монополий? По словам г-на Своика, монополисту не надо приходить каждый год с новой заявкой, ему достаточно один раз представить так называемый инвестиционный проект: посчитать те затраты, которые необходимы не только для эксплуатации, но и для расширения мощностей. Как утверждает эксперт, такие проекты делаются «на коленке», что, однако, не мешает монополисту получать добро на повышение тарифа на несколько лет вперед.

- В 2009 году была принята госпрограмма по модернизации ЖКХ. Часть денег должен был выделить бюджет, часть через тарифы заплатим мы с вами. До 2015 года бюджет должен заплатить 237 млрд тенге, а через тарифы мы должны были с вами заплатить 184 млрд. Что получилось? План был серьезно перевыполнен за счет наших с вами инвестиционных тарифных доплат. По состоянию на 2012 год с населения собрано 507 млрд тенге. На развитие электроэнергетики (это предусмотрено другой госпрограммой) с 2009 по 2015 год запланировано 951 млрд тенге, в том числе бюджет выделяет 290 млн тенге, через тарифы и займы предприятия должны получить 661 млн тенге. С 2009 по 2012 годы уже собрали через инвестиционную тарифную надбавку 541 млрд тенге, - привел официальные данные Петр Владимирович.

По информации спикера, эти деньги в числе прочего были потрачены на восстановление нескольких турбин. Как сообщил Своик, каждый восстановленный кВт обошелся в $2700, тогда как современная строительная стоимость электростанции «с нуля» не превышает $1500-1700 за кВт.

- Куда что уходит - непонятно! В энергетике очень большой процент разворовывается. Четверть оседает в чьих-то карманах, - предположил г-н Своик.

Инвесторы поневоле

Но раз государство сделало всех потребителей услуг «инвесторами поневоле», то инвесторы по законам рыночной экономики должны что-то получать взамен своих вложений - или право собственности на тот объект, который создан или отремонтирован на средства инвестора, или деньги, считает член экспертного совета по тарифообразованию.

- Это предусматривают Гражданский Кодекс и Конституция. А правительство говорит: «Ты плати!». А куда оно (инвестиционные тарифные надбавки - F) уходит? В частные карманы, ведь почти вся «коммуналка» приватизирована. Мы инвестируем «евразийцев», «Казахмыс», - сказал Петр Своик.

Он предложил «решительным образом потребовать от правительства проводить технический и финансовый мониторинг монополистов, а потом решать, что делать с тарифом».

Минимальный прожиточный минимум «бессовестно занижен»

Расчет прожиточного минимума стал второй темой выступления Петра Своика. Сначала он привел официальные данные.

- Продовольственные товары составляют 60% прожиточного минимума. Сейчас эта цифра равна 10019 тенге. Официально считается, что на эти деньги можно прожить месяц, получая нормальное сбалансированное питание. Остальные 40% в структуре прожиточного минимума - это те же самые коммунальные услуги, это полечиться, обуться-одеться, куда-нибудь съездить. В результате мы имеем минимальный прожиточный минимум 16698 тенге, - объяснил г-н Своик.

Он рассказал, что в ОСДП по своей методике пересчитали прожиточный минимум (в разрезе по регионам).

- Мы посчитали самые-самые необходимые продукты. Затем посчитали, сколько стоит посуду помыть, самому помыться, постираться. И наконец - заплатить за квартиру. Сколько стоит прокормиться по минимуму в Алматы? В среднем 13339 тенге. Помыться-постираться - 2030 тенге. Тарифы за одного человека в маленькой 30-метровой квартире - 7894 тенге. В Астане пропитаться гораздо дороже, чем в Алматы (15888 тенге), а квартира обходится гораздо дешевле (5072 тенге). Ели считать в целом, то в Алматы одинокому человеку, чтобы не умереть с голоду и чтобы его не выкинули из дома за неуплату комуслуг, надо иметь 32155 тенге (в эту сумму не заложены расходы на одежду и лекарства). В Астане - 33828 тенге. В Караганде - 33952 тенге. Почему-то Караганда оказалась у нас самым дорогим городом.

То же самое партийцы в ОСДП посчитали для стандартной семьи из пяти человек, приживающих в квартире площадью 80 кв. м. В Алматы такой семье в месяц потребуется 194961 тенге, в Астане - 200428 тенге, в Караганде - 200557 тенге.

- Получается, что на продукты уходит, даже по минимуму, гораздо больше денег, чем нам считает Агентство по статистике. Но главное, что коммуналка начинает подъедать все оставшиеся 40% (непродовольственной части прожиточного минимума - F), - акцентировал внимание г-н Своик. - Если правительство считает, что в 40% «упаковано» всё, то мы сообщаем: «Нет. В 40% «упакована» только коммуналка. На «лечиться, обуться, одеться» не хватит». Следовательно, мы должны потребовать от власти перестать хлюздеть в арифметических подсчетах и считать продовольственную корзину в рыночных ценах.

Расходы на коммуналку, на медицинское обслуживание тоже нужно «считать прямым счетом» - сколько это реально стоит. То есть нужно определить реальный прожиточный минимум в Казахстане, призвал выступающий.

- Почему это важно? Именно от него высчитываются и минимальные пенсии, и минимальные зарплаты, и пособия, и стипендии. Это базовый показатель, который бессовестно занижен. Это не только плохо для людей, но и для поддержания электроэнергетики и коммунальных структур плохо. Может, и надо у людей больше брать за комуслуги, но у них денег нет. Поэтому повышать уровень жизни людей не только социально, это и экономически выгодно, - считает Петр Владимирович.

«Антимонопольщики защищают монополистов»

Канагат Такеева.

Председатель алматинского городского общества по защите прав потребителей «Норд-вест» Канагат Такеева заявила на слушаниях: если раньше комуслуги «съедали» 30-35% семейного бюджета, то сейчас эта цифра выросла до 70%. Г-жа Такеева считает, что корень проблемы в том, что АРЕМ не выполняет возложенных на него функций - не отстаивает интересы потребителей. Напротив, антимонопольщики, по выражению спикера, играют роль защитников монополистов.

- Нужно создать гражданский комитет, который будет защищать права потребителей на всех уровнях, - предложила докладчица. - Объекты ЖКХ должны вернуться в государственную собственность.

Забегая вперед, скажем, что эти предложения, когда обсуждалась резолюция гражданских слушаний, поддержали все участники встречи.

«Надо распустить АРЕМ»

Газиз Алдамжаров.

Коммунист Газиз Алдамжаров в своем выступлении привел такие данные статагенства: потребление продуктов питания увеличилось в 4 раза, молока - втрое, яиц и овощей - вдвое.

- Это (рост потребления) у 10% обеспеченных семей, у малообеспеченных (снизилось) употребление круп и хлеба. В таких условиях поднимают коммунальные тарифы. Если он сегодня хлеба недоедает, то завтра платить не сможет. Он пойдет на социальное дно. Нам говорят, что с 1 сентября поднимутся тарифы на 50% на горячую воду и тепло, так они хотят обеспечить 30% плановой прибыли. Почему во власти никто не разобрался, почему мы так много платим? Мы платить будем: если этого делать не станем, то будет разруха. Но мы хотим знать, за что платим, - сказал коммунист.

Он привел цифры 20-летней давности: тогда износ оборудования, генерирующего электроэнергию, составлял 70%. Сейчас оно изношено на 83%.

- Мы деньги выделяем на обновление. Куда делись деньги? Почему мы этого не знаем? - задался вопросами спикер. - Для этого нужно, чтобы была равноправная диалоговая площадка, в которой должны участвовать АРЕМ, мы от имени народа и производитель услуг. Но в нашей стране не добиться такого диалога. Я двадцать лет хожу на «круглые столы», ни разу никто не посещал от этих структур.

Также Газиз Алдамжаров предложил «распустить АРЕМ и 141 контролирующую организацию, которые мы кормим, но которые нас не защищают».

«Базар-вокзал» как прообраз диалога

Замдиректора алматинского Департамента по регулированию естественных монополий Анар Рахимбаева на критику своего ведомства никак не отреагировала. Она… согласилась с мнением выступающих, что «тарифы должны быть прозрачными».

- Формирование тарифов проводится путем проведения публичных слушаний. Представлена заявка от субъектов монополии, на слушания приходят все желающие и могут задать вопросы монополистам. В текущем году всеми монополистами проводились публичные слушания: они отчитывались перед потребителями о проделанной работе за прошедшей год, - только-только начала рассказывать о работе департамента г-жа Рахимбаева, но модератор ее прервал: мол, понятно, что вы за все госорганы отвечать не сможете и по существу выступить тоже не сможете.

- Ответить на все вопросы я не могу, - согласилась чиновница. - Необходимо обсуждать и поднимать эти вопросы, чтобы у каждого был доступ к информации о формировании тарифов.

После этого с вопросами о тарифах на Анар Рахимбаеву «напала» одна из представительниц гражданского общества. И произошло то, что в просторечье принято называть «базар-вокзал». После этого, наверное, диалог между населением и властью можно считать состоявшимся. Пускай хотя бы и в таком виде.

Резолюция гражданских слушаний "Тарифам прозрачность - населению платежеспособность"

Предложения правительству по тарифной политике

1. Перейти к назначению тарифов по результатам фактической эксплуатационной и инвестиционной деятельности монополистов. Эти результаты устанавливать по данным ежегодных комплексных аудитов, проводимых специализированными организациями на плановой и постоянной основе.

2. Обеспечить прозрачность аудирования через включение в него представителей организаций потребителей и иных НПО.

3. Тариф для уже подключенных потребителей устанавливать из расчета покрытия эксплуатационных и реновационных затрат только для действующих мощностей и сетей. Инвестиционный тариф применять только для вновь подключаемых потребителей, а также для иных потребителей, переходящих на него в добровольном порядке. В любом случае, применение инвестиционного тарифа должно сопровождаться получением инвестором своей доли во вновь создаваемых мощностях либо платежными преференциями после завершения инвестиционного цикла.

4. Обеспечить прозрачность формирования тарифов на кВт-час через публикацию информации по всем заключаемым на «оптовом рынке электроэнергии» сделкам купли-продажи, с указанием цен электростанций, их покупателей, платы за передачу по магистральным и распределительным сетям и конечных потребителей.

5. Тарифы на электроэнергию, дифференцированные по часам суток, применять только по добровольному выбору потребителя.

Предложения по повышению минимальной платежеспособности населения

1. Привести в соответствие с реалиями методику и цифровые подсчеты «потребительской корзины», лежащей в основе определения минимальных зарплат и пенсий.

2. Продуктовая часть «прожиточного минимума» должна определяться при участии специалистов по питанию и общественных организаций, подтверждающих объективность реальной рыночной стоимости соответствующих продуктов по регионам.

3. Из непродуктовой части «потребительской корзины» должна быть выделена и прописана отдельной строкой стоимость коммунальных услуг, в мониторинге которой также должны участвовать соответствующие региональные НПО.

4. Отдельной строкой также должна проходить и высчитываться стоимость медицинского обслуживания и приобретения лекарств.

5. Сорок процентов по строке «прочее» должны отсчитывать от реально подсчитанной суммарной стоимости питания, затрат на ЖКХ и поддержание здоровья.

Резолюция заканчивается словами: «Участники гражданских слушаний настоятельно рекомендуют правительству прислушаться к этим рекомендациям и приступить к их реализации. В противном случае сдвоенная проблема: дефицит средств для поддержания и развития энергетики и ЖКХ, вкупе с исчерпанием платежеспособности и терпения населения, целиком ляжет на власти».

Документ направят в правительство и другие ведомства.

Ссылки по теме:

«Бегом за тарифами. Часть 1», 19 марта 2013,

«Бегом за тарифами. Часть 2», 20 марта 2013,

«Бегом за тарифами. Часть 3», 27 марта 2013,

«Бегом за тарифами. Часть 4», 28 марта 2013.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить