Все в дом: как в Resmi решил создать финансовый холдинг на базе Yurta

15846

Поставщики услуг и потребители оценивают super app группы

Александр Манаенко
Александр Манаенко
ФОТО: © Андрей Лунин

Будущее за системными платежными решениями, уверен директор финтехкомпании Yurta Александр Манаенко. Пять лет назад по инициативе акционера инвестиционный финансовый дом (ИФД) Resmi перезапустил финансовый бизнес, уходя от классического инвестбанкинга в сторону набиравших популярность платежных решений. Была принята концепция Yurta с бизнес-моделью «финансы на 360 градусов», в которой все просто, выгодно и надежно.

Юрта – это мобильный круглый дом. Для потребительского финансового бизнеса юрта символизирует колесо потребностей, когда в центре внимания – потребитель и его повседневные нужды. «Мы пошли по этому колесу, постарались быть consumer centric: изучили платежи, переводы, кредиты, страхование, системы лояльности и личные инвестиции. Стали смотреть, какие еще проекты можно сделать внутри этих направлений», – рассказывает Манаенко. К тому времени он ушел с позиции главы ИФД Resmi, перей­дя в его совет директоров, чтобы далее возглавить управляющую компанию создаваемого финансового холдинга.

Новая команда не стала двигаться как стартап и создавать продукты с нуля, а изучила, какие проекты можно купить в финансовых секторах. Yurta задумывалась как super app для финансовых продуктов и решений, и первой покупкой стала RPS Asia – платежная организация с лицензией Нацбанка на проведение платежей, эмиссию электронных денег, создание кошельков. RPS Asia стал платежным шлюзом экосистемы Yurta с передачей платежных транзакций через мобильное приложение и электронный кошелек с привязанной к ним виртуальной картой VISA, поддержкой Apple Pay, Samsung и Android Pay. Платежный шлюз дал возможность «навешивать» на экосистему различные сервисы, а принцип конструктора в их подборе – добавлять нужную инфраструктуру в копилку экосистемы.

Yurta основывается на двух ключевых направлениях. Первое: Yurta Dom – интегрированная система по управлению отношениями В2b2c в ЖКХ. Основа сервиса, купленный после RPS Asia информационно-вычислительный центр (ИВЦ) – оператор единого платежного документа для оплаты услуг ЖКХ. Yurta Dom начинался с формирования единого платежного документа для домохозяйств в бумажном виде. Затем документ уже предоставлялся в электронном формате. На его основе RPS Asia распределял платежи по поставщикам услуг для органов управления ЖКХ. Сейчас в системе посредством мультиприложения расширены транзакции до треугольника В2b2c, где с – это домохозяйства, b – КСК и ОСИ, а В – субъекты естественных монополий и поставщики услуг. Для каждой аудитории есть свое цифровое решение по принципу «одного окна».

Домохозяйства управляют платежами и коммуникациями. Через приложение можно оплачивать счета и контролировать расходы (показания индивидуальных приборов учета, квитанции и история платежей собраны в одном месте), при этом приложение оцифровывает показания счетчика и заносит их в систему. Органы управления ОСИ и КСК внутри Yurta Dom в приложении «Yurta Абонент» видят задолженность домохозяйств и состояние платежей, показания счетчиков, протоколы голосования. Алгоритм помогает управлять финансовым потоком и разносит платежи по двум счетам: операционный (средства для содержания КСК или ОСИ) и накопления на капитальный ремонт. Дополнение для КСК и ОСИ – маркетплейс смежных отраслей, где можно найти лучшее предложение, например, по охране или клинингу, изучив рекомендации рынка и цены. Монополистам и поставщикам услуг (клиентам категории В) мультиприложение предлагает контроль платежей и показаний счетчиков.

Сейчас Yurta Dom обслуживает более 2 млн лицевых счетов домохозяйств, годовой оборот транзакций составляет более 24 млрд тенге, услугами пользуются в Алматы, западном и восточном Казахстане, Таразе, и запущен пилот в Кыргызстане, в городе Бишкеке. «В этом секторе было много стартапов, но практически все через определенное время «сдувались». Мы же пошли от двусторонних платежей к маркетплейсу. Если спросить, зачем нужен еще один кошелек, когда есть продвинутые приложения банков, отвечу, что наш функционал расширен и открыт для всех игроков на этом поле. Банки-партнеры используют возможности RPS Asia в своих приложениях. Когда вы делаете платеж через приложение банка, он зачисляет деньги платежной организации, то есть нам, и мы рассчитываемся с поставщиком услуг», – отмечает собеседник.

По его мнению, банкам выгодно работать с RPS Asia как с outsourced, так как идет экономия по IT и по учету транзакций: банк делает одну интеграцию и одну сверку с платежной организацией, которая сверяет данные со всеми поставщиками услуг для клиентов банков. Еще платежный агрегатор расширяет каналы получения новых клиентов. Если, к примеру, учебное заведение хочет получать деньги за услуги через интернет-банкинг, ему придется объехать все банки Казахстана и Кыргызстана, со всеми договориться, интегрировать с ними IT, делать ежемесячные сверки. «Это в большинстве случаев нереально. В случае заключения контракта с RPS Asia получается быстрый запуск через «одно окно», – поясняет Манаенко. В 2022 году годовой оборот RPS Asia достиг 180 млрд тенге. К платежам подключено 14 банков и свыше 180 платежных агентов с охватом более 1 млн пользователей.

Межвидовые коллаборации

Второе ключевое направление Yurta – система лояльности Yurta Multi App, которую финтех организует для своих партнеров – известных брендов и сетей. В мире крупный ретейл уже подошел к пониманию активного развития финтехрешений. Они дают экономию на платежах, гибкость программам лояльности, упрощают клиентский путь, а главное – обеспечивают инвестиции в финтех. Крупные сети получат преимущество, так как их финтехи предлагают сетям и магазинам «у дома» решения в виде электронных кошельков покупателей, расширяя возможности использования баллов и бонусов торгового бренда.

Александр Манаенко
Александр Манаенко
Фото: © Андрей Лунин

В Казахстане производители первыми стали использовать финтехпартнеров в программах лояльности. Yurta Multi App конвертирует бонусы в живые деньги в кошельке Yurta. «Пользователи могут конвертировать свои баллы в других приложениях в деньги или оплату услуг в приложении Yurta. Для этого провели агрегацию баллов лояльности, но с акцентом не на банки, так как они заинтересованы, чтобы потребитель тратил бонусы в их экосистеме, – поясняет Манаенко и уточняет, что super app Yurta строится как открытая система, в которую могут войти любые игроки FMCG: – Когда вы покупаете продукты питания, поставщик этой продукции хотел бы сказать вам спасибо своим бонусом. Если вы предпочитаете этот бренд, то, чтобы наладить с вами коммуникацию, бренд создает систему лояльности, которая влияет на рост продаж».

Программа лояльности в Yurta Multi App начисляет бонусы как магазину, так и покупателю. Монетизацию проводит кошелек Yurta, конвертируя баллы в деньги при оплате товара в этом же магазине или при оплате сотовой связи, услуг ЖКХ, платежа по кредиту и т. д. «Платежи становятся гибкими, этого ждет от них клиент. Ему интересна свобода в использовании бонусов программы лояльности другой компании, как правило, даже не из этого сектора», – делится наблюдениями собеседник. В проекте участвуют RG Brands с приложением Vpluse, Sulpak и другие. По словам Манаенко, Vpluse не столь важно, что его бонусы потратят не на его продукцию. За счет мотивации компания рассчитывает на построение лояльных долгосрочных отношений с потребителем. А super app Yurta получит новых пользователей, которым можно предложить услуги в общей экосистеме. «Заводя кешбэк от магазина в Yurta, мы даем клиенту решения по оплате, накоплению, кредитованию, а производитель больше продает своей продукции. Чем больше мы увеличим количество поставщиков брендов в системе, тем больше потребитель получит бонусов и свободы распоряжаться ими. Концепция закрытых экосистем – вчерашний день», – рассуждает Манаенко.

С крупными сетями Yurta работает не только в рамках программ лояльности. Используя платежный шлюз, ретейлу расширяют платежные услуги. Например, если возникают сложности со сдачей при оплате наличными, есть решение для перечисления сдачи на баланс телефона. Дополнительное решение – когда сеть делает кросс-промо с поставщиками услуг, дает решения, чтобы пользователь, накопив сумму по программе лояльности данной сети, мог бы потратить ее на услуги ЖКХ, пополнить подписку в приложении и др. Торговая сеть, таким образом, дает клиенту более широкий маркетплейс, который увеличивает клиентскую лояльность.

Финансы доверят профессионалам

Манаенко обращает внимание на взаимную выгоду сотрудничества финтехов и банков. Набирает силу тренд банковской регуляции, открывающий ранее недоступный банковский рынок финтехкомпаниям. Последние получат доступ к базам данных банковских клиентов и смогут предлагать им свои сервисы. Технология Baas свяжет финтехкомпанию с банком посредством технологий открытого банкинга. Но, скорее всего, цифровая дружба банков и финтехов останется в рамках нынешней иерархии, когда финтехи оказывают услуги банкам незримо для их клиентов, находясь, что называется, «под капотом».

Манаенко отмечает, что Yurta не конкурирует с банками. Для компании банки – это обычные клиенты и партнеры. «Мы привязали виртуальную карту VISA под брендом Yurta к балансу электронного кошелька с помощью крупнейшего банка страны, поскольку законодательство разрешает эмитировать карты исключительно банкам. Это интересный кейс, в котором мы даем банку пул клиентов в лице поставщиков услуг, а взамен обеспечиваем наших потребителей банковским сервисом», – уточняет Манаенко. Для Yurta купили карточный банковский процессинг, чтобы балансы электронных кошельков крутились на программном обеспечении Way4. На этом же ПО работают крупнейшие банки Казахстана и соседних стран. Софт Yurta отечественной разработки, переносит большие нагрузки и имеет защищенные каналы связи. Финтехкомпании через агрегацию систем лояльности поспособствуют тому, чтобы с рынка ушло банковское рабство – у потребителей была возможность выбирать услуги вне зависимости от того, в каком банке открыт счет.

Манаенко говорит, что Yurta имеет большие планы на трансграничные переводы в Центральной Азии, а также в Турцию, ОАЭ и Южную Корею. В будущем переводы станут третьей опорой бизнеса наравне с Yurta Dom и системой лояльности. В Кыргыз­стане несколько лет назад был куплен «Qiwi Кыргыз­стан». Сейчас платежный сервис называется «ОНОЙ» и входит в топ-3 платежных систем страны. Через платежный шлюз Yurta поставщики услуг в Казахстане и Кыргызстане получают доступ к банкам в обеих странах. Фактически в ЦА создан первый информационно-платежный тоннель, который в будущем может стать аналогом «центральноазиатского SWIFT» как основы для трансграничных переводов и платежей, говорит Манаенко. Эти решения сейчас интегрируются в партнерские решения с Узбекистаном, продолжая экспансию казахстанских финтехов на финансовые рынки ЦА.

По словам Манаенко, Yurta зарабатывает на транзакциях. В маркетплейсе свыше 4 млн пользователей, годовые показатели превышают 60 млн транзакций и более $600 млн, которые обеспечивают в том числе свыше 7,5 тыс. точек приема платежей и более 3,5 тыс. услуг в Казахстане и Кыр­гызстане, с более 200 тыс. скачиваний в Казахстане приложения Yurta. Такое «богатство» требует расширения. По словам Манаенко, в основной маркетплейс будут встроены кредитно-финансовая и инвестиционная платформы. Получится полное кольцо финансовых услуг: привлечение и приумножение средств плюс программы лояльности, где можно экономить. Как отмечает собеседник, получается банкинг без банковской лицензии. В свое время Yurta просмотрела много МФО, выставленных на продажу. В итоге решили в сектор напрямую не идти, а сделать открытый кредитный маркетплейс с возможностью кастомизации – «подгонки» ПО под партнера. Чтобы через платежный шлюз поставлять кредитным компаниям клиентов на кредитование, с одной стороны, и принимать платежи в погашение уже выданных займов – с другой.

Открытую концепцию выбрали и для инвестиционного маркетплейса. ИФД Resmi, переименованный в ИФД Yurta, был продан в начале апреля этого года. Работать с любой брокерской компанией, даже зарубежной, внутри super app Yurta будет выгодно по той же причине, что и с МФО: партнер полностью берет на себя свою часть качественного обслуживания клиента. По такому же принципу заходит в Yurta страхование. «Продав инвестиционный дом Yurta, мы готовы к новым проектам по нашему колесу потребностей клиента», – резюмирует Манаенко. По его словам, средства от продажи актива реинвестируются в развитие приложения Yurta и Yurta Dom. «Мы покупаем компании с потенциалом роста, – говорит Манаенко. – Например, RPS Asia имел до покупки ежемесячный оборот в 500 млн тенге, спустя четыре года – 15 млрд тенге в месяц. Рост в 30 раз за счет открытой экосистемы Yurta».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить